Шевкун Е. И., КОУ ВО »Павловская школа - интернат №1», Павловск
Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия“. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка.
Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в 2 раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в 3 раза (В.Р.Кучма, М.И.Степанова). Общеизвестно, что физическая культура - основа формирования здорового образа жизни ребёнка, в результате которого, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающего организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе. Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
1. Развивать двигательную культуру ребёнка.
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
3. Приобщать детей, родителей и педагогов к традициям спорта и физической культуре.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное, здоровье нравственное. Критериями оценки здоровья являются: уровень работоспособности, оценка наличия вредных привычек, выявление физических дефектов, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание и личная гигиена, положительные эмоции и социальное благополучие. Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в коррекционной школе - интернате реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и осуществляются на основе личностно-развивающихся ситуациях. Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из инновационных идей 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья. Еще, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Я расскажу о методах, которые мы используем в своей работе.
На всех уроках мы проводим динамические паузы с использованием ИКТ и музыкального сопровождения. Наши малыши очень любят физкультминутки. Содержание физкультминуток мы постоянно разнообразим. Проводим пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма. Используем в своей работе моменты релаксации, когда даем детям послушать звуки природы, мелодии Чайковского, Рахманинова. Дети при этом используют аппаратуру коллективного пользования или индивидуальные слуховые аппараты. Часто в гости к ребятам на урок приходят герои сказок, куклы, которых мы учим математике или чтению. Это вызывает положительные эмоции у детей, снимает нервное напряжение, побуждает наших детишек говорить правильно и внятно. На каждом уроке мы проводим 3-5 минутную гимнастику для глаз. Ее можно проводить с использованием наглядного материала, лазерной указки, образца учителя. В начале урока обычно мы проводим артикуляционную или дыхательную гимнастику, которая корректирует нарушение речевого дыхания, влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамическая смена рабочей позы воспитанников в процессе занятия. Мы стараемся, чтобы дети за время урока могли несколько раз сменить позу. Периодическая смена поз воспитанников занимает важное место и в профилактике близорукости.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует: повышению работоспособности, выносливости детей; развитию психических процессов; формированию, развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики; и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.