МКОУ Юшинская ОШ
Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ .
Учитель начальных классов
Бондарева Светлана Ивановна
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
«Ребёнок рождается с неограниченным потенциалом. Нам главное – не запрещать ему, а переключать внимание на что – либо более полезное, безопасное, привлекательное».
Шалва Амонашвили
Основная классификация делит детей с ОВЗ на следующие группы:
- - с расстройством поведения и общения;
- - с нарушениями слуха;
- - с нарушениями зрения;
- - с речевыми дисфункциями;
- - с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- - с отсталостью умственного развития;
- - с задержкой психического развития;
- - комплексные нарушения.
Трудности в обучения детей с ОВЗ :
- Низкая учебно-познавательная мотивация.
- Низкий темп усвоения материала и сохранения полученной информации.
- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
- Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной.
- Имеются нарушения речевых функций.
- Наблюдается медленный темп деятельности и низкий уровень самостоятельности.
- Бедный словарный запас.
Цели. Задачи. Ожидаемый результат
Цель:
- создание системы работы для учащихся с ОВЗ для успешного формирования УУД.
Задачи:
- анализ имеющихся методов и приёмов для работы с детьми ОВЗ;
- выделение приоритетных направлений в методике при формировании УУД;
- создание системы коррекционной работы.
Ожидаемый результат:
- отработка системы по формировании УУД у учащихся с ОВЗ.
- внедрение системы работы с детьми с ОВЗ позволяет создать условия для их успешной самореализации, работать со всеми детьми, добиваясь максимального развития умений, навыков, познавательных способностей.
Виды УУД у обучающихся с ОВЗ:
Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника,
отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам
окружающего мира.
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить
учебно – познавательную деятельность.
Познавательные УУД – это система способов познания
окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,
исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,
обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные УУД – способность обучающегося
осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях.
Условия, при которых обучение детей с ОВЗ становится возможным:
- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
- соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др;
- создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
Что нужно изменить в самом образовательном процессе:
-освоить новые формы организации обучения;
-освоить новые образовательные технологии;
- создать новую информационно-образовательную среду, наилучшим образом подходящую для работы с детьми с ОВЗ.
Современные образовательные технологии, оптимально обеспечивающие результаты ФГОС:
- ИКТ;
- проектная технология;
- исследовательская технология;
- здоровьесберегающая;
- игровая.
На уроках, для осуществления поставленных задач, ставлю следующие приоритеты:
-овладение комплексом минимальных знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности, продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
-развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
-формирование предметных основных общеучебных умений;
-создание условий для социальной адаптации учащихся.
К регулятивным УУД относятся:
• целеполагание
• планирование
• прогнозирование
• контроль
• коррекция
• оценка
• волевая саморегуляция
Виды приёмов по формированию РУУД.
- «Обсуждаем домашнее задание»;
- Приём «Знакомьте с критериями»:
- Поиск информации в предложенных источниках;
- «Умные вопросы»;
- Приём «Лесенка успеха»;
- Взаимоконтроль;
- «Светофор»;
- «Райтинг (от англ. правильно)»;
- «Сопоставления своих действий и результата с образцом»;
- «Смайлики»;
Методы и приёмы формирования познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ
Познавательные УУД — это система способов познания
окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,
исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,
обобщению и использованию полученной информации.
Приемы:
- «Да» и «нет»;
- Опрос по «цепочке»;
- Тренировочная контрольная работа»;
- Блицконтрольная;
- Своя опора (шпаргалка);
Коммуникативные УУД:
- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров,
- -участие в коллективном обсуждении проблем;
- умение слушать и вступать в диалог;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Приемы формирования коммуникативных УУД:
- Игровые приемы;
- Взаимоопрос и взаимопроверка;
- ИКТ;
- Приём «Советуйтесь»;
- Организация работы в группах и парах.
Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:
- «Рассказ от первого лица»;
- «Изменение сказочной развязки»;
- «Комплименты».
Упражнения на развитие мелкой моторики рук:
- упражнения с карандашом;
- упражнения с орехами;
- упражнения с мячом;
- физические упражнения.
Методические рекомендации для работы с учащимися с ОВЗ при формировании УУД:
- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;
- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;
- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;
- «учить на уроке!» т.е. больше выполнять практических действий;
- важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его завтрашние победы и успехи.
Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) и нормативные документы:
- Закон РФ об образовании ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) Письмо МО Об организации деятельности обр. учр. по обучению детей с ОВЗ от 26.03.2009 г Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007
- Закон РФ об образовании
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
- Письмо МО Об организации деятельности обр. учр. по обучению детей с ОВЗ от 26.03.2009 г
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
- Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007
- www . nsportal . ru , www . maaam . ru , www . sipkro . ru
- www . nsportal . ru ,
- www . maaam . ru ,
- www . sipkro . ru