СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД у детей с ОНР на логопедических занятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной результат-развитие личности ребенка на основе учебной деятельности: чему учить? ради чего учить?как учить?

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД у детей с ОНР на логопедических занятиях.»

Формирование УУД у детей с общим недоразвитием речи. Презентация выполнена учителем-логопедом МБОУ «Большекибьинская СОШ»  Лебедевой Т.Н.   2013 год.

Формирование УУД у детей с общим недоразвитием речи.

Презентация выполнена учителем-логопедом МБОУ «Большекибьинская СОШ»

Лебедевой Т.Н.

2013 год.

   Основной результат – развитие личности ребенка  на основе учебной деятельности   Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Вектор смещения акцентов нового ста Ради чего Чему учить?  учить? обновление ценности образования содержания Как учить?  обновление средств обучения формирование универсальных способов действий

Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Вектор смещения акцентов нового стандарта

Вектор смещения акцентов нового ста

Ради чего

Чему учить?

учить?

обновление

ценности

образования

содержания

Как учить?

обновление

средств

обучения

формирование универсальных способов действий

Овладение системой учебных действий  с изучаемым учебным материалом   Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач   (в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом

Способность к решению

учебно-познавательных и

учебно-практических задач

(в отличие от прежней установки на проверку освоения «обязательного минимума содержания образования»)

Планируемые результаты:  три основные группы результатов   ЛИЧНОСТНЫЕ: ориентация ценностно-смысловая; в социальных ролях и меж- личностных отношениях ПРЕДМЕТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Регулятивные: организация деятельности  Коммуникативные: речевые навыки и навыки сотрудничества Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Самоопределение: личностное, профес- сиональное, жизненное Смыслообразование: связь между целью (ре- зультатом) деятельности  и ее мотивом Познавательные: общеучебные, в т.ч – знако- во-символические, логичес- кие, постановка и решение проблемы Предметные и метапредметные действия с учебным материалом  Нравственно-этическая ориентация

Планируемые результаты: три основные группы результатов

ЛИЧНОСТНЫЕ:

ориентация

  • ценностно-смысловая;
  • в социальных ролях и меж-

личностных отношениях

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Основы системы

научных знаний

Регулятивные:

организация деятельности

Коммуникативные:

речевые навыки и

навыки сотрудничества

Опыт «предметной» деятельности по получению,

преобразованию

и применению

нового знания

Самоопределение:

личностное, профес-

сиональное, жизненное

Смыслообразование:

связь между целью (ре-

зультатом) деятельности

и ее мотивом

Познавательные:

общеучебные, в т.ч – знако-

во-символические, логичес-

кие, постановка и решение

проблемы

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Нравственно-этическая

ориентация

 Универсальные учебные действия  (стандарт второго поколения) Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД ( общие учебные умения , постановка и решение практических задач, логические…)  Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией … )

Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения)

  • Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …)
  • Познавательные УУД ( общие учебные умения , постановка и решение практических задач, логические…)
  • Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …)
  • Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией )
     Портрет выпускника  начальной школы   исследова- умеющий учиться, способный к самоорганизации  тельский доброжелательный,  интерес  умеющий слушать коммуника-  и слышать партнера  тивность саморегуляция ответственность уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения навыки самоорганизации и здорового образа жизни

Портрет выпускника начальной школы

  • исследова-
  • умеющий учиться, способный к самоорганизации

тельский

  • доброжелательный,

интерес

умеющий слушать

  • коммуника-

и слышать партнера

тивность

  • саморегуляция
  • ответственность
  • уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения
  • навыки самоорганизации и здорового образа жизни
Учащиеся с ОНР имеют ряд речевых особенностей, затрудняющих у них формирование УУД. Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических форм языка - Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; - трудности овладения учебными понятиями, терминами; -трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; -недостаточное развитие связной речи     формировать регулятивные ууд

Учащиеся с ОНР имеют ряд речевых особенностей, затрудняющих у них формирование УУД.

Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических форм языка

  • - Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • - трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • -трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • -недостаточное развитие связной речи

 

формировать регулятивные ууд

И психологических особенностей -неустойчивое внимание; -недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям; -недостаточное развитие способности переключаемости; -недостаточное развитие словесно-логического мышления; -недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала формировать коммуникативные ууд

И психологических особенностей

  • -неустойчивое внимание;
  • -недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
  • -недостаточное развитие способности переключаемости;
  • -недостаточное развитие словесно-логического мышления;
  • -недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала

формировать коммуникативные ууд

Следствия:  -недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;  -трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе). Формировать регулятивные и коммуникативные УУД

Следствия: -недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности; -трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Формировать регулятивные и коммуникативные УУД

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию Письмо с пропусками .( от простого к сложному) Услышите звук – напишите букву Когда услышите слог со звуком Р, напишите его в тетради (ра-, ла-, лы-, ры-, -ор,)  «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте его схемой. У сарая роет нору крот. У са.ая .оет но.у к.от . Далее дети будут записывать предложения . На реке поймали рака, Из-за рака вышла драка Это Рома забияка снова в реку бросил рака. Р Р Р Р

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию

  • Письмо с пропусками .( от простого к сложному)
  • Услышите звук – напишите букву
  • Когда услышите слог со звуком Р, напишите его в тетради (ра-, ла-, лы-, ры-, -ор,)
  • «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте его схемой.

У сарая роет нору крот. У са.ая .оет но.у к.от .

Далее дети будут записывать предложения .

На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка

Это Рома забияка снова в реку бросил рака.

Р

Р

Р

Р

«Будь внимательным!»  В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть. Полезла Оксана за красной розой,  а вернулась Оксана с занозой.  На столе лежат спелые арбузы.  Самолет со свистом взлетел в синее небо.

«Будь внимательным!»

В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой, а вернулась Оксана с занозой.

На столе лежат спелые арбузы.

Самолет со свистом взлетел в синее небо.

  Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану (регулятивные и коммуникативные действия)

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану (регулятивные и коммуникативные действия)

Определи порядок действий. Прочитай(1) и спиши(4) предложения, вставляя(2)подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначь(5) в этих словах приставку, устно объясни(3) свой выбор.  Ивана Ивановича наградили за героический (проступок, поступок). Ученика наказали за (поступок, проступок). Ребята (выключили, исключили) Павлика из игры.  На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку.

Определи порядок действий.

Прочитай(1) и спиши(4) предложения, вставляя(2)подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначь(5) в этих словах приставку, устно объясни(3) свой выбор.

Ивана Ивановича наградили за героический (проступок, поступок). Ученика наказали за (поступок, проступок). Ребята (выключили, исключили) Павлика из игры.

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку.

Составьте алгоритм. Пример алгоритма, составленного учениками. Как разобрать слово по составу: Изменить форму слова → выделить окончание, обозначить. Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить. Подобрать однокоренные слова → выделить общую часть слова – корень, обозначить. Посмотреть на оставшиеся части слова: Если есть часть слова перед корнем → это приставка, обозначить. Если есть часть слова между корнем и окончанием → это суффикс, обозначить.

Составьте алгоритм.

Пример алгоритма, составленного учениками.

Как разобрать слово по составу:

  • Изменить форму слова выделить окончание, обозначить.
  • Выделить основу – часть слова без окончания, обозначить.
  • Подобрать однокоренные слова выделить общую часть слова – корень, обозначить.
  • Посмотреть на оставшиеся части слова:
  • Если есть часть слова перед корнем это приставка, обозначить.
  • Если есть часть слова между корнем и окончанием это суффикс, обозначить.
Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль: 1. Возвращение к началу. Работа в парах с текстом. 2.Ищем случайные ошибки (1-ый этап). Работа в парах с текстом + карточка-памятка. 3.Ищем орфографические ошибки (2-ой этап). Дети проверяют текст 2-ой раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок при помощи другой карточки-памятки. 4. Проверка предложений (3-ий этап). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка .

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль:

1. Возвращение к началу.

Работа в парах с текстом.

2.Ищем случайные ошибки (1-ый этап).

Работа в парах с текстом + карточка-памятка.

3.Ищем орфографические ошибки (2-ой этап).

Дети проверяют текст 2-ой раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок при помощи другой карточки-памятки.

4. Проверка предложений (3-ий этап).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка .

Лесенка успеха. Упражнения, развивающие умение оценивать результаты своей деятельности

Лесенка успеха.

Упражнения, развивающие умение оценивать результаты своей деятельности

Оценочные таблицы Имя 24 Никита 12 Саша 15 Марина - - . . + + 15 - + ---+ + + . . . + - + +++. + + + + + + . + + + . + + + ++++ + . ++++

Оценочные таблицы

Имя

24

Никита

12

Саша

15

Марина

- - . . + +

15

- + ---+

+ + . . . +

- + +++.

+ + + + + +

. + + + . +

+ + ++++

+ . ++++

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!