ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования проектной деятельности
Учитель начальных классов
филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ
в с. Беломестная Криуша
Тамбовского района
Патрина О. С.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данная тема актуальна и потому, что она стимулирует интерес учеников к знанию и обеспечивает возможность практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
повысить уровень сформированности универсальных учебных действий у младших школьников через использование метода проектов.
ЗАДАЧИ:
- Изучить и систематизировать теоретические подходы метода проектов и использование его в урочной и во внеурочной деятельности.
- Разработать систему мероприятий используя проектную деятельность, и экспериментально проверить ее эффективность.
- Проанализировать результаты диагностических исследований, определяющих уровень развития УУД учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Повышение уровня качества знаний учащихся. Наличие положительной мотивации в учебной и общественно-полезной деятельности учащихся. Овладение первоначальными навыками поисковой и проектно-исследовательской деятельности .
- Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
- Повышение уровня качества знаний учащихся.
- Наличие положительной мотивации в учебной и общественно-полезной деятельности учащихся.
- Овладение первоначальными навыками поисковой и проектно-исследовательской деятельности .
НОВИЗНА ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА
Принципиальной основой проекта явилась ориентация не только на получение ребёнком предметных знаний, но и умение добывать самому и применять эти знания в практической деятельности. Соответствие педагогического опыта критериям инновации обеспечили создание вместо традиционных уроков разработок уроков-проектов, решающих такие задачи, как развитие у учащихся:
- умения планировать, анализировать свои действия;
- умения принимать решения, прогнозируя возможные последствия;
- способность к сотрудничеству;
- чувства ответственности за конечный результат.
ПЛАН РАБОТЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
(июль – сентябрь 2014 г)
Практический этап
(сентябрь 2014 – май 2015 г)
Аналитический этап
(май - июнь 2015 г)
I – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- изучение материалов по данной теме;
- моделирование ожидаемых результатов;
- планирование деятельности;
- входящая диагностика сформированности УУД обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Исследовательские
- Творческие
- Поисковые
- Индивидуальная;
- Парная;
- Групповая
ЭТАПЫ:
1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).
2.Технологическая разработка идеи.
3. Практическая работа над идеей.
4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.
2. Доведение идеи до возможности ее практической реализации.
3. Практическая реализация идеи.
Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.
УУД, ФОРМИРУЕМЫЕ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
Регулятивные :
Коммуникативные:
Постановка задач;
планирование своих действий в соответствии с постановленной задачей, нахождение пути их решения, самооценка.
владение способами совместной деятельности в группе;
умение выражать свои мысли.
Личностные:
Познавательные:
формирование интереса, учебно-познавательной мотивации;
нравственно-этические выводы из некоторых проектов.
осуществление поиска информации, осуществление записи информации с помощью инструментов ИКТ, выстраивание сообщения.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ УУД:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Применяемые методики:
Личностные УУД:
- анкета Т.И. Юферевой, «Три оценки»;
- методика А.И.Липкиной;
- задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж.Пиаже);
Регулятивные УУД:
- проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая).
Познавательные УУД:
- методика «Счет»;
- методика «Слова» Т.И. Юферевой;
- методика "Логические задачи" (А. 3. Зак).
Коммуникативные УУД:
- задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007),
- социометрия.
II – ОСНОВНОЙ ЭТАП
- включение обучающихся в проектную деятельность;
- подготовка с обучающимися проектов;
- организация педагогической поддержки ребенка;
- создание методических рекомендаций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Урок должен обязательно соответствовать образовательным стандартам. Учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни.
Для этого важно обеспечить требования:
- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;
- дети сами делают взаимооценку и самооценку, поэтому урок должен быть добрым.
ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ФОРМИРОВАНИИ УУД
Компоненты учебной деятельности (позиция учителя)
Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)
мотив деятельности
постановка учебной задачи, ее принятие учащимися
зачем я это изучаю?
осуществление контроля
какая учебная задача стоит передо мной?
правильно ли я решаю эту задачу?
обсуждение способа действий при решении учебной задачи
что я должен делать, чтобы решить эту задачу?
соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)
выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?
оценка процесса и результата
каковы мои успехи и что у меня не получается?
Учебный предмет
Реализуемый краткосрочный урок-проект
Литературное чтение
Продукт
Мы идём в музей книги.
Буклет
«Добро побеждает зло».
Математика
Электронная презентация
Прямоугольный параллелепипед.
Окружающий мир
Площади фигур.
Модель параллелепипеда
палетка для измерения площади
Звери – обитатели Тамбовской области
Электронная презентация
Луг – царство цветов и насекомых
Буклет
Мой уголок для игры в родном доме.
Русский язык
Модель или эскиза своего уголка для игр
Речевой этикет.
Электронная презентация
Звуки и буквы
Модель сказочного города букв
«Говорящие» названия слов. Откуда пришло слово?
Электронная презентация
III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- диагностика знаний и умений по проектной деятельности после реализации проекта;
- диагностика сформированности УУД школьников;
- обобщение материалов проекта.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
ИТОГИ РАБОТЫ
- Рекомендации по проектной деятельности обучающихся
- Размещение материалов в сети Интернет
ВЫВОДЫ
- метод проектов дает возможность вооружить ученика способами, необходимыми для самостоятельной познавательной деятельности;
- в ходе работы над проектами формируются универсальные учебные действия младших школьников;
- метод проектов привлекателен для детей, так как возрастает интерес к работе над ним по мере его выполнения;
- использование компьютерных технологий повышает интерес учащихся к обучению.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003 г.
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры школьников. 2008г.
- Дружинина Т.Н. Информационные технологии в образовании. Учебно - методическое пособие. - Псков, 2006.
- Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. //Начальная школа 2009 год № 2,
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 06 октября2009 г. http://standart.edu.ru/
- Перечень диагностических методик по выявлению Универсальных Учебных Действий учащихся http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/perechen-diagnosticheskikh-metodik-po-vyyavleniyu-universalnykh-ucheb
- Проектная деятельность в воспитательной работе http://festival.1september.ru/articles/600113/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!