СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ .»

МКОУ Юшинская ОШ Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ .   Учитель начальных классов Бондарева Светлана Ивановна

МКОУ Юшинская ОШ

Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ .

Учитель начальных классов

Бондарева Светлана Ивановна

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи «Ребёнок рождается с неограниченным потенциалом. Нам главное – не запрещать ему, а переключать внимание на что – либо более полезное, безопасное, привлекательное». Шалва Амонашвили

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

«Ребёнок рождается с неограниченным потенциалом. Нам главное – не запрещать ему, а переключать внимание на что – либо более полезное, безопасное, привлекательное».

Шалва Амонашвили

 Основная классификация делит детей с ОВЗ на следующие группы:   - с расстройством поведения и общения; - с нарушениями слуха; - с нарушениями зрения; - с речевыми дисфункциями; - с изменениями опорно-двигательного аппарата; - с отсталостью умственного развития; - с задержкой психического развития; - комплексные нарушения.

Основная классификация делит детей с ОВЗ на следующие группы:

  • - с расстройством поведения и общения;
  • - с нарушениями слуха;
  • - с нарушениями зрения;
  • - с речевыми дисфункциями;
  • - с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • - с отсталостью умственного развития;
  • - с задержкой психического развития;
  • - комплексные нарушения.
Трудности в обучения детей с ОВЗ : - Низкая учебно-познавательная мотивация. - Низкий темп усвоения материала и сохранения полученной информации. - Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. - Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной. - Имеются нарушения речевых функций. - Наблюдается медленный темп деятельности и низкий уровень самостоятельности. - Бедный словарный запас.

Трудности в обучения детей с ОВЗ :

- Низкая учебно-познавательная мотивация.

- Низкий темп усвоения материала и сохранения полученной информации.

- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

- Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной.

- Имеются нарушения речевых функций.

- Наблюдается медленный темп деятельности и низкий уровень самостоятельности.

- Бедный словарный запас.

Цели. Задачи. Ожидаемый результат Цель: - создание системы работы для учащихся с ОВЗ для успешного формирования УУД. Задачи: - анализ имеющихся методов и приёмов для работы с детьми ОВЗ; - выделение приоритетных направлений в методике при формировании УУД; - создание системы коррекционной работы. Ожидаемый результат: - отработка системы по формировании УУД у учащихся с ОВЗ. - внедрение системы работы с детьми с ОВЗ позволяет создать условия для их успешной самореализации, работать со всеми детьми, добиваясь максимального развития умений, навыков, познавательных способностей.

Цели. Задачи. Ожидаемый результат

Цель:

- создание системы работы для учащихся с ОВЗ для успешного формирования УУД.

Задачи:

- анализ имеющихся методов и приёмов для работы с детьми ОВЗ;

- выделение приоритетных направлений в методике при формировании УУД;

- создание системы коррекционной работы.

Ожидаемый результат:

- отработка системы по формировании УУД у учащихся с ОВЗ.

- внедрение системы работы с детьми с ОВЗ позволяет создать условия для их успешной самореализации, работать со всеми детьми, добиваясь максимального развития умений, навыков, познавательных способностей.

Виды УУД у обучающихся с ОВЗ: Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно – познавательную деятельность. Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях.

Виды УУД у обучающихся с ОВЗ:

Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника,

отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам

окружающего мира.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить

учебно – познавательную деятельность.

Познавательные УУД – это система способов познания

окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД – способность обучающегося

осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях.

Условия, при которых обучение детей с ОВЗ становится возможным: применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др; создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.

Условия, при которых обучение детей с ОВЗ становится возможным:

  • применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
  • соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др;
  • создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны.
Что нужно изменить в самом образовательном процессе: -освоить новые формы организации обучения; -освоить новые образовательные технологии; - создать новую информационно-образовательную среду, наилучшим образом подходящую для работы с детьми с ОВЗ.

Что нужно изменить в самом образовательном процессе:

-освоить новые формы организации обучения;

-освоить новые образовательные технологии;

- создать новую информационно-образовательную среду, наилучшим образом подходящую для работы с детьми с ОВЗ.

Современные образовательные технологии, оптимально обеспечивающие результаты ФГОС: ИКТ; проектная технология; исследовательская технология; здоровьесберегающая; игровая.

Современные образовательные технологии, оптимально обеспечивающие результаты ФГОС:

  • ИКТ;
  • проектная технология;
  • исследовательская технология;
  • здоровьесберегающая;
  • игровая.
На уроках, для осуществления поставленных задач, ставлю следующие приоритеты: -овладение комплексом минимальных знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности, продолжения обучения в классах общеобразовательных школ; -развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; -формирование предметных основных общеучебных умений; -создание условий для социальной адаптации учащихся.

На уроках, для осуществления поставленных задач, ставлю следующие приоритеты:

-овладение комплексом минимальных знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности, продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;

-развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;

-формирование предметных основных общеучебных умений;

-создание условий для социальной адаптации учащихся.

К регулятивным УУД относятся: •  целеполагание • планирование • прогнозирование •  контроль •  коррекция •  оценка • волевая саморегуляция

К регулятивным УУД относятся:

•  целеполагание

• планирование

• прогнозирование

•  контроль

•  коррекция

•  оценка

• волевая саморегуляция

Виды приёмов по формированию РУУД. «Обсуждаем домашнее задание»; Приём «Знакомьте с критериями»: Поиск информации в предложенных источниках; «Умные вопросы»; Приём «Лесенка успеха»; Взаимоконтроль; «Светофор»; «Райтинг (от англ. правильно)»; «Сопоставления своих действий и результата с образцом»; «Смайлики»;

Виды приёмов по формированию РУУД.

  • «Обсуждаем домашнее задание»;
  • Приём «Знакомьте с критериями»:
  • Поиск информации в предложенных источниках;
  • «Умные вопросы»;
  • Приём «Лесенка успеха»;
  • Взаимоконтроль;
  • «Светофор»;
  • «Райтинг (от англ. правильно)»;
  • «Сопоставления своих действий и результата с образцом»;
  • «Смайлики»;
Методы и приёмы формирования познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ Познавательные УУД  — это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.  Приемы: «Да» и «нет»; Опрос по «цепочке»; Тренировочная контрольная работа»; Блицконтрольная; Своя опора (шпаргалка);

Методы и приёмы формирования познавательных УУД у обучающихся с ОВЗ

Познавательные УУД — это система способов познания

окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска,

исследования и совокупность операций по обработке, систематизации,

обобщению и использованию полученной информации.

Приемы:

  • «Да» и «нет»;
  • Опрос по «цепочке»;
  • Тренировочная контрольная работа»;
  • Блицконтрольная;
  • Своя опора (шпаргалка);
Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров, -участие в коллективном обсуждении проблем; - умение слушать и вступать в диалог; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД:

  • обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров,
  • -участие в коллективном обсуждении проблем;

- умение слушать и вступать в диалог;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Приемы формирования коммуникативных УУД: Игровые приемы; Взаимоопрос и взаимопроверка; ИКТ; Приём «Советуйтесь»; Организация работы в группах и парах.

Приемы формирования коммуникативных УУД:

  • Игровые приемы;
  • Взаимоопрос и взаимопроверка;
  • ИКТ;
  • Приём «Советуйтесь»;
  • Организация работы в группах и парах.
Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: - «Рассказ от первого лица»; - «Изменение сказочной развязки»; - «Комплименты».

Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

- «Рассказ от первого лица»;

- «Изменение сказочной развязки»;

- «Комплименты».

Упражнения на развитие мелкой моторики рук: - упражнения с карандашом; - упражнения с орехами; - упражнения с мячом; - физические упражнения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук:

- упражнения с карандашом;

- упражнения с орехами;

- упражнения с мячом;

- физические упражнения.

Методические рекомендации для работы с учащимися с ОВЗ при формировании УУД: - следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; - посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; - поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; - «учить на уроке!» т.е. больше выполнять практических действий; - важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Методические рекомендации для работы с учащимися с ОВЗ при формировании УУД:

- следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок;

- посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание;

- поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно;

- «учить на уроке!» т.е. больше выполнять практических действий;

- важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.

Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок, где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений, принятых нами сегодня, будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

Информационные источники (использованные источники, рекомендованные источники: нормативно-правовые, основные, дополнительные) и нормативные документы:

  • Закон РФ об образовании ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) Письмо МО Об организации деятельности обр. учр. по обучению детей с ОВЗ от 26.03.2009 г Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007
  • Закон РФ об образовании
  • ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  • Письмо МО Об организации деятельности обр. учр. по обучению детей с ОВЗ от 26.03.2009 г
  • Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  • Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. – М., 2007
  • www . nsportal . ru , www . maaam . ru , www . sipkro . ru
  • www . nsportal . ru ,
  • www . maaam . ru ,
  • www . sipkro . ru