Формирование универсальных учебных действий посредством проектной деятельности в Образцовой студии моды и дизайна «Анютины глазки»
Финикова Татьяна Георгиевна
Финикова Татьяна Георгиевна педагог дополнительного образования
- Руководитель образцовой студии моды и дизайна «Анютины глазки»
- Руководитель городского методического объединения «Моделирование и конструирование одежды»
- Сертифицированный эксперт Ворлдскиллс по компетенции «Технологии моды», эксперт регионального чемпионата Junior skills, наставник –патриот
- Руководитель волонтерского отряда «Амурские тигрицы»
- Почетный работник общего образования
Обучение моделированию и конструированию одежды в студии «Анютины глазки»
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная программа технической направленности базового уровня для учащихся 12-15 лет
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная программа технической направленности продвинутого уровня для учащихся 16-18 лет
Новизна программы
- Программа состоит из двух блоков: блок технической направленности «Моделирование и конструирование одежды» и блок художественной направленности «Сценическое движение и дефиле».
- В основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через определенные виды деятельности.
- Обучение в студии предполагает проектный метод обучения, использование стандартов World Skills Russia, а также участие лучших учащихся в чемпионатах World Skills Russia Юниоры компетенции «Технологии моды»
Проектное обучение
- Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Приоритетной целью образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения
Проектная деятельность способствует формированию
В сфере личностных УУД:
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
- В сфере регулятивных УУД:
- Умение определять цели деятельности, ставить новые творческие учебные задачи;
- составление плана работы и следование ему по достижению цели;
- сопоставление получающегося результата с исходным замыслом;
- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
- В сфере познавательных УУД:
- умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель;
- умение выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- предполагать, какая информация нужна;
- сравнивать, обобщать, делать выводы.
- В сфере коммуникативных УУД:
- умение работать в группе;
- умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог;
- умение участвовать в коллективном творческом деле;
- умение выражать свои мысли .
Проектная работа и soft skills
- Проектная работа в команде позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).
Топ - 10 soft skills компетенций
- Комплексное многоуровневое решение проблем
- Критическое мышление
- Креативность
- Лидерские навыки
- Взаимодействие с людьми
- Эмоциональный интеллект
- Формирование собственного мнения и принятие решений
- Ориентированность
- Умение вести переговоры
- Гибкость ума
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена тем, что:
- Данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования.
- Владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
- Проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Проектная деятельность содержит:
- Анализ проблемы
- Постановку цели
- Поиск и обработку информации, ее анализ и синтез
- Выбор средств ее достижения
- Процесс достижения цели
- Презентация продукта
- Оценку полученных результатов и выводы
Этапы реализации проекта
- Диагностико-организационный
- Организационно-практический этап
- Заключительный, презентационный этап
Цель проектной деятельности:
- Понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных во время занятий
- Развитие творческих возможностей и способностей учащихся в ходе решения нетиповых проектных задач.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
- Умение анализировать
- Развитие креативности и критического мышления
- Умение составлять письменный отчет
- Формирование позитивного отношения к работе
Этапы выполнения проекта
Потребность, проблема, причина выбора
Определение конкретной задачи
Выбор модели
Банк проблем
Расчет себестоимости
Выбор оборудования, инструментов, приспособлений
Определение последовательности выполнения работы
Выбор материалов
Производство
Оценка проделанной работы
Защита проекта
Творческий проект по изготовлению швейного изделия
Конструкция, чертеж
Технология изготовления
Готовое швейное изделие
Эскиз
Дефиле
Защита проекта
Эскиз модели на отдельном листе
Защита проекта: показ моделей, оформление пояснительной записки
Готовое швейное изделие: поузловая обработка, сборка изделия
Альбом с образцами машинных швов, узлов изделия, сведения о тканях
Чертеж, моделирование
Репетиции подбор музыкального сопровождения
В цвете
Проектная деятельность в учебно-тематическом плане
- С первого года обучения воспитанники усваивают алгоритм проектной деятельности: выбор и обоснование темы, разработка требований к будущему изделию – дизайн-спецификацию, выполнение и испытание готового изделия, оценка и защита проекта. Темы проектов постепенно усложняются. Возрастает отводимое на проектирование учебное время.
Мониторинг результатов
- Карта рейтинговой оценки проектной деятельности
- Описание модели
- Тестирование
- Эскизирование
- «Зачетный лист»
- Анкетирование
- Собеседование
- Защита проектов
- Участие в показах коллекций
Карта рейтинговой оценки проектной деятельности
Этапы
№
Критерии оценок
Органи
1
Зационно-
Оценка
автор
Подгото-
Сбор, изучение и обработка информации
2
Вительный
педагог
Анализ проблемы оригинальность выбранной темы
3
комиссия
Планирование проектной деятельности
4
Исследова
Всего
5
Определение необходимых материальных затрат
тельско-кон-
Перечень идей, обоснование выбранной
структорский
6
7
Технико-технологические операции
Технологический
Рациональный подбор материалов, оборудования, инструментов
8
9
Практическая значимость проекта
Дефиле
10
Реализация запланированных технологических операций, правила ТБ
Качество изготовленного изделия
11
12
Позирование
13
Мимика
Защита
Проходка
14
15
Самооценка
16
Качество пояснительной записки, убедительность, полнота, глубина
Использование профессиональной терминологии, грамотность
17
Экономический и экологический анализ
Зачетный лист
№
Название зачетного критерия
1.
Зачтено/не зачтено
2.
Авторская интерьерная кукла
3.
Оценка
Художественное оформление изделия вышивкой
Панно в технике «холодный батик»
Примечания
4.
Знание и применение основ материаловедения
5.
Снятие мерок, построение чертежей плечевого и поясного изделий, рукава
6.
7.
Моделировка по эскизу
8.
Раскрой, обработка плечевого изделия на подкладе, обработка воротника, рукавов
Раскрой, обработка поясного изделия (юбка, брюки), обработка верхнего среза
9.
Качество выполнения прорезного кармана
10.
Альтернативный костюм
Заключение
- Проект — это метод обучения
- Проект — это содержание обучения
- Проект — это форма организации учебного процесса
- Проект— это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности, она позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Исследовательские проекты
Творческие проекты
Экологические проекты
Игровые проекты
- Социально-значимые проекты
Защита проектов
Молодые профессионалы