СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование валеологической компетентности учителя, особенности работы с одаренными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика и технологии тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации работников образования

в области сохранения, укрепления и обеспечения безопасности здоровья обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Формирование валеологической компетентности учителя, особенности работы с одаренными детьми»

Формирование валеологической компетентности учителя, особенности работы с одаренными детьми.


РАЗДЕЛ 1

«В большинстве боленей виновата не природа, а только сам человек. Чаще всего он более от лени и жадности, но иногда от неразумности.»

(Н.М. Амосов)

Первый шаг в создании профессиональной концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель моей деятельности по профессиональному развитию педагогов в сфере социализации обучающихся в области здорового образа жизни – эффективное овладение педагогами здоровьесберегающими технологиями, использование их в учебно-воспитательном процессе и формирование валеологической компетентности.

Задачи:

- познакомить педагогов с видами здоровьесберегающих технологий, их основными особенностями, научить применять как при работе с учащимися, так и к себе лично;

- научить ориентироваться в здоровьесберегающих технологиях;

- сформировать понятие валеологической компетентности педагога;

- способствовать развитию здоровьесберегающей, здоровьеформирующей функций педагога;

- саморазвитие педагога в области здоровья.

Мне импонируют несколько подходов к пониманию здоровья:

- акмеологический подход – здоровье понимается как показатель жизненного благополучия человека и результат его саморазвития;

- холистический подход – предполагает взаимосвязь духовной, когнитивной, психоэмоциональной сфер и биологического тела.

В своей работе по профессиональному развитию педагогов в сфере социализации учащихся я руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип активности – предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества. Повсеместное использование активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.)

  • Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

  • Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребёнка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

РАЗДЕЛ 2

Структурно-функциональная модель координации здоровьеориентированной деятельности образовательных организаций на региональном уровне.

При построении здоровьеориентированного учебно-воспитательного процесса образовательные организации и, в частности, педагоги руководствуются нормативно-правовыми документами:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.10 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте 03.03.2011г.  № 19993)  (Вводятся в действие с 01.09.2011г.);

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 409/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13  от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13  от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ И НИИ гигиены и охраны здоровья  детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.) и другие.

Основная цель образовательных организаций в области здоровьесбережения – это стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Для реализации этой цели в школе должна быть создана система сохранения и развития здоровья как каждого учащегося, так и педагогического состава.

Задачи работы такой системы:

-создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья;
-формирование навыков здорового образа жизни;

-использование технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье;
-вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания;

-создание психологического комфорта на уроках и во внеурочной деятельности;
-адаптация учащихся к жизни в обществе;

-формирование у учащихся осознания необходимости здорового образа жизни. 

Основное содержание здоровьесберегающей работы в учреждении:

 1. Рациональная организация учебного процесса:

 

  - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки учащихся;

  - использование здоровьесберегающих технологий: метод проектов, групповые и игровые методы обучения;

  - личностно – ориентированный подход к обучению;

  - строгое соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

  - рациональная организация уроков физкультуры и занятий активно–двигательного характера;

  - составление учебного расписания с учётом всех требований СанПиН.

 2. Психологическая поддержка учащихся:

 - создание комфортного психологического климата в школе;

- индивидуальные консультации учащихся и их родителей;

- психологический тренинг учащихся;

 3. Экологическое воспитание (проектная деятельность учащихся по вопросам экологии; классные часы, общешкольные мероприятия).

 4. Физкультурно–оздоровительная работа:

 - полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья

- организация динамических пауз и часов, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;

- проведение школьных спортивных мероприятий, участие во внутришкольных и районных соревнованиях;

- организация спортивных секций, работа социумом;

- оснащение школы спортивным инвентарём и оборудованием.

 4. Медицинское сопровождение:

 - профилактические медицинские осмотры учащихся и вакцинация;

- контроль выполнения санитарных правил;

- мониторинг состояния здоровья детей, в том числе  подробный анализ заболеваемости учащихся;

- ведение паспортов здоровья учащихся.

  5. Рациональное школьное питание:

   - обеспечение рациона учащихся  с учётом физиологических потребностей детей каждого возраста (полноценное правильное сбалансированное питание с учетом суточной и недельной потребности в питательных веществах, витаминах и микроэлементах);

  - повышение культуры питания учащихся путем проведения регулярных занятий, бесед, прочих мероприятий просветительского и пропагандистского характера;

  - составление 20-дневного меню с учетом всех аспектов рациональности детского питания и сезонности продуктов; контроль за организацией и качеством школьного питания.

  6. Профилактика нарушения осанки:

   - выполнение санитарных требований к мебели;

  - физкультминутки;

  - динамические часы;

  - спортивные часы во второй половине дня

 7. Профилактика нарушения зрения: - рассаживание учащихся в классах с учётом дефектов зрения;

 - физкультминутки для зрения;

  - выполнение санитарных требований к освещению помещений, классов, учебным  пособиям и ТСО, учебные нагрузки, продолжительности работы за компьютером.

 8. Организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями:

   - повышение квалификации педагогов по проблемам охраны здоровья;

  - повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья;

  - привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, Дней здоровья и др.   

 9. Здоровьесберегающая инфраструктура школы:

   - состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими требованиями;

  - необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с   учащимися;

  - оснащение физкультурного зала и спортплощадок необходимым оборудованием и  инвентарём;

  - грамотное  оснащение школьной столовой;

  - организация качественного питания.

РАЗДЕЛ 3

Существует множество диагностик, которые в той или иной мере отражают личностную позицию педагога к своему здоровью. Я приведу некоторые из них.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

0

1

2

3

4

5

6

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Всегда

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

  2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

  3. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

  4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

  5. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

  6. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

  7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

  8. Я чувствую угнетенность и апатию.

  9. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.

  10. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

  11. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

  12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

  13. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

  14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

  15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

  16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

  17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

  18. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

  19. Я многое успеваю сделать.

  20. Я чувствую себя на пределе возможностей.

  21. Я еще многое смогу достичь в этой жизни.

  22. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ к опроснику

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8.13,14.16,20

54

Деперсонализация

5,10,11,15,22

30

Редукция личностных достижений

4,7,9,12,17,18,19,21


Уровни выгорания

Субшкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

0-16

17-26

27 и больше

Деперсонализация

0-6

7-12

13 и больше

Редукция личностных достижений

39 и больше

38-32

31-0



Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (автор: А. А. Реан)

ИНСТРУКЦИЯ: отвечать на вопросы следует «да» или «нет». Если вы затрудняетесь ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», который означает как явное «нет», так и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, подолгу не задумываясь. Первый ответ, пришедший в голову, как правило, является наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

  1. Включаясь в работу, оптимистично надеюсь на успех.

  2. В деятельности я активен.

  3. Склонен к проявлению инициативы.

  4. При выполнении ответственных заданий стараюсь, по возможности, найти причины отказаться от них.

  5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально высокие по трудности.

  6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления;

  7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

  8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

  9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность деятельности ухудшается.

  10. Склонен проявлять неустойчивость в достижений цели.

  11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

  12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.

  13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

  14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реально высокие.

  15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность снижается.

  16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

  17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

  18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

  19. В случае неудачи от поставленной цели как правило не отказываюсь.

  20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность возрастает.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ:

Да: 1,2,3, 6,8,10,11,12.14,16,18,19,20.

Нет: 4,5,7,9,13,15,17.

Обработка результатов.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается один балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен.

Для диагностики валеологической компетентности педагога я бы еще использовала: Тесты для самоконтроля // Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное пособие. Тюмень: ТюмГУ, 2008 – С. 316-337. Данная диагностика отображает знание педагогом вопросов здоровьесохранения как в мировом масштабе, так и в личностном плане.

Учитывая, что моя работа как методиста, курирующего учителей биологии, планируется на календарный год, то я бы запланировала работу с учителями по вопросам здоровьесбережения в следующем формате:

Мероприятие

Дата/ срок реализации

2015/2016 гг

Отметка о выполнении

Анкетирование педагогов с целью определения уровня их валеологической компетентности.

28.08.15


- Вебинар «Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания школьников»

сентябрь


- система тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов, например, «Ресурсы стрессоустойчивости»

Сентябрь-октябрь 2015г


- Семинар-практикум «Здоровьесберегающая деятельность на уроках биологии в контексте реализации ФГОС»

Декабрь 2015г


- мастер-классы с привлечением учителей биологии высшей категории «Урок – территория здоровья: приемы эффективной здоровьесберегающей деятельности учителя»

- «Я делаю это так»

Ноябрь-февраль 2015г


- мастерская с привлечением школьного психолога «Как сделать урок комфортным?»

- «Минутка для себя: снятие эмоционального напряжения»

Декабрь, апрель 2015


- конкурс методических разработок «Здоровьесберегающая деятельность педагога»

Март 2015г


Конференция «Здоровый педагог – здоровый ребенок – здоровое будущее»

Апрель 2015г


- Итоговое анкетирование.

-Анализ итогов деятельности методических мероприятий здоровьеориентированной направленности, выводы.

- Обобщение опыта работы педагогов в виде сборника, медиатеки.

Июнь 2015


Таким образом, будет оптимизирована система городских мероприятий для педагогов, учащихся, обеспечивающих формирование и развитие культуры здоровья.

Каковы же ожидаемые конечные результаты реализации данной программы?

- рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников и поддержку родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

- и как следствие, повышение функциональных возможностей учащихся, рост уровня физического развития школьников и осознание ими приоритета здорового образа жизни, повышение самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

РАЗДЕЛ 4

Школа призвана заниматься образованием и воспитанием учащихся, но в настоящее время обострилась и задача укрепления здоровья детей. 

В нашей жизни появился новый термин «школьный стресс», смысл которого заключается в том, что нарушение режима учебно-воспитательного процесса, используемые методы и технологии, высокая невротизация учителей, приводят к нервным и психическим перегрузкам, вызывают стресс у учащихся, который является причиной не только нарушения здоровья, но и влияет на качество обучения. Дезадаптивное поведение учащихся (беспричинная агрессивность, отказ ходить в школу, на уроки, нарушение правил поведения) является основой школьной дезадаптации, чаще встречается школьная тревожность, выражающаяся в волнении, повышенном беспокойстве в учебной ситуации, ожидании плохого обращения к себе, отрицательной оценке со стороны сверстников, родителей, педагогов, появляются различные неврозы. Явные: вызывающе ведут себя на уроках, грубят, плохо учатся. Скрытые: учатся, удовлетворительно ведут себя, но в результате перегрузок меняется поведение: депрессия или апатия, нарушения сна, головные боли, сонливость, пассивность на уроках.

Проблемы здоровья и успеваемости детей осложняются следующим:

  • влияние стрессовых ситуаций в период обучения;

  • темп, объем, качество учебной нагрузки;

  • несоответствие гигиенических требований к учебным помещениям (низкая температура, недостаточный воздухообмен и влажная уборка, качество воды, системы питания);

  • расписание занятий;

  • низкая физическая активность;

  • квалификация педагогов и т.д.;

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья учащихся может стать валеологически и психологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе, включающий в себя формирование валеологической культуры всех участников педагогического процесса. И основная роль отводится личности Учителя.

Особое внимание уделяется речевой культуре педагога, предполагающей отсутствие психотравмирующего речевого поведения, отрицательных оценок, привитие детям навыков эмпатического слушания (слушание – сопереживание, сорадость – соудивление и т.д.) и использование учителем невербального общения с учащимися (контакт, мимика, жесты и т.д.). Учителю важно знать и использовать способы ослабления разрушающего влияния обучения на здоровье и развитие учащихся. Так, на мотивацию и запоминание влияет эмоциональное отношение ребенка к преподавателю, так как «вытеснение» негативного образа учителя «вытесняет» и знания, а вовремя не завершенные предыдущие ситуации, неотреагированные эмоции могут помешать полноценной последующей работе. Чаще всего на формирование психо-эмоционального состояния влияет оценивание учителем: стрессогенным фактором являются несправедливо заниженные оценки, разные отметки за одинаковые ошибки, лучшее отношение к успешным ученикам, не учитывается продвижение учащихся, не создается ситуация успеха.

Задача учителя видится в снижении утомляющего воздействия урока на организм учащихся, с помощью применения методов и средств обучения, коррекции психо-эмоционального состояния учащихся, все это требует высокого профессионализма по освоению и реализации здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.
Большинство учителей находятся в различной степени психического неблагополучия, поэтому для профессионального развития педагога важно формирование валеологического мышления учителя, которое порождает здоровье, уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности, желания, соответственно предотвращать заболевание. Результат такого мышления находит отражение в поведении учителя, его характере, методике его профессионально-педагогической деятельности.

Психическая напряженность, фрустрация, переживание неудач, депрессивные и другие негативные состояния у учителей школы создают угрозу невротизации, опасны для здоровья, вызывают деформацию мотивационной сферы, снижение профессиональной активности.

Примерно ¾ учителей не занимаются своим здоровьем, а психическое нездоровье педагога приводит к нарушению психического здоровья школьников.

Суть психотерапии педагогической деятельности заключается в организации комфортного общения и приносящей удовольствие совместной деятельности учителя и учащихся. Психотерапевтические функции учителя на уроке реализуются вербально и невербально (напряжен или расслаблен). Условием эффективного психотерапевтического воздействия на учащихся выступает внутренняя техника учителя, его умение саморегуляции.
Учащиеся на уровне бессознательных ощущений воспринимают невербальные действия учителя: степень его готовности к уроку; желание вести урок; его внутреннее эмоциональное состояние.

Эмоциональный настрой и физическое состояние учителя во многом определяют результаты урока. Настроенный доброжелательно учитель излучает положительную энергию, гарантирует успех, мобилизует учащегося на работу. Только уважительное, ровное отношение учителя создает атмосферу сотрудничества, приносящего успех.
Чтобы личность учителя активно воздействовала на учеников, он должен глубоко и всесторонне знать себя, свои особенности, видеть себя со стороны.

Педагог, неспособный к комфортному поведению прямолинеен, упрям и предсказуем. Его привычки, симпатии и антипатии, слова и жесты известны ученикам. Опытные же педагоги успешно преодолевают в себе эгоцентризм, выбирают правильную психологическую установку на общение, они открыты к детям, взаимодействуют не только как педагоги, но и как люди, которым ребенок интересен в общении.

На данном этапе педагоги испытывают определенные трудности: 

  • в отборе средств, методов, форм обучения с учетом возрастных, психофизиологических особенностей;

  • выборе ведущей модальности (аудиал, визуал, кинестетик);

  • учете индивидуальных особенностей;

  • уровня продвижения по учебному материалу (дифференциальный подход);

  • включении в активную деятельность (активные, интерактивные методики обучения);

  • использовании методик поддержания работоспособности (валеопаузы, физминутки, релаксация, аутотренинги)

Хотя в деятельности учителя на современном этапе выделены четкие валеологические функции:

  • аналитическая (изучение индивидуальных, половозрастных особенностей учащихся, их реальных учебных возможностей, оценка состояния здоровья, самочувствия на уроке);

  • конструктивная (содержание учебного материала);

  • организаторская (обеспечение мотивации, создание ситуаций успеха, благоприятного психологического климата, соблюдение гигиенических норм, педтакта, культуры речи, охрана психологического и физического здоровья);

  • профилактика коррекционная (предупреждение переутомления, нарушений зрения, опорно-двигательного аппарата, невротических расстройств, снятие напряжения;

  • рефлексивно – оценочная (создание среды для самопознания учащихся и осмысления учителем результатов урока).

А также на уроке необходимо обеспечить достаточный уровень содержательного, процессуального, социального, оздоровительно-реабилитационного, оценочно- результативного компонентов и деятельности ученического коллектива.


Таким образом, важнейшими компонентами профессиональной компетентности педагога являются: во-первых, психотерапевтический компонент, обеспечивающий реализацию функций

  • создание психологически комфортной среды взаимодействия с учащимися;

  • педагогическая поддержка и помощь деятельности учащихся в ситуациях неуверенности и затруднений;

  • «снятие» психо-эмоциональных «зажимов», позитивная коррекция эмоционального состояния, предупреждение учебного дискомфорта, профилактика «школьного стресса».

Данный компонент включает знание в возрастных особенностях развитие эмоциональной сферы учащихся, закономерностей, которым подвержена динамика психических состояний; мотивов отклоняющегося поведения.

Умения выстраивать доброжелательные отношения с учащимися, распознавать эмоциональное состояние класса отдельного ученика, принимать «экстренные» меры воздействия психологически обоснованные, использовать методики по снятию эмоционального напряжения в необходимый момент урока, опыт по применению методик саморегуляции (дыхательные, визуальные, вербальные) в нужный момент деятельности, для предупреждения дискомфорта и стресса, опыт индивидуальной и групповой психокоррекции.

Вторым важным компонентом педагогической компетентности учителя являются валеологические знания, умения, опыт, позволяющие реализовать в педагогической профессии функции: повышение уровня знаний учащихся, сохранение и укрепление здоровья, воспитание культуры ЗОЖ, коррекция психо-физического состояния на уроке, профилактика заболеваний.

Данный компонент включает знания о возрастных особенностях, физическом, психологическом состоянии учащегося и класса, причин, влияющих на мотивацию и запоминание.

Умение подбирать материал урока, направленного на формирование ЗУН по здоровому образу жизни, применять его на практике, смена видов деятельности.

Отсутствие специализированной подготовки учителя к реализации данной системы функций (актуальных в современных условиях образования) в стандартном содержании педагогического образования подчеркивает акценты для профессионального самосовершенствования и повышения квалификации специалиста, что ставит новые задачи перед всей системой становления и совершенствования педагога.

РАЗДЕЛ 5-6

Развитие здоровьеориентированной личностной позиции при организации педагогического взаимодействия с одаренными детьми.

На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие социальные и экономические факторы, в том числе и сама школа вносит вклад в ухудшение здоровья детей. С переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей уменьшается в 4-5 раз. Из года в год среди поступающих в первый класс увеличивается количество детей, уже имеющих различные отклонения в здоровье.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка до 16-17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связаны со школой.

Образовательный процесс необходимо планировать так, чтобы в нем приоритетным стало формирование культуры здоровья обучающихся, духовности, нравственности. Поэтому работа педагогов должна выстраиваться по следующим направлениям:

- мониторинг показателей здоровья учащихся - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.

-предупреждение заболеваний - профилактикой утомления и переутомления учащихся, с этой целью вводим в режим дня динамические паузы, игры на свежем воздухе, используем музыкотерапию, релаксацию.

-организация психологической поддержки - неоценимую помощь оказывает психолог, который проводит психофизическую и социально-психологическую оценку состояния здоровья учащихся, использует анкетные обследования для характеристики психофизиологической индивидуальности, выявления психоэмоциональных факторов риска и проблем психосоциальной адаптации.

-профилактика вредных привычек, физическое воспитание -

-духовно-нравственное воспитание.

Ни для кого не секрет, что одаренные дети:

- Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

- Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

- Испытывают радость от умственного труда.

Принципы работы с одаренными детьми:

1. Принцип здоровьеориентированного обучения, так как такие дети наиболее подвержены влиянию внешних и внутренних факторов, наиболее уязвимы.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

3.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

4.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

5.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.

6.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

7.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Стратегия работы с одаренными детьми.

- Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Именно на этом этапе важно заложить навыки самосбережения и саморазвития, положительную мотивацию на ведение здорового образа жизни.

- При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

- Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

- Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

- Важным фактором, влияющим на развитие одарённых учащихся и на выявление скрытой одарённости и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

- Семья одаренного ребенка должна быть фундаментом для развития его физического и духовного здоровья. Были случаи, когда родители в погоне за грамотами, призовыми местами и достижениями (в том числе и педагоги) забывали о здоровьесберегающей составляющей процесса обучения и воспитания.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.



РАЗДЕЛ 7

Анализ вопроса включения учителями биологии валеологического компонента в содержание образовательных программ.

Валеологическая компетентность педагога - интегративный показатель профессиональной готовности учителя в области здоровьесбережения, выражающийся в овладении совокупностью следующих компетенций:

- когнитивной, определяемой наличием валеологических знаний для осуществления работы в области здоровьесбережения обучающихся;

- операционно-деятельностной, включающей наличие практических умений по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков средствами своего учебного предмета;

- мотивационно-ценностной, отражающей понимание роли своего учебного предмета в формировании здоровья и предполагающей личное поведение, обусловливающее здоровый образ жизни.

Анализируя опыт работы учителей биологии, можно определить основные следующие направления здоровьесбережения на уроках:

  • учащиеся не должны получать готовые знания о здоровом образе жизни, а

должны приобретать их в процессе обучения;

  • каждый обучающийся должен знать себя, возможности своего организма, уметь

создать собственную программу здоровьесбережения;

  • учитель должен привить ученику ценностные ориентации, стойкое проявление

интереса к ведению здорового образа жизни;

  • профессионализм деятельности педагога состоит в умении интегрировать в этой

области свой предмет с другими науками, определить взаимосвязь между ними;

  • учитель должен быть достойным примером для своих учеников.

Считаю, что деятельность любого педагога, в какой бы школе он ни трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся.

Алгоритм этой деятельности можно представить следующим образом:

  • своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа

жизни;

  • учет учебной нагрузки, исходя из возрастных особенностей и работоспособности

обучающихся; умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;

  • оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;

  • использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и

внеучебной деятельностью обучающихся;

  • создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе

обучения;

  • моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению

в области образования;

  • воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и

самосовершенствовании в области здорового образа жизни;

  • использование ИКТ в области оздоровительных систем;

  • систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу.

Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата.

Деятельность учителя по валеологизации урока должна проявляеться в полноценном сочетании следующих функций:

- Аналитической (сбор информации об учащихся, определение « группы риска» – левши,

дети с различными видами памяти, проблемы со зрением и т.д.)

- Конструктивной (технологичность урока, использование здоровьесберегающих

технологий)

- Организационно-исполнительской (реализация содержания через формы деятельности).

Например, правополушарные дети (левши) практически всегда находятся в состоянии стресса, у них часто возникают проблемы в устной речи, а левополушарные (правши) испытывают затруднения в анализе, подведении итогов.

- Современный педагог обязан ориентироваться в здоровьесберегающих технологиях.

Существующие на сегодняшний день организационные и педагогические здоровьесберегающие технологии позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс.

В своей педагогической практике большинство учителей биологии активно используют экологические здоровьесберегающие технологии. Для каждого учителя очевидно, что воспитание у школьников любви к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии являются мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

Направленность данных технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе – это и обустройство пришкольной территории, и зелёные растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях, и работа в школьных НОУ. Во многих школах включают в учебную программу факультативы по экологии, работают экологические клубы, созданы экологические тропинки.

Без сомнения, воспитатель и учитель, организующий здоровьесберегающую деятельность

и непосредственно участвующий в ней, должен являться носителем культуры здоровья и обладать достаточно высоким уровнем профессиональной компетентности, чтобы обеспечить валеологическое образование детей.

РАЗДЕЛ 8

«Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становиться нестерпимой и унизительной»

(Мишель де Монтень)

Концепция формирования здорового образа жизни – это формирование у человека представлений о здоровье как единстве физической, психической и духовно-нравственной составляющих, мотивации к ведению здорового образа жизни, способности управлять своим здоровьем, сохранять и укреплять его.

Основной задачей является создание знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию человека.

Мои практические шаги по сохранению и укреплению здоровья:

- Учиться мыслить позитивно.

- Формирование активного отношения к своему здоровью.

- Формировании необходимых профессиональных знаний, умений и убеждений по выбору и использованию позитивных для здоровья факторов образа жизни.

- Здоровый образ жизни.

- Профилактическая деятельность: рациональная двигательная активность, чистый воздух, закаливание, сбалансированное питание, соблюдения режима дня

- Профилактика синдрома профессионального выгорания.

- Повышение иммунитета.

- Профилактические консультации врачей и своевременная диагностика заболеваний.

- Овладение методами стрессоустойчивости.

- Тайм-менеджмент.

- Правило трёх «С»: для того, чтобы быть здоровым мы запускаем механизмы саморегуляции и самовосстановления, конечно, при проявлении достаточной самодисциплины.

- Следование определенной цели в жизни, толерантное отношение к окружающим.

- Любовь к себе и близким.

Всем известно правило: здоровый учитель – здоровые ученики – здоровое будущее.

Правила здорового учителя:

    1. Спокойствие, только спокойствие!

    2. Относитесь с юмором к ситуации.

    3. Отправляйтесь домой только с дамской сумочкой.

    4. Всю работу на работе!

    5. Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

    6. Будь оптимистом!

    7. Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

    8. Имидж все: встретили по одежке.

Когда учитель здоров, у него много жизненной энергии, он всегда в тонусе, он способен принимать и любить детей, ему хочется работать и самореализовываться в работе, он открыт к новому, он способен создать безопасное и развивающее пространство для себя и учащихся.

РАЗДЕЛ 9

Экспресс-диагностика результата деятельности педагога с позиции сохранения и укрепления своего здоровья должна отражать:

- условия, в которых работает педагог;

- уровень комфортности школьной среды;

- удовлетворенность осуществляемой деятельностью;

- уровень поддержки педагога со стороны государства и школы;

- эффективность применяемых им здоровьесберегающих технологий.

Для оценки уровня удовлетворенности педагогического работника подходит следующая модифицированная анкета самооценки уровня удовлетворенности педагогического работника Н.В. Третьяковой.

Анкета «Самооценка уровня удовлетворенности педагогического работника»

Уважаемый преподаватель! С целью исследования уровня удовлетворенности образовательным процессом в вашей школе просим Вас ответить на вопросы настоящей анкеты.

Инструкция: напротив каждого утверждения стоят пять цифр: «-2», «-1», «0», «1», «2». Если утверждение Вам полностью подходит, то обведите кружком цифру «2», если подходит не полностью – «1», если Вы затрудняетесь с ответом – «0», если утверждение в целом не подходит – «-1», если категорически не подходит – «-2».


№ п/п

Ключевые направления

Оценка

    1. Организация образовательного процесса


Своевременность информирования по вопросам образовательного процесса

-2

-1

0

1

2


Полнота объема информирования по вопросам организации образовательного процесса

-2

-1

0

1

2


Широкое «включение» в здоровьесберегающую деятельность

-2

-1

0

1

2


Своевременность и полнота информации о

здоровьесберегающей деятельности

-2

-1

0

1

2


Сбалансированность основной учебной нагрузки

-2

-1

0

1

2


Стабильность расписания

-2

-1

0

1

2


Комфортность учебных кабинетов для проведения занятий

-2

-1

0

1

2


Техническая оснащенность лабораторий и учебных кабинетов

-2

-1

0

1

2


Оптимальность количества обучающихся в классах/группах

-2

-1

0

1

2


Удовлетворенность качеством организации образовательного

процесса

-2

-1

0

1

2


Удовлетворенность качеством организации

здоровьесберегающей деятельности

-2

-1

0

1

2

2. Информационно-методическое обеспечение


Соответствие разработанных учебно-методических комплексов образовательным стандартам

-2

-1

0

1

2


Полнота обеспеченности образовательного процесса учебной литературой

-2

-1

0

1

2


Достаточность учебно-методической литературы по вопросам формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности, применению здоровьесберегающих технологий, методов, средств, приемов и др.

-2

-1

0

1

2


Хорошее качество обслуживания в библиотеке

-2

-1

0

1

2


Наличие компьютерной, копировальной и аудиовизуальной техники

-2

-1

0

1

2


Возможность в профессиональной деятельности пользоваться Интернет-услугами

-2

-1

0

1

2

  1. Характер социально-психологического и психолого-педагогического

взаимодействия «преподаватель – обучающийся»


Значимость оценки профессиональной

деятельности учащимися

-2

-1

0

1

2


Удовлетворенность культурным уровнем обучающихся

-2

-1

0

1

2


Достаточный уровень обучаемости обучающихся

-2

-1

0

1

2


Дисциплинированность, организованность обучающихся

-2

-1

0

1

2

  1. Система взаимодействия «преподаватель – администрация»


Осведомленность об основных стратегических направлениях развития школы

-2

-1

0

1

2


Следование правилам внутреннего распорядка

-2

-1

0

1

2


Положительное восприятие перемен в школе/колледже, связанных с управлением качеством здоровьесберегающей деятельности

-2

-1

0

1

2


Эффективность деятельности администрации в обеспечении качества образовательного процесса

-2

-1

0

1

2


Значимость оценки профессиональной деятельности администрацией школы

-2

-1

0

1

2


Открытость и адекватность администрации школы

для восприятия критики со стороны сотрудников

-2

-1

0

1

2


Возможность получить помощь от администрации при возникновении проблем, связанных с образовательным процессом

-2

-1

0

1

2


Защищенность преподавателя со стороны администрации

-2

-1

0

1

2


Системность, плановость работы администрации, нацеленной на непосредственный контакт с сотрудниками

-2

-1

0

1

2

  1. Социальная обеспеченность трудового процесса и возможность самореализации


Комфортность рабочего места

-2

-1

0

1

2


Оборудование рабочего места в соответствии со здоровьесберегающими технологиями

-2

-1

0

1

2


Эффективность работы профсоюзной организации

-2

-1

0

1

2


Возможность доступного оздоровительного санаторно-курортного отдыха и лечения при содействии профсоюзной организации

-2

-1

0

1

2


Возможность заниматься спортом, оздоровительной физической культурой в условиях школы

-2

-1

0

1

2


Удовлетворенность престижностью преподавательской деятельности как профессии

-2

-1

0

1

2


Повышение интереса к профессиональной деятельности в школе за последние 2-3 года

-2

-1

0

1

2


Значимость оценки качества педагогической деятельности коллегами

-2

-1

0

1

2

  1. Повышение уровня педагогического мастерства


Создание администрацией школы/колледжа условий для профессионального роста

-2

-1

0

1

2


Наличие в школе условий для повышения квалификации

-2

-1

0

1

2


Гарантия оплаты обучения на курсах повышения квалификации администрацией школы

-2

-1

0

1

2


Удовлетворенность результатами последнего повышения квалификации

-2

-1

0

1

2


Налаженность системы взаимодействия между другими учреждениями системы образования, здравоохранения и др.

-2

-1

0

1

2


Наличие в школе системы стимулирования и

поощрения преподавателя по результатам участия в научно-исследовательской, творческой деятельности

-2

-1

0

1

2

  1. Социально-психологический климат в коллективе


В школе комфортно

-2

-1

0

1

2


Удовлетворенность качеством личных контактов с коллегами

-2

-1

0

1

2


Значимость оценки профессиональной деятельности коллегами

-2

-1

0

1

2


Наличие моральной поддержки со стороны коллег

-2

-1

0

1

2


Необходимость быть полезным и востребованным в своем коллективе

-2

-1

0

1

2


Данная диагностика в полной мере отражает взаимодействие педагога со всеми структурами здоровьесберегающего процесса в школе.