Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию – быть здоровым.
А. Леонов
Актуальность темы: данной темы обуславливается тем, что здоровье ребенка с ОВЗ все больше становится социально зависимым, что приводит к возникновению целого ряда негативных изменений:
- социальной дезадаптации (это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды).
- снижение темпов физического и (или) психического развития.
Приобщение подростков с ОВЗ к проблеме своего здоровья – это создание высокого уровня душевного комфорта, закладывающегося с детства, формирующегося в подростковом возрасте и укрепляющегося на всю жизнь.
И, именно, от того, как мы, взрослые, будем заботиться о здоровье воспитанников с ОВЗ, каким образом будем формировать и укреплять их навыки ЗОЖ.
Цель: Формирование здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях
специальной школы-интерната через различные методы воспитательной работы.
Задачи самообразования:
- изучить литературу по данной теме и теоретические основы формирования ЗОЖ у подростков с ОВЗ.
- выявить состояние здоровья у подростков с ОВЗ в условиях специальной школы-интерната.
- разработать программу, направленную на формирование ЗОЖ у подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната.
-дать оценку эффективности программы, направленной на формирование здорового образа жизни подростков с ОВЗ в условиях школы-интерната.
Работа в данном направлении поможет:
- организовать правильный режима дня, питание и правильных нагрузок;
-совершенствование ???? привитие навыков гигиены;
- профилактика вредных привычек;
- развивать умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия от своих поступков для себя и своих сверстников.
Основными направлениями моей работы являются:
- изучение состояния здоровья учащихся;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательных способностей;
- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
Пояснительная записка
Тема здоровьесбережения является актуальной в течение длительного времени. Наблюдается постоянное ухудшение здоровья детей среднего школьного возраста. Поэтому целью создания здоровьесберегающей среды в школе является обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья, за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Средний школьный возраст является решающим в формировании физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет проявление основных черт личности, характера, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка уже заложены основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для закрепления правильных привычек, которые в сочетании с обучением через различные методы совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Программа Г. К. Зайцевой «Уроки здоровья», Е. А. Стребелевой и Е. А. Еюкановой «Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений», образовательная программа «Знай свое тело», разработанная американским фондом здоровья, методическое руководство «Познай себя» М. Л. Лазарева и др.
Индивидуальный план работы по самообразованию
Месяц | Формы работы |
ноябрь | Определение темы самообразования, целей и задач. Составление плана самообразования. Подбор и изучение научной литературы, материалов из различных источников по теме самообразования |
декабрь | Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране |
январь | Подбор методов практической части. Прогнозирование результатов. Работа с литературой по данной теме |
февраль | Работа с литературой по данной теме. Оформление списка литературы |
март | Создание наработок по выбранной теме с опорой на теоретический материал |
апрель | Размещение на персональном сайте консультации для педагогов и родителей. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой. Апробирование на практике выбранных методов |
май | Составление упражнений по формированию ЗОЖ у детей с ОВЗ |
Этапы работы по теме самообразования.
№ | Наименования этапа | Содержание | Сроки |
1 | Организационный | - определение темы -определение целей и задач - подбор и изучение методической литературы, материалов из различных источников по теме самообразования - подбор методов практической части - прогнозирование результатов - оформление списка литературы - составление плана самообразования | Ноябрь – февраль 2020 год |
2 | Практический | - создание наработок по выбранной теме с опорой на теоритический материал - апробирование на практике выбранных методов - применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности | Февраль – апрель 2020 год |
3 | Итоговый | - составление методической разработки по данной теме, картотеки упражнений, физминуток, гимнастик для глаз по ЗОЖ - размещение на персональном сайте | Май 2020 год |