СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование успешности школьников средствами технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. ФГОС ориентируют учителя на трёхмерный результат – формирование предметных, метапредметных и личностных качеств, навыков и, соответственно, организацию таких же видов деятельности.  

Просмотр содержимого документа
«Формирование успешности школьников средствами технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка»

Формирование успешности школьников средствами технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка


Рухлина Т.В.Учитель английского языка

МКОУ « Советская СШ»

Пос.Комсомльский


Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Технология сотрудничества рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. ФГОС ориентируют учителя на трёхмерный результат – формирование предметных, метапредметных и личностных качеств, навыков и, соответственно, организацию таких же видов деятельности. Это способствует формированию новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков. Идеология обучения в сотрудничестве (cooperative learning), которая используется в педагогике достаточно давно и является важным элементом прагматического подхода к образованию. Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский,Л.А Леонтьев, В.Ф. Шаталов. В разные годы они говорили о том, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена и с категорией гуманизации образования. Над системой методов и приёмов воспитания и обучения в сотрудничестве на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности работали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. В ней содержатся достижения русской психолого-педагогической науки и практики К.Д. Ушинского, Н.П.Пирогова, С.Л. Соловейчика, а также зарубежных учёных, таких как К. Роджерс, Ж.Ж. Руссо, Э. Берн.Однако детальная разработка идеологии и технологии обучения в сотрудничестве была осуществлена тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесоты (Р. Джонсон и Д. Джонсон) и группой Дж. Аронсона из Калифорнии. Обучение в сотрудничестве – это модель использования малых групп учеников, согласно которой учебные задания конструируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. При этом роль учителя значительно меняется и сводится к консультированию учащихся.

Основными отличиями методики обучения в сотрудничестве от иных форм работы в малых группах являются следующие:

1.Взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.

2.Специальное внимание уделяется социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.

3.Общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу. Они обсуждают свое поведение, что удалось и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, чтобы деятельность учащихся была структурирована таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную деятельность с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Существует три типа взаимозависимости участников совместного обучения:

1.Зависимость от единой цели, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.

2.Зависимость от источников информации, когда каждый ученик группы владеет только частью общей информации или источника информации, которая необходима для решения поставленной общей задачи; каждый должен внести свой вклад в решение общей задачи.

3.Зависимость от формы поощрения. Каждый учащийся получает одинаковую оценку за работу. Либо все поощряются одинаково, либо не поощряются никак. Если мы говорим о предметах, на которых учащиеся общаются на своем родном языке, то технология обучения В Федеральном государственном стандарте основного общего образования по иностранному языку идея сотрудничества и взаимодействия поставлена на службу воплощения в жизнь задачи помощи ребятам “найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми”.

Одной из основных задач воспитания и обучения, стоящих перед нашим образовательным учреждением, является формирование социально успешной личности , так как известно, что высокий уровень способностей или большой запас знаний сами по себе не являются залогом успешной адаптации выпускников в реальной жизни. Очень часто возникает противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования и существующими подходами в организации этого процесса. В массовой педагогической практике часто складывается ситуация, когда урок нацелен на «среднего ученика», а сильные и слабые учащиеся выпадают из процесса: для первых задача проста и, возможно, неинтересна, а вторые не видят смысла стараться, так как им всё равно не угнаться за более сильными учениками. Ещё одной непростой задачей, стоящей перед учителем, является включение в активную работу максимального количества учащихся в ограниченное время урока. Для урока иностранного языка эта задача тем более актуальна, так как желательно организовать интенсивное общение, языковую практику, обеспечив при этом весь процесс общения учащихся значимой целью, когда для них иностранный язык не цель, а инструмент достижения цели (как в реальной жизни). Технология обучения в сотрудничестве вооружает учителя необходимыми методиками, позволяющими разрешить данные затруднения в сотрудничестве, практически не имеет возрастных или иных ограничений, элементы данной технологии можно использовать и в начальной школе. Однако иностранный язык как предмет, на мой взгляд, занимает особое место в ряду учебных предметов. В первую очередь это происходит потому, что практически любой хороший урок иностранного языка предполагает достаточно высокий процент иноязычной речи учащихся, а урок, построенный на технологии обучения в сотрудничестве, тем более немыслим без интенсивного общения учеников. Из этого следует, что в среднем и старшем звене данная технология будет приносить более высокие результаты. Благодаря своей вариативности технология обучения в сотрудничестве может являться базой как элемента какого-либо урока, так и, выйдя за его рамки, объединить несколько уроков в блок, цикл. Если мы говорим о предметах, на которых учащиеся общаются на своем родном языке, то технология обучения В Федеральном государственном стандарте основного общего образования по иностранному языку идея сотрудничества и взаимодействия поставлена на службу воплощения в жизнь задачи помощи ребятам “найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми”.

Одной из основных задач воспитания и обучения, стоящих перед нашим образовательным учреждением, является формирование социально успешной личности , так как известно, что высокий уровень способностей или большой запас знаний сами по себе не являются залогом успешной адаптации выпускников в реальной жизни. Очень часто возникает противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования и существующими подходами в организации этого процесса. В массовой педагогической практике часто складывается ситуация, когда урок нацелен на «среднего ученика», а сильные и слабые учащиеся выпадают из процесса: для первых задача проста и, возможно, неинтересна, а вторые не видят смысла стараться, так как им всё равно не угнаться за более сильными учениками. Ещё одной непростой задачей, стоящей перед учителем, является включение в активную работу максимального количества учащихся в ограниченное время урока. Для урока иностранного языка эта задача тем более актуальна, так как желательно организовать интенсивное общение, языковую практику, обеспечив при этом весь процесс общения учащихся значимой целью, когда для них иностранный язык не цель, а инструмент достижения цели (как в реальной жизни). Технология обучения в сотрудничестве вооружает учителя необходимыми методиками, позволяющими разрешить данные затруднения.

Несмотря на то, что технология обучения в сотрудничестве имеет целый ряд достоинств, применение её на практике требует от учителя определенного уровня профессионального мастерства.

Основная сложность связана с грамотным распределением учащихся на группы. Требуется учесть ряд факторов, таких как уровень обученности, индивидуальные и психологические особенности детей и даже принадлежность ребенка к тому или иному полу. Следует помнить, что требования к составу группы отличаются в зависимости от конкретной используемой технологии. Так, при использовании технологий «Обучение в команде», «Пила» и «Пила-2» желательно, чтобы группы были неоднородны по уровню обученности, в то время как технология «Учимся вместе» предполагает, наоборот, однородность группы по этому признаку.

Также на первых порах использования опыта много усилий и мастерства требуется для того, чтобы разбить сложившиеся «группировки» в классе, но, как только дети понимают, что их личный успех зависит от успеха каждого члена группы и группы в целом, работа становится более продуктивной.

Ещё одна сложность – это подготовка материала к урокам. Многие методики (например «Пила») основаны на так называемом «информационном разрыве», когда учащиеся обладают только частью необходимой информации, остальное они узнают друг от друга. С одной стороны, во многих современных УМК есть задания, которые нетрудно приспособить к данным методикам, однако вся информация выдается одним текстом, и учителю приходится перенабирать, распечатывать и разрезать раздаточный материал. Эту проблему можно решить и другим путем - использовать возможности сети Интернет. Но и этот путь не панацея, так как нет гарантии, что найденный материал впишется в логику прохождения программного материала, и будет соответствовать уровню учащихся. Время от времени я прибегаю ещё к одному способу разрешения данного затруднения: распределяю фрагменты задания заранее, в рамках домашнего задания на следующий урок. Такой подход не только уменьшает количество времени, необходимого учителю на подготовку к уроку, но и развивает целый ряд умений учащихся, воспитывает в них самостоятельность и ответственность. Ведущими педагогами был разработан целый ряд конкретных методик организации деятельности учащихся на уроке в рамках идеологии обучения в сотрудничестве. В своей педагогической практике я часто применяю такие методики, как «обучение в команде» (STL, Student Team Learning), «пила» и «пила–2» (Jigsaw, Jigsaw-2), «учимся вместе»(LT, Learning Together), «подумай – обсуди – поделись» (Think – Pair – Share), «вокруг мудреца» («Circle the Sage») и некоторые другие.

Одной из самых известных методик в рамках обучения в сотрудничестве, пожалуй, является «пила», технологию работы по которой я хотела бы раскрыть на примере работы над темой «Достопримечательности Лондона». Учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек, каждый учащийся в группе отвечает лишь за фрагмент общего задания. Например, один представитель группы изучает материал про музеи Лондона, второй – про исторические здания, третий – современные достопримечательности и так далее. Материал при этом может быть заранее подготовлен учителем и выдан учащимся на уроке, либо подобран учащимися самостоятельно в рамках подготовки к уроку. Затем учащиеся, работающие над одним и тем же материалом, но состоящие в разных группах, встречаются для обсуждения, обмена информацией по вопросу. Это называется «встречей экспертов». После этого учащиеся возвращаются в свои группы и рассказывают одноклассникам о том, что узнали. Те в свою очередь докладывают свою часть задания. После подобного изучения темы проводится индивидуальное тестирование, при этом результаты членов одной группы суммируются. Таким образом, учащиеся чувствуют свою ответственность перед группой и во время подготовки и презентации своей части задания, и во время восприятия материала других членов группы. Тот факт, что группа разнородна по уровню обученности, способствует тому, что более слабые ученики имеют возможность пережить ситуацию успеха, а более сильные – имеют возможность поработать в команде на равных (в то время с выполнением традиционных заданий они обычно справляются быстрее и на какое-то время могут выпасть из процесса).

Принципиально иной принцип комплектации групп характерен для методики «учимся вместе»: группы должны быть однородны по уровню обученности. Организация работы над материалом схожа с описанной выше: он дробится на части, и каждая группа отвечает за свой раздел. Однако немного усложняется роль учителя, так как необходимо тщательно продумать, подобрать материал, соответствующий возможностям группы. Чаще всего я использую эти две методики при работе над лексическими и страноведческими темами, однако тем интереснее для ребят проходят уроки грамматики, построенные на основе данных методик. Например, тему «Способы передачи действия в будущем» можно легко разбить на такие фрагменты, как «Будущее простое», «Настоящее простое», «Настоящее длительное», «Конструкция to be going to do». Методика «вокруг мудреца» («Circle the Sage») является ещё одной возможностью провести урок грамматики английского языка не совсем традиционным способом. В начале урока я объявляю тему, спрашиваю, кто из учащихся уже хорошо знаком с ней. Таким учащимся на урок присваивается условное звание «мудреца», вокруг них группируются остальные учащиеся, а задача «мудреца» заключается в том, чтобы объяснить тему своей группе. Затем учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы и обсуждают полученную информацию. После этого я предлагаю учащимся выполнить в индивидуальном порядке грамматическое упражнение.

Для развития умений аргументированной устной и письменной речи хорошо подходит методика, называемая «think-pair-share» (подумай - обсуди в паре - поделись с классом). Проведение такого упражнения не требует от учителя практически никаких временных и иных затрат, но при этом дает хорошие результаты. Классу предлагается вопрос для размышления, например, о необходимости введения или ношения формы в школах. Сначала учащимся дается время подумать над вопросом самостоятельно, записать в виде пометок свои идеи. Затем учащиеся разбиваются на пары и сравнивают, обсуждают свои мысли. Заключительный этап – общее обсуждение, в течение которого учитель (или один из учащихся) записывает лучшие аргументы и примеры на доске. Такая работа незаменима, например, при подготовке учащихся к написанию эссе, так как из собственного опыта мне известно, что многие учащиеся испытывают значительные затруднения именно на этапе поиска необходимых аргументов. Для развития умений письменной речи учащихся весьма эффективной является и следующая методика. В начале урока я напоминаю учащимся критерии оценивания письменной работы, фиксируя их на доске или включив заготовленный заранее слайд. Затем учащиеся разбиваются на пары, но каждый получает свою тему сочинения. Особое внимание необходимо уделить вопросу комплектования групп: учащиеся в паре должны иметь хорошие взаимоотношения и обладать сопоставимым уровнем знаний. Учащийся А рассказывает о своих идеях учащемуся Б, который тем временем делает пометки и составляет набросок работы для учащегося А. Затем они меняются ролями. На следующем этапе учащиеся работают над своими темами самостоятельно. После этого они вновь объединяют свои усилия, чтобы помочь друг другу написать первый абзац и убедиться в том, что работе положено хорошее начало. Остальная часть сочинения выполняется снова индивидуально. По окончании работы партнеры читают сочинения друг друга, вносят исправления; затем возвращаются к собственной проверенной товарищем работе, изучают и обсуждают исправления. Финалом их сотрудничества на этом уроке должна стать оценка сочинения партнера согласно заявленным ранее критериям. Учитель тоже проверяет сданные работы и выставляет свои оценки, а на следующем уроке происходит обсуждение работ, партнеры анализируют свои успехи и неудачи, определяют для себя траекторию развития. Практика показывает, что данная методика весьма эффективна и в то же время несложна в использовании. Учащиеся обычно с большим энтузиазмом работают на таких уроках и не совершенствуют не только умения письменной речи, но и свою общую коммуникативную компетенцию, и аналитические умения.

Стандарты нового поколения ориентируют учителя на трёхмерный результат – формирование предметных, метапредметных и личностных качеств, навыков и, соответственно, организацию таких же видов деятельности. Это способствует формированию новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Освоение программного материала на уроках в атмосфере свободы, сотрудничества, творчества, понимания значимости деятельности мотивирует учащихся на участие в языковых конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах различного уровня.





2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!