Выступление
на педагогическом совете
по теме «Формирование УУД на уроках русского языка по УМК С.И. Львовой»
Сидоренковой Е.Н.
Целью образовательного стандарта является формирование функционально грамотной личности. Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту.
Одно из ключевых понятий предметных программ, в том числе и по русскому языку, – линии развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное развитие которых обеспечивает достижение предметных результатов в аспекте формирования разных компетенций (коммуникативной, языковой и культуроведческой). Кроме того, предмет «Русский язык» решает задачи достижения личностных и метапредметных результатов.
Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;
Курс русского языка должен всестороннее развивать личность учащихся. Для этого необходим учебник-помощник. Такой учебник появился и, что называется, «пришелся ко двору» и учителям, и ученикам.
Учебник русского языка (авторы С.И. Львова и В.В. Львов) отличается современным содержанием и помогает овладеть такими компетентностями, которые необходимы каждому современному человеку.
Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она на предлагаемом материале позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.
Особенностью пособия, несомненно, являются яркая обложка и цветные иллюстрации. Но это внешний эффект. Главное – ориентация учебника на речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами.
Личностные результаты
Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи
Основной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке, который становится уроком развития речи – устной и письменной. В центре внимания учащихся оказывается текст.
Одной из особенностей этого учебника является его четкая структура, которая позволяет планомерно освоить содержание курса.
В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства.
Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы: редактирование текста; работа с разными видами словарей; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Авторы предлагают целый спектр разнообразных упражнений: «Проводим наблюдение», «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра», «Сочинение», «Изложение». Эти и другие виды упражнений дают учителю четкие ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.
Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи». Отдельный раздел – это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Каждая страница учебника обеспечивает знакомство с окружающим миром, речевой деятельностью в самых разнообразных проявлениях. Цветные репродукция, фотоколлаж, фотографии – всё это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. При таком подходе уроки русского языка становятся уроками, на которых учащиеся учатся думать. У них формируется уважительное отношение к речи, они осознают её как мысль, способ выражения своих суждений.
В учебнике в новом ракурсе представлены и другие разделы, в том числе фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация. С.И. Львова выделяет в самостоятельный раздел, наряду с текстоведением и культурой речи, и орфографию. Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в языке. Традиционная работа по фонетике и орфоэпии спланирована так, что способствует развитию языковых и речевых навыков учащихся с учетом возрастных особенностей. Например, в 5 классе учащиеся приобретают навыки выделения в слове звуков речи, их фонетической характеристики, различения ударных и безударных звуков, использования элементов транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильного произношения гласных, согласных звуков и их сочетаний в слове, работы с орфоэпическим словарем. В 6 классе формируются навыки нахождения орфоэпических ошибок в звучащей речи.
Много внимания уделяется вопросам этимологии, лексикологии. Учебник предлагает материал, посвященный истории развития родного языка, историко-культурным традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка и семантики языковых единиц.
Культуроведческий аспект - особенность УМК С. И. Львовой. Соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры. Авторы учебника отдают предпочтение реалистической живописи, где художник изображает природу, городской, сельский пейзаж, портреты современников, быт людей или исторические события. Благодаря иллюстрациям в третьей части УМК, учащиеся знакомятся с картинами А.К. Денисова-Уральского, А.И. Лактионова, А.И. Корзухина, В.А. Серова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других; узнают, что полотна этих художников хранятся в самых разных картинных галереях нашей страны.
Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.
Обучение видам речевой деятельности с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи лингвистических упражнений, которые обеспечивают активное овладение речью и включают в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для формирования свободной, правильной и хорошей речи.
-.Вопросы для первичного восприятия картины: Что вы видите на картине? Что изображено в центре картины? Что вы видите на заднем плане? И т.д.
- Задания для формирования монологической речи: Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины и т.д.
- Вопросно-ответные упражнения на говорение творческого характера: Почему художник изобразил именно эти предметы, пейзаж, фигуру, время года? Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? и т.д.
- Упражнения на развитие воображения: Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
- Беседа по картине, в ходе которой отрабатывается словарно-стилистический аспект высказываний.
Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины; неподготовленное заранее высказывание; тематическая беседа; диспут на заранее заданную тему; дискуссия; ситуативный диалог; ролевая игра; интервью. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания и проявляют творческий подход к их текстовому оформлению.
Богатый иллюстрационный материал учебника, яркий шрифт, символические значки, разные цвета в оформлении текста способствуют формированию интереса у учащихся к чтению заданий. Теоретический материал, излагаемый в учебнике, подается с помощью интересных таблиц, дифференцируется по степени сложности. Особенностью учебника является также то, что перед знакомством с теоретическим материалом предлагаются вопросы, которые способствуют развитию критического, логического, ассоциативного мышления.
В УМК «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой реализуется идея дифференцированного подхода к обучению: наличие разноуровневого дополнительного материала, выделенные красным цветом более трудные упражнения. Это дает возможность на уроке найти задания как для слабых, так и для сильных учащихся.
Каждый урок по программе основан на принципе текстоцентризма. От урока к уроку учащиеся все больше приобщаются к работе с текстом: учатся определять его признаки, находить ключевые слова, составлять собственное высказывание по теме. Таким образом, содержание каждого урока направлено на реализацию языковой, речевой, правописной компетенций. На каждом уроке уделяется внимание работе с речевыми и грамматическими ошибками, редактированию текста.
Особенностью учебника является подбор для всех его разделов текстов нравственно-этического содержания, имеющих важное воспитательное значение. Тексты современны, познавательны, интересны для учащихся. Поэтому они с удовольствием анализируют предлагаемые текстовые материалы, выполняя не всегда простые задания, требующие не репродуктивного воспроизведения знаний, а творческого подхода.
Обобщая сказанное, можно сделать некоторые выводы. Программа по русскому языку под редакцией С. И. Львовой основана на главных принципах:
–принцип приоритета всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания;
–принцип проблемности, исследования и творческого подхода;
–принцип интеграции русского языка и литературы за счет формирования литературоведческой компетентности.
Особенность УМК - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности и последовательности использования современной семантики языка, что помогает учащимся в работе над анализом и созданием текстов.
Содержание программы под редакцией этого автора соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.