Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов
Родиной Ольги Анатольевны
Слайд 1: Формирование универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе
Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Слайд 2: Под универсальными учебными действиями в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается
«…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
«…умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»
Слайд 3: В традиционном образовании образовательный процесс в подавляющем большинстве случаев основан на подборе необходимой для изучения информации и развитии психических процессов. В меньшей степени внимание уделяется эффективным приемам мышления и обучения в целом. Это значительно снижает общую эффективность образовательного процесса и негативно сказывается на развитии личности. Кроме того, обозначенный подход снижает уровень ответственности и самостоятельности обучающихся, не стимулируя их саморазвития.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они
носят метапредметный характер, реализуют целостность личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития личности;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области;
создают условия для обучения решению жизненных задач.
Слайд 4: К основным видам универсальных учебных действий относятся
Слайд 5: Личностные УУД обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Слайд 6: Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности, т.е.
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном;
оценка – осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии для преодоления препятствий.
Слайд 7: Познавательные УУД включают общеучебные и логические навыки.
Слайд 8: Общеучебные навыки
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
действия со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)
Слайд 9: Логические навыки
опознание конкретно-чувственных и иных объектов с целью их включения в тот или иной класс;
сравнение конкретно-чувственных и иных данных;
анализ – выделение элементов из целого; расчленение целого на части;
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.
Слайд 10: Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Это
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 11: При определении методологической основы формирования УУД младших школьников наиболее ценными являются положения теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и его последователями. В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.
Процесс формирования универсальных учебных действий состоит в следующем:
Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями, которым оно в конечном итоге должно соответствовать.
Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи.
Перенесение речевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком про себя.
Выполнение действия в плане внутренней речи. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
Эти этапы должны учитываться в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий вместе со спецификой учебного предмета или вида деятельности.
Слайд 12: В данной таблице представлены основные результаты формирования универсальных учебных действий к концу обучения в начальной школе.
Слайд 13: В контексте темы выступления отдельно хочу рассмотреть потенциал системы Л. В. Занкова, в которой работаю около 20 лет.
Известно, что Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу как лишь пропедевтический этап в обучении школьников.
Он настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».
ФГОС и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют единое психолого-педагогическое основание.
Л. В. Занков более 50 лет назад выстроил систему развивающего обучения, цель которой – оптимальное общее развитие каждого ребёнка, что полностью совпадает с современной целью образования. В Концепции новых ФГОС говорится, что «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
При организации учебного процесса в системе Л.В. Занкова происходит целостное развитие всех сторон личности – ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, т.е. одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД. На таком понимании общего развития выстроена дидактическая система и все занковские учебно-методические комплекты.
Таким образом, УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта. Он стал победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения.
Слайд 14: В заключение своего выступления приведу высказывания академика В.С.Лазарева и Джона Дьюи
«Чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения» (Академик РАО В.С.Лазарев)
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» (Джон Дьюи)
Слайд 15: Спасибо за внимание!