Метод проектов на уроках иностранного языка
Метод проектов — это деятельность учащихся, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы.
Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира. В России, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, начали также активно использовать методы проектов, которые подразумевали самостоятельный поиск учащимися новой информации по интересующей их теме и расширение собственных знаний.
Методы проектов активно используется на уроках английского языка. По мнению Ю. В. Рындиной, данный метод является «гибкой моделью организации процесса обучения иностранному языку, поскольку позволяет сосредоточить внимание школьников не на самом языке, а на проблеме, переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный: самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, осуществлять поиск необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке» [6, С. 468].
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать сообщения, выводы и т. п., умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из названных умений являются задачами обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят прежде всего умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях; умение находить не одно, а мною вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относят прежде всего умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе (не только в обучении ИЯ), причем совсем не обязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка, перед учащимся ставится проблема или задача, которая должна быть решена при помощи тех или иных действий по поиску, обработке и оформлению информации, и в завершение представлена в виде того или иного конечного продукта. В виде продукта может выступать исследовательская работа ребенка, презентация. газета и т.д. Проект может быть выполнен индивидуально, а может быть также результатом парной или групповой работы.
Применение метода проектных работ на занятиях английского языка классах, дает возможность отметить следующие преимущества этой технологии: 1) учащиеся начинают осознавать практическую направленность своих знаний; 2) повышается их мотивация в изучении иностранного языка; 3) слабые ученики открывают в себе новый потенциал к дальнейшему изучению языка.
Также большое значение в обучении иностранному языку играют мини-проекты. Учащиеся выполняют их дома при подготовке домашнего задания или непосредственно на уроке. Проекты могут быть выполнены не только в письменной форме, но и в устной. Основные формы мини-проектов: монологические и диалогические высказывания, таблицы, рисунки. Задача учителя: добиваться выполнения передачи точного конкретного содержания проекта. Тематика мини-проектов зависит от конкретных целей и тем текущих уроков, разрабатывается учителем и обсуждается с учащимися . Таким образом, проект — это пять «П»: проблема — проектирование — поиск информации — продукт — презентация. Шестое «П» проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы и отчёты.
В своей практике я применяла следующие виды проектов, которые зарекомендовали себя отличными результатами:
1) Игровые
По программе 6 класса по учебнику «Английский в фокусе» была пройдена тема “Food and Refreshments”. Для закрепления и отработки новой лексики по теме было предложено придумать меню блюд, состоящих из здоровой пищи для школьного питания, потом уже в классе ребята разыгрывали диалоги и использовали свои проекты, что дало учащимся возможность повторить лексику и развивать навыки разговорного английского в рамках пройденной темы.
2) Информационные.
По программе 5 класса учащиеся освоили тему “World animals”. В качестве проектной работы им было предложено в разделе Culture Corner написать проект о животном, с использованием плана(fact file) . Учащиеся учились работать с различными источниками информации, более того, при этом они учились сравнивать и выделять наиболее достоверные из них. Такие задания дали им возможность научиться искать информацию, анализировать и классифицировать данные, делать выводы и заключения. Творческая атмосфера, сопровождающая такую работу, позволила расслабиться тем ученикам, которые на обычных уроках боятся совершить ошибку.
.
3) Творческие.
По программе 9 класса учащиеся в рамках темы «Art and Literature» в качестве темы проектной работы выбрали тему «The best film I have ever seen». В виде презентации были написаны отзывы о просмотренных фильмах. Работа велась на протяжении нескольких уроков. На первом уроке учащиеся знакомились с новой лексикой, читали и переводили тексы о фильмах в учебнике. На втором уроке совместно со мной учились составлять отзыв о фильме по плану. Затем были распределены по группам из 3-4человек для самостоятельной работы над проектом. На третьем уроке учащиеся представляли презентации своих любимых фильмов, с просмотром трейлеров. Такой проект запомнился ребятам надолго, дал возможность попробовать свои силы, раскрыть свой творческий потенциал.
4) исследовательские
Пример №4
По программе 6 класса учащиеся освоили тему “board games”. После закрепления темы им было предложено написать мини-проекты по одной из любимой настольной игре. В группах учащимися выбрали настольную игру, далее по плану дали ее описание (правила, оборудование), написали положительные стороны игры, ее значение в жизни детей.
Такие проекты позволяют развивать и использовать не только предметные навыки, но и межпредметные и личностные. В смысле первых навыков ученики учатся приобретать и применять не только знания по английскому языку, но и литературе, математике, истории и т.д. Что касается последних навыков, здесь имеется в виду компьютерная грамотность, т.е. умения работать со средствами ИКТ. Учащиеся развивают свои умения работать на ПК, уметь извлекать информацию из Интернета и других электронных источников, осваивать текстовую, графическую, видео- и звуковую информацию.
Но, что более важно, метод проектных работ позволяет развивать универсальные учебные действия, выделенные в современных Федеральных государственных стандартах. И не в последнюю очередь, проектная работа способствует развитию личностных УУД: осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы, проявлять готовность к сотрудничеству, проявлять желание к самооценке и осознавать успешность своей деятельности. В продолжение вышеизложенного важно отметить, что для современной школы недостаточной является пятибалльная шкала оценок. Поэтому творческие продукты проектной работы являются составной частью одной из альтернативных систем оценивания ученика – его портфолио. Они позволяют повысить мотивацию и самооценку учащихся, дать картину их развития и роста их достижений.
В заключение необходимо отметить, что метод проектов является одной из важных технологий в процессе формирования и развития УУД в современной школе, который позволяет учащимся развивать творческий потенциал и повышать мотивацию к изучению иностранного языка.
Литература:
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
www.edu.ru Федеральный государственный образовательный стандарт основного школьного образования
Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций) [Текст] // Молодой учёный. — 2013. — № 9 (56). — С. 467–469. 4. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании [Текст] / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 376–378.