СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД у младших школьников посредством использования проектной деятельности.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД у младших школьников посредством использования проектной деятельности.»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования проектной деятельности  Учитель начальных классов филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ в с. Беломестная Криуша Тамбовского района Патрина О. С.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования проектной деятельности

Учитель начальных классов

филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ

в с. Беломестная Криуша

Тамбовского района

Патрина О. С.

АКТУАЛЬНОСТЬ     В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Данная тема актуальна и потому, что она стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Данная тема актуальна и потому, что она стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

  ЦЕЛЬ ПРОЕКТА повысить уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников через использование метода проектов.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

повысить уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников через использование метода проектов.

ЗАДАЧИ:  Изучить и систематизировать теоретические подходы метода проектов и использование его в урочной и во внеурочной деятельности.  Разработать систему мероприятий используя проектную деятельность, и экспериментально проверить ее эффективность.  Проанализировать результаты диагностических исследований, определяющих уровень развития УУД учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • Изучить и систематизировать теоретические подходы метода проектов и использование его в урочной и во внеурочной деятельности.
  • Разработать систему мероприятий используя проектную деятельность, и экспериментально проверить ее эффективность.
  • Проанализировать результаты диагностических исследований, определяющих уровень развития УУД учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Повышение уровня качества знаний учащихся. Наличие положительной мотивации в учебной и общественно-полезной деятельности учащихся. Овладение первоначальными навыками поисковой и проектно-исследовательской деятельности . Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Повышение уровня качества знаний учащихся. Наличие положительной мотивации в учебной и общественно-полезной деятельности учащихся. Овладение первоначальными навыками поисковой и проектно-исследовательской деятельности .

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Повышение уровня качества знаний учащихся. Наличие положительной мотивации в учебной и общественно-полезной деятельности учащихся. Овладение первоначальными навыками поисковой и проектно-исследовательской деятельности .
  • Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
  • Повышение уровня качества знаний учащихся.
  • Наличие положительной мотивации в учебной и общественно-полезной деятельности учащихся.
  • Овладение первоначальными навыками поисковой и проектно-исследовательской деятельности .
НОВИЗНА ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА  Принципиальной основой проекта явилась ориентация не только на получение ребёнком предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся: - умения планировать, анализировать свои действия; - умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия; - способность к сотрудничеству; - чувства ответственности за конечный результат.

НОВИЗНА ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА

Принципиальной основой проекта явилась ориентация не только на получение ребёнком предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся:

- умения планировать, анализировать свои действия;

- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;

- способность к сотрудничеству;

- чувства ответственности за конечный результат.

 ПЛАН РАБОТЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА Подготовительный этап (июль – сентябрь 2014 г)   Практический этап (сентябрь 2014 – май 2015 г)   Аналитический этап  (май - июнь 2015 г)

ПЛАН РАБОТЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

(июль – сентябрь 2014 г)

Практический этап

(сентябрь 2014 – май 2015 г)

Аналитический этап

(май - июнь 2015 г)

 I – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  изучение материалов по данной теме; моделирование ожидаемых результатов;  планирование деятельности;  входящая диагностика сформированности УУД обучающихся.

I – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • изучение материалов по данной теме;
  • моделирование ожидаемых результатов;
  • планирование деятельности;
  • входящая диагностика сформированности УУД обучающихся.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДЫ РАБОТЫ: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Исследовательские Творческие Поисковые Индивидуальная; Парная; Групповая ЭТАПЫ: 1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект). 2.Технологическая разработка идеи. 3. Практическая работа над идеей. 4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы РЕЗУЛЬТАТЫ: 1.Осмысленная и принятая идея, задача, проблема. 2. Доведение идеи до возможности ее практической реализации. 3. Практическая реализация идеи. Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Исследовательские
  • Творческие
  • Поисковые
  • Индивидуальная;
  • Парная;
  • Групповая

ЭТАПЫ:

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

2.Технологическая разработка идеи.

3. Практическая работа над идеей.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2. Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая реализация идеи.

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

УУД, ФОРМИРУЕМЫЕ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ  Регулятивные : Коммуникативные: Постановка задач; планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка. владение способами совместной деятельности в группе;  умение выражать свои мысли. Личностные: Познавательные:  формирование интереса, учебно-познавательной мотивации;  нравственно-этические выводы из некоторых проектов. осуществление поиска информации, осуществление записи информации с помощью инструментов ИКТ, выстраивание сообщения.

УУД, ФОРМИРУЕМЫЕ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ

Регулятивные :

Коммуникативные:

Постановка задач;

планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка.

владение способами совместной деятельности в группе;

умение выражать свои мысли.

Личностные:

Познавательные:

формирование интереса, учебно-познавательной мотивации;

нравственно-этические выводы из некоторых проектов.

осуществление поиска информации, осуществление записи информации с помощью инструментов ИКТ, выстраивание сообщения.

 МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ УУД: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа. Применяемые методики: Личностные УУД: анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки»; методика А.И.Липкиной; задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже); Регулятивные УУД: проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая). Познавательные УУД: методика «Счет»; методика «Слова» Т.И. Юферевой; методика

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ УУД:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Применяемые методики:

Личностные УУД:

  • анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки»;
  • методика А.И.Липкиной;
  • задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже);

Регулятивные УУД:

  • проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).

Познавательные УУД:

  • методика «Счет»;
  • методика «Слова» Т.И. Юферевой;
  • методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).

Коммуникативные УУД:

  • задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007),
  • социометрия.
II – ОСНОВНОЙ ЭТАП  включение обучающихся в проектную деятельность;  подготовка с обучающимися проектов;  организация педагогической поддержки ребенка;  создание методических рекомендаций.

II – ОСНОВНОЙ ЭТАП

  • включение обучающихся в проектную деятельность;
  • подготовка с обучающимися проектов;
  • организация педагогической поддержки ребенка;
  • создание методических рекомендаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Урок должен обязательно соответствовать образовательным стандартам. Учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни. Для этого важно обеспечить требования: учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией; учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний; урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим; дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Урок должен обязательно соответствовать образовательным стандартам. Учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни.

Для этого важно обеспечить требования:

  • учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
  • урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
  • учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
  • урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;
  • дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым.

ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ФОРМИРОВАНИИ УУД   Компоненты учебной деятельности (позиция учителя)  Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)  мотив деятельности постановка учебной задачи, ее принятие учащимися зачем я это изучаю? осуществление контроля какая учебная задача стоит передо мной? правильно ли я решаю эту задачу? обсуждение способа действий при решении учебной задачи что я должен делать, чтобы решить эту задачу? соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу? оценка процесса и результата каковы мои успехи и что у меня не получается?

ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ФОРМИРОВАНИИ УУД

Компоненты учебной деятельности (позиция учителя)

Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)

мотив деятельности

постановка учебной задачи, ее принятие учащимися

зачем я это изучаю?

осуществление контроля

какая учебная задача стоит передо мной?

правильно ли я решаю эту задачу?

обсуждение способа действий при решении учебной задачи

что я должен делать, чтобы решить эту задачу?

соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)

выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?

оценка процесса и результата

каковы мои успехи и что у меня не получается?

Учебный предмет Реализуемый краткосрочный урок-проект   Литературное чтение   Продукт   Мы идём в музей книги.   Буклет   «Добро побеждает зло».   Математика Электронная презентация   Прямоугольный параллелепипед.   Окружающий мир Площади фигур.   Модель параллелепипеда   палетка для измерения площади   Звери – обитатели Тамбовской области   Электронная презентация   Луг – царство цветов и насекомых   Буклет   Мой уголок для игры в родном доме.   Русский язык  Модель или эскиза своего уголка для игр   Речевой этикет.   Электронная презентация   Звуки и буквы   Модель сказочного города букв «Говорящие» названия слов. Откуда пришло слово?   Электронная презентация  

Учебный предмет

Реализуемый краткосрочный урок-проект

 

Литературное чтение

 

Продукт

 

Мы идём в музей книги.

 

Буклет

 

«Добро побеждает зло».

 

Математика

Электронная презентация

 

Прямоугольный параллелепипед.

 

Окружающий мир

Площади фигур.

 

Модель параллелепипеда

 

палетка для измерения площади

 

Звери – обитатели Тамбовской области

 

Электронная презентация

 

Луг – царство цветов и насекомых

 

Буклет

 

Мой уголок для игры в родном доме.

 

Русский язык

Модель или эскиза своего уголка для игр

 

Речевой этикет.

 

Электронная презентация

 

Звуки и буквы

 

Модель сказочного города букв

«Говорящие» названия слов. Откуда пришло слово?

 

Электронная презентация

 

 III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  диагностика знаний и умений по проектной деятельности после реализации проекта;  диагностика сформированности УУД школьников; обобщение материалов проекта.

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • диагностика знаний и умений по проектной деятельности после реализации проекта;
  • диагностика сформированности УУД школьников;
  • обобщение материалов проекта.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД Личностные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

ИТОГИ РАБОТЫ Рекомендации по проектной деятельности обучающихся   Размещение материалов в сети Интернет

ИТОГИ РАБОТЫ

  • Рекомендации по проектной деятельности обучающихся

  • Размещение материалов в сети Интернет

ВЫВОДЫ  метод проектов дает возможность вооружить ученика способами, необходимыми для самостоятельной познавательной деятельности;  в ходе работы над проектами формируются универсальные учебные действия младших школьников;  метод проектов привлекателен для детей, так как возрастает интерес к работе над ним по мере его выполнения;  использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к обучению.

ВЫВОДЫ

  • метод проектов дает возможность вооружить ученика способами, необходимыми для самостоятельной познавательной деятельности;
  • в ходе работы над проектами формируются универсальные учебные действия младших школьников;
  • метод проектов привлекателен для детей, так как возрастает интерес к работе над ним по мере его выполнения;
  • использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к обучению.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003 г.    Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры школьников. 2008г. Дружинина Т.Н. Информационные технологии в образовании. Учебно - методическое пособие. - Псков, 2006. Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2,   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  • Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003 г.
  •    Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры школьников. 2008г.
  • Дружинина Т.Н. Информационные технологии в образовании. Учебно - методическое пособие. - Псков, 2006.
  • Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2,
  •   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
  • Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 06 октября2009 г.  http://standart.edu.ru/ Перечень диагностических методик по выявлению Универсальных Учебных Действий учащихся  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/perechen-diagnosticheskikh-metodik-po-vyyavleniyu-universalnykh-ucheb Проектная деятельность в воспитательной работе  http://festival.1september.ru/articles/600113/

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 06 октября2009 г. http://standart.edu.ru/
  • Перечень диагностических методик по выявлению Универсальных Учебных Действий учащихся http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/perechen-diagnosticheskikh-metodik-po-vyyavleniyu-universalnykh-ucheb
  • Проектная деятельность в воспитательной работе http://festival.1september.ru/articles/600113/
СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!