Формирование устойчивой мотивации старшеклассников при изучении иностранного языка.
М.М.Ясюкайтис,
учитель немецкого языка
Проблема мотивации при изучении иностранного языка в школе присутствует всегда, особенно при обучении немецкому языку, так как большинство родителей учащихся предпочитают, чтобы дети владели английским языком.
Общеизвестно, что исторически и в силу социокультурных традиций сложилось так, что изучение немецкого языка все больше вытесняется английским языком. Перед учителями немецкого языка встал вопрос: как вообще должно строиться обучение немецкому языку, чтобы не пропадал интерес учащихся к его изучению?
Очень важно на практике как можно больше ориентироваться на личность обучаемых, учитывать их возможности, склонности, поддерживать заинтересованность у школьников изучать немецкий язык, создавать мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения.
Одним из путей по созданию мотивации обучения немецкому языку– это организация внеклассной работы.
Она способствует развитию и поддержанию интереса к языку, повышению уровня практических навыков говорения , воспитанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении порученных заданий.
Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры, трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.
Наиболее успешными у старшеклассников являются интеллектуальные игры. «Умники и умницы», «брейн-ринг», «Своя игра» и «Хочу стать миллионером» давно прижились в нашей школе и интерес к ним не падает. Однако, проведенные в последние два года игры «Я знаю» и «Ралли» резко обрели популярность. Они не только повышают уровень знаний по предмету, но и позволяют ребятам чувствовать себя уверенней в общении в неофициальной обстановке.
Ежегодно традиционно проводится Неделя иностранного языка, которая способствует не только повышению познавательного интереса к дальнейшему изучению предмета, развитию творческих способностей учащихся, но и способствует сплочению коллектива старшеклассников, так как они совместно планируют, готовят и претворяют в жизнь запланированные проекты. Успешными оказались проекты «Моя малая Родина» и «Экскурсии в музей», созданные группой 10 класса.
Предметная неделя развивает креативные способности учащихся нашей школы и является хорошим стимулом в изучении иностранного языка. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.
Следующим путем по созданию мотивации обучения немецкому языку является организация и проведение проектной работы в школе. Проектная деятельность учащихся развивает у них интерес к овладению немецким языком. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия.
К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но учитель не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и анкетами каждого или группы в целом. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый материал. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование.
Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу ученика. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта — это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес
учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников.
Практика показывает, что работа над проектами целесообразна в разных классах, на разных этапах обучения.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.
Практика показывает, что работа над проектами целесообразна в разных классах, на разных этапах обучения.
Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку.
Большинство детей работают над проектами с полной отдачей и интересом, а разумная требовательность, рабочая атмосфера, благоприятные условия для общения вырабатывают у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам немецкого языка . Таким образом, на уроке создаются условия познания и осмысления самого себя через средства иностранного языка, а я добиваюсь активной деятельности учащихся.
Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в знаниях.