СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование устойчивой мотивации старшеклассников при изучении иностранного языка.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы учителя немецкого языка М.М.Ясюкайтис "Формирование устойчивой мотивации старшеклассников при изучении иностранного языка".

Просмотр содержимого документа
«Формирование устойчивой мотивации старшеклассников при изучении иностранного языка.»

Формирование устойчивой мотивации старшеклассников при изучении иностранного языка.

М.М.Ясюкайтис,

учитель немецкого языка

Проблема мотивации при изу­чении иностранного языка в школе при­сутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинст­во родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком.

Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложи­лось так, что изучение немецкого языка все больше вытесняется английским языком. Перед учи­телями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обуче­ние немецкому языку, чтобы не пропа­дал интерес учащихся к его изучению?

Очень важно на практике как можно больше ориентироваться на личность обу­чаемых, учитывать их возможности, склон­ности, поддерживать заинтересованность у школьников изучать немецкий язык, создавать мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения.

Одним из путей по созданию мотивации обучения немецкому языку– это организация внеклассной работы.

Она способствует развитию и поддержанию интереса к языку, повышению уровня практических навыков говорения , воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.

Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.

Наиболее успешными у старшеклассников являются интеллектуальные игры. «Умники и умницы», «брейн-ринг», «Своя игра» и «Хочу стать миллионером» давно прижились в нашей школе и интерес к ним не падает. Однако, проведенные в последние два года игры «Я знаю» и «Ралли» резко обрели популярность. Они не только повышают уровень знаний по предмету, но и позволяют ребятам чувствовать себя уверенней в общении в неофициальной обстановке.

Ежегодно традиционно проводится Неделя иностранного языка, которая способствует не только повышению познавательного интереса к дальнейшему изучению предмета, развитию творческих способностей учащихся, но и способствует сплочению коллектива старшеклассников, так как они совместно планируют, готовят и претворяют в жизнь запланированные проекты. Успешными оказались проекты «Моя малая Родина» и «Экскурсии в музей», созданные группой 10 класса.

Предметная неделя развивает креативные способности учащихся нашей школы и является хорошим стимулом в изучении иностранного языка. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.

Следующим путем по созданию мотивации обучения немецкому языку является организация и проведение проект­ной работы в школе. Проектная деятель­ность учащихся развивает у них инте­рес к овладению немецким языком. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия.

К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но учитель не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и анкетами каждого или группы в целом. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый материал. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование.

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу ученика. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта — это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес
учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.

Практика показывает, что работа над проектами целесообразна в разных классах, на разных этапах обучения.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.

Практика показывает, что работа над проектами целесообразна в разных классах, на разных этапах обучения.

Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку.

Большинство детей работают над проектами с полной отдачей и интересом, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка . Таким образом, на уроке создаются условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, а я добиваюсь активной деятельности учащихся.

Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.

Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в знаниях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!