Методическая разработка по теме: Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Егоров Роман Николаевич . Учитель физической культуры МАОУ «СОШ №5» г. Северодвинск, 2024г.
Формирование универсальных учебных действий в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Тема:Современный урок в условиях реализации ФГОС.
Содержание:
Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС. Понятие «технологическая карта урока». Структура технологической карты урока по формированию УУД. Урочная форма организаций занятий физической культурой. Традиционный урок. Инновационный урок. Внеурочные формы. Программно-методическое обеспечение.
К современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения предъявляются новые требования, согласно которым, урок должен быть проблемным и развивающим. Это предполагает, что учитель сам нацелен на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками. Современный урок предполагает организацию учителем проблемных и поисковых ситуаций, активизацию деятельности обучающихся, максимальное применение творческих способностей. В центре внимания урока – дети. Как уже было отмечено, вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, и ученик должен быть активным участником образовательного процесса.
С целью повышения познавательной самостоятельности используются современные педагогические технологии. Содержание универсальных учебных действий на уроке физической культуры зависит от этапов обучения, поставленных задач физического воспитания, типа урока, личности педагога. Этап начального разучивания предполагает создание представлений обучающихся об изучаемом двигательном действии, при этом выделяются существенные признаки движения при демонстрации в различных видах. На данном этапе рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям и рисункам. С целью сравнения и классификации двигательных действий используются подводящие и подготовительные упражнения, которые выполнялись ранее для освоения двигательного действия.
Этап углубленного изучения предполагает организацию работы по выполнению серии упражнений по рисункам и таблицам, создание условий для концентрации внимания на различных характеристиках техники двигательного действия. На данном этапе, работа с учениками направлена на выявление ошибок на основании собственного опыта и наблюдения за другими учениками. Данный этап характеризуется самостоятельным выявлением значительных ошибок при выполнении упражнения самим учеником. В деятельности по формированию УУД, большое внимание уделяется развитию способности к использованию наиболее эффективных способов выполнения заданий. На данном этапе, ученику предлагается выполнить двигательное действие различными способами и сравнить их.
Этап совершенствования предполагает выявление индивидуальных особенностей техники двигательного действия, основываясь на собственный опыт и опыт других учеников, самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование общепринятых способов его выполнения, создания условий, необходимых для концентрации внимания на отдельных деталях техники, а также, усложнений условий выполнения движений.
Немаловажной составляющей формирования УУД в контексте современного урока физической культуры, являются домашние задания с использованием учебников «Физическая культура». Работая с учебником, обучающиеся учатся определять цели своей деятельности, планировать работу по осуществлению цели, осуществлять оценку итогов достижения цели.
Сложность разработки современного урока физической культуры состоит в том, что он должен обладать высоким уровнем моторной плотности. Для решения узкопредметных задач физической культуры и соответствия направленности образовательного процесса, необходимо использовать эффективные приемы и методы, осуществляющие формирование УУД без ущерба для остальных задач урока по физической культуре.
Согласно программному содержанию предмета, уроки физической культуры в школе бывают трех типов: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-предметной направленностью, с образовательно-тренировочной направленностью.
Существуют определенные требования, предъявляемые к проведению урока физической культуры, сложившиеся исходя из принципов физического воспитания и общих основ воспитания и обучения. Каждый урок должен быть направлен на решение конкретных, намеченных задач. Урок представляет собой единое логически связанное целое с предыдущими уроками. В рамках урока, педагог намечает учебно-воспитательную работу, которая должна быть доступной и достаточно индивидуализированной. Важно отметить, что процесс этой работы должен быть достаточно увлекательным и предъявлял более высокие требования к привычным усилиям. Каждый урок физической культуры должен быть разносторонним, а специфические воздействия должны складывать из элементов физического образования, развития и воспитания. Не стоит забывать, что главным образом, урок должен служить оздоровительным целям. Независимо от решаемых задач, урок должен быть нацелен и на нравственное воспитание, задачи которого решаются в единстве со специфическими. Важно организовывать деятельность учащихся таким образом, чтобы она была разнообразной по содержанию и характеру. Действия, которые требуют сложной координации движений, нужно смешивать с усвоенными действиями, интересные упражнения с, так называемыми, «неинтересными». Это способствует минимизации утомления.
В ходе проведения уроков необходимо использовать различные методы обучения и воспитания, которые соответствуют решаемым задачам, индивидуальным особенностям учеников, характеру упражнений, различным условиям проведения занятия. Особое внимание уделяется методам, которые развивают личную интеллектуальную активность, обеспечивают проявление творческой активности.
Методические принципы проведения урока соответствуют общим требованиям к нему. Так, выделяются типичные элементы управленческой деятельности педагога в ходе проведения урока:
Определение задач работы и практических заданий;
Объяснение особенностей предстоящей работы и требований к результатам;
Формирование представлений и понятий;
Контроль деятельности и поведения учеников;
Определение и регуляция нагрузок;
Своевременное оказание помощи, особенно в выявлении и устранении ошибок;
Подведение итогов урока и определение задач дальнейшей деятельности.
Наиболее трудным является определение задач предстоящей работы и вытекающих из них практических заданий. Задачи и задания должны быть сформулированы конкретно, должны быть обоснованы с учетом возможностей учеников и их потребностей.
В уроках физической культуры выделяют две части – содержание и структуру. Содержание представляет собой физические упражнения, которые предлагаются ученикам, но такое понимание содержание довольно одностороннее. Конкретное содержание деятельности учеников на уроках физической культуры определяется руководящей деятельностью педагога, которая заключается в постановке и разъяснении учебных задач, предъявлении конкретных заданий, способах их выполнения и т.д. Многогранность деятельности педагога является важной частью содержания урока. Педагог направляет интеллектуальную и двигательную деятельность учеников, что сопровождается функциональными процессами в системах организма, изменениями физического и психического состояния. Все эти изменения – характерная черта содержания урока физической культуры. Важно отметить, что все стороны содержания урока взаимообуславливают друг друга.
Структура урока представляет собой наличие характерных и взаимосвязанных частей, которые расположены в определенной последовательности. Структура – сгруппированная последовательность выполняемых упражнений, которая обуславливается логикой развития учебно-воспитательного процесса. Данная последовательность обеспечивает успешное выполнение учениками упражнений и переход к следующим. Структура взаимосвязанных действий педагога и учащихся, к которым относятся объяснения, показы, разбор и т.д., является решающей.
Уроки физической культуры имеют свои специфические особенности, как по содержанию, так и по организации. Уроки физической культуры проводятся в тех местах, где дети менее всего ограничены в движениях – в залах, на площадках, коридорах и т.д. Дети на уроках физической культурой должны заниматься в специальной спортивной форме. В рамках урока, дети постоянно меняют места выполнения упражнений и разнообразно взаимодействуют друг с другом. Урок физической культуры – это многообразие двигательных ощущений, которые воздействуют на организм ученика. В связи с этим, должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся.
Урок физической культуры состоит из таких структурных элементов, как – организация внимания, подготовка организма, изучение нового материала, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, коррекция нагрузки, подведение итогов, обработка домашнего задания. В соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков, необходима четкая структура и переход от одной части урока к другой. Специфика основного общего образования подразумевает выделение структурных элементов школьного урока физической культуры:
Организация подготовки учеников к уроку;
Постановка цели урока, восприятие цели учениками;
Психофизиологическая подготовка к уроку;
Обучение двигательным действиям;
Развитие двигательных качеств;
Воспитание волевых качеств личности и духовно-нравственное воспитание;
Контроль, оценка и анализ результатов деятельности учеников на уроке;
Корректировка учебно-воспитательных воздействий;
Коррекция физических нагрузок;
Подведение итогов урока;
Домашнее задание;
Организационное завершение.
Все эти элементы составляют подготовительную, основную, заключительную части урока физической культуры. Подготовительная часть урока направлена на создание предпосылок основной учебно-воспитательной работы. Целью подготовительной части урока физической культуры является обеспечение психологической и морфофункциональной готовности учеников к решению задач основной части урока и достижению целей. Осуществление достижения цели происходит с помощью определенных педагогических задач:
Организация коллектива учащихся класса;
Формирование установки на активную познавательную деятельность;
Создание благоприятных психоэмоциональных условий взаимодействия преподавания и учения;
Организация постепенного включения в работу органов и систем, разогрев опорно-двигательного аппарата;
Формирование готовности к выполнению учебной работы в основной части урока.
Средствами выступают различные физические упражнения, уже хорошо освоенные или быстро усвояемые: 1) построения и перестроения; 2) варианты бега, ходьбы, прыжков, которые выполняются при постепенно повышающихся умеренных нагрузках; 3) игры, которые не связаны с большим напряжением.
Основная часть урока направлена на достижение результатов, которые предусмотрены учебной программой. Целью основной части урока является обеспечение активной учебной работы учащихся для получения знаний, двигательных умений и навыков, которые выражаются сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, волевых, духовно-нравственных качеств. Достижение цели основной части урока осуществляется комплексов педагогических задач:
Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, воспитание хорошей осанки, закаливания;
Формирование общих и специальных знаний;
Развитие и совершенствование двигательных умений общеобразовательного, прикладного, спортивного характера;
Развитие двигательных качеств – основных и специальных;
Воспитание моральных, интеллектуальных, волевых качеств, которые проявляются в двигательной деятельности.
Средства – различные физические упражнения, обеспечивающие эффективное решение задач.
Заключительная часть урока имеет своей целью приведение организма в оптимальное состояние для последующей деятельности. Задачи заключительной части:
Стремление снизить деятельности систем организма до нормы;
Снятие напряжения отдельных групп мышц;
Регуляция эмоционального состояния;
Подведение итогов учебной деятельности;
Домашнее задание.
Средства – ходьба и другие естественные упражнения, которые направлены на снижение напряжения функций организма; упражнения на расслабления; упражнения на внимание; танцевальные упражнения и т.д.
Вопросы для самопроверки:
Охарактеризуйте требования, предъявляемые к современному уроку физической культуры.
Охарактеризуйте этапы формирования УУД на уроке.
Литература, рекомендуемая для изучения:
Урок – основная форма работы по физической культуре в школе. Учебно-методическое пособие / Н.Г. Сарамуд. – Выборг, 2014 г.
https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/presentacii/formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury-1
https://ppt-online.org/332783
4