Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни,
что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.
Артур Шопенгауэр
Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… В. Сухомлинский
25-30 % уже с заболеваниями;
Проблемы здоровья.
за период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4 %;
Увеличивается
число близоруких детей с 3,9 % до 12,3 %;
нарушение осанки с 1,9 до 16,8 %.
Формирование здорового образа жизни, как фактор повышения качества образовательного процесса
осуществить системный анализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей и его влияние на качество образовательного процесса и наметить пути и способы совершенствования этой деятельности
1.Ознакомить с сущностью понятиями «культура здоровья» и здоровый образ и возможностями их влияния на образовательный процесс
3.Определить возможности, и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья
2. проанализировать работу школы по использованию здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса
HOMEPPT 模板网
WWW.HOMEPPT.COM/tubiao
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
" Путь к здоровью – это…"
правильное питание
отсутствие вредных привычек
систематическая двигательная активность
утренняя зарядка
полноценный сон
закаливание
отсутствие стрессовых ситуаций
Здоровье ученика в норме, если:
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен
- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами
- взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия
большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников
чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
неоправданно объемные домашние задания;
несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
Организационно-педагогические факторы, влияющие на состояние здоровья обучающихся
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса
недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования его нравственных основ
Часть урока
1 этап: Врабатывание
Время
5 мин.
2 этап: Максимальная работоспособность
Нагрузка
Деятельность
Относительно невелика
20-25 мин.
3 этап: Конечный порыв
Репродуктивная, переходящая в продуктивную.
10-15 мин.
Максимальная. Снижение работоспособности с 15(20) минуты
Продуктивная, творческая. Изучение нового материала
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная Обработка узловых моментов
Оптимальное распределение нагрузки во время урока
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
B
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Показателем
рациональной
организации
учебного
процесса являются :
A
C
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п
Признаки усталости ученика:
- ненужное перекладывание предметов,
подпирание головы,
закрывание глаз,
увеличение количества ошибок в ответах,
частые поглядывания на часы в ожидании конца урока
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут
u благоприятный эмоциональный настрой;
Text
соблюдение гигиенических
требований
проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках
Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий
- ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности— 7-10 минут;
чередование видов преподавания — не позже чем через 10-15 минут
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. — не менее трех;
Text
Text
Text
Text
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Diagram
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
Text1
метод
свободного выбора
Text8
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);
Методы
место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения
Хороший психологический климат на уроке и мероприятиях.
- Комфортное начало и конец урока:
- использовать положительные установки на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)
- уметь настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).
- похвала, («Ты молодец, умничка!», «Горжусь вами!», «Вы мне очень помогли»… )
Работа с семьей
- информационно-просветительская работа;
- привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни;
- совместное участие в конкурсах.
Дерево здоровья
для наглядной пропаганды здорового образа жизни.
- На это “дерево” помещаются фотографии ни
- разу не болевших учеников за четверть. По
- итогам года самые здоровые ученики получают
- награду, поощрение
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Просветительская
работа с
родителями
Создание
здоровье-
сберегающей
инфраструктуры
Программа
формирования
культуры
здорового и
безопасного
образа жизни
Рациональная
организация
учебной и
внеучебной
жизни
обучающихся
Реализация
модульных
образовательных
программ
Эффективная
организация
физкультурно-
оздоровительной
работы
17
Учитель и его здоровье
учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
Факты:
- Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”.
- У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Пропиши себе рецепт оздоровления
- Оздоровление в школе должно начинаться именно с нас!!!!
Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – это УЛЫБКА
1 . она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Основные установки для достижения хорошего здоровья
- Спокойствие, только спокойствие!
- Относись с юмором к себе и ситуации.
- Отправляйся домой только с дамской сумочкой!
- Всю работу делай на работе!
- Помни, принцип здорового эгоизма: «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».
- Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.
- Будь оптимистом!
- Здоровый сон — важное условие твоего здоровья.
- Имидж все: встретили по одежке!
Предложения
1. Продолжить работу по формированию и развитию здоровьесберегающей среды в школе.
2. Практически применять рекомендации психологов в учебно-воспитательном процессе :
- анкетирование,
- тренинги,
- психологические исследования,
- консультации,
- корригирование эмоционально – волевой сферы учащихся.
3. Транслировать опыт через различные формы (публикации, обучающие и деловые игры, консультации и практикумы).
4. Включить в повестку родительских собраний вопросы данного педагогического совета.