СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование жизнестойкости обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование жизнестойкости обучающихся»»

«Формирование жизнестойкости обучающихся»

Барабаш Анна Юрьевна (Ростовская область Неклиновский район МБОУ Троицкая СОШ) учитель русского языка и литературы, классный руководитель

Дети – цветы жизни. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Однако не стоит забывать, что мы, взрослые, ответственные за их судьбу полностью и являемся теми самыми садовниками этих прекрасных цветов.

Очень большое значение имеет ранний и дошкольный периоды жизни в формировании личности каждого обучающегося. Главным фактором развития ребенка на любой из стадий формирования является общение с взрослым.

Исследователями и учеными доказано, что недостаточность этого общения в жизни ребенка стимулов оказывает на него неблагоприятное влияние. Потребность в любви, заботе, доверии и эмоциональной привязанности является главными, которые способны в значи­тельной мере определять не только поведение, но и всю жизнь человека. При их отсутствии у ребенка развивается невроз - нервно-психическое расстройство, в основе которого ле­жит неудовлетворенная, как правило, в детстве, потребность в любви.

Абсолютно каждому ребенку для полноценного развития необходима любовь близкого человека, того, которого он считает родным. Малыш должен чувствовать, что он дорог взрослому, что его любят. Ребенок, который вырос без любви, боязлив, недоверчив, озлоблен. Именно таким он уже приходит в школу. И здесь уже необходимо педагогу обратить внимание на такого обучающегося, проявить интерес к нему, как к личности, вовлечь в школьную жизнь, показать все радостные краски мира и жизни в пределах возможного и допустимого педагогу. Ведь многие ребята считают школу вторым домом, где есть друзья и товарищи, разделяющие интересы, поддерживающие в чем-либо, признающие его авторитет и значимость.

Необходимость обращения к работе с родителями в практике кон­сультирования детского развития впервые была декларирована в рам­ках психодинамического подхода. Его основатели придавали большое значение раннему опыту взаимодействия родителей с детьми и обраща­ли внимание на различные виды психического травматизма в детском возрасте. В теории В. Шутца дано четкое фундаменталь­ное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. В его работах говорится о том, что для каждого индивида харак­терны три межличностные потребности: потребность включения, по­требность в контроле и потребность в любви. Отношения ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами. Если же ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в даль­нейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсо­циальное поведение.

Понятие «жизнестойкость» в педагогике диктуется тем, что молодое поколение находится в необычайно жестких условиях природной и социальной среды, которые характеризуются различными факторами и событиями, происходящими в России, а именно: экономическими, политическими, демографическими процессами. Растущая быстрыми темпами дифференциация населения, безработица, бедных и не имеющих возможности себя обеспечить, неблагоприятная. экологическая обстановка, а также сложная демографическая ситуация – это травмирующие реалии сегодняшнего дня. В настоящее время, уже второй год, усложнено коронавирусной ситуацией. Все это отражается на психологическом здоровье человека, провоцируя стрессы, неврозы, депрессивное поведение.

В XXI веке современный ребенок находится в сетях информационных, психологических, педагогических и социокультурных воздействий. Все они оказывают влияние на формирование личности обучающегося. В младшем возрасте школьники редко могут справиться со своими проблемами самостоятельно, особенно, когда ребенок травмирован или уязвим, именно поэтому возникает вопрос о формировании жизнестойкости именно с младшего школьного возраста. Здесь уже особую роль играет взаимодействие 3х составляющих: школа – ребенок – родитель.

Школа







Родитель (и) Ребенок



Приход ребенка в школу является периодом, когда ребенок впервые начинает активно проявлять свои умения, проявление поведения в учебе, общении, т.е. начинает проявлять свою жизнестойкость.

Младший школьный возраст типичен трудными жизненными ситуациями, где велика вероятность не справиться с учебной ситуацией, не всегда возможность соответствовать ожиданиям семьи, нередко враждебное отношение родителей, и немаловажная роль возникновение школьного коллектива. Эти ситуации оказывают существенное влияние на весь ход развития психики ребенка.

Включение младшего школьника во все виды деятельности, участие в которых обеспечит гармоничное развитие, подготовку к самостоятельной жизни, будет способствовать формированию тех личностных качеств и способностей, которые востребованы в современной жизни. Необходима индивидуальная личностно-педагогическая поддержка каждого школьника именно с младшего школьного возраста, участие всех факторов формирования жизнестойкости. Я считаю, что целесообразным взять за основу условия формирования жизнестойкого поведения Панфиловой М. А:

1. Принятие самого себя, самоценность, адекватная самооценка.

2. Автономность, независимость, умение помогать себе.

3. Поддержка семьи, воспитание в полной, гармоничной семье.

4. Наличие друзей, развитие навыков общения.

5. Доверительные отношения хотя бы с одним человеком (родитель, учитель), возможность делиться переживаниями.

6. Проявление тактильных контактов с близкими людьми, потребность в ласке.

7. Толерантность, доброжелательное отношение к окружающим (принятие окружающих).

8. Умение находить альтернативу и компромиссы, искать средства для достижения позитивных перспектив.

9. Жизненная активность, активность в действиях.

10. Способность к творчеству, целеустремленность, радость в достижениях, планы на будущее.

11. Разносторонние увлечения, хобби, желания улучшать, развивать себя.

12. Эмоциональная зрелость, умение совладать с агрессией, депрессией.

13. Устойчивая моральная система («плохо» или «хорошо»).

14. Концепция самоубийства, как табу на религиозной или другой основе.

15. Хороший аппетит, сон, стремление к здоровому образу жизни.

18. Самоконтроль, умение концентрироваться, быть внимательным.

Программа воспитания жизнестойкости должна проецировать созидательную деятельность детей, которая приобщает их к радости созидания: прочитать, научиться, наблюдать, помогать, обдумать. Ведь именно обдумывая тексты бесед, притчи, сказки, младшие школьники выражают свое отношение к этому, добро это или зло, истина или ложь, прекрасное или безобразное, справедливое или несправедливое.

Выделяются следующие педагогические условия, с помощью которых будут формироваться основы жизнестойкости в младшем школьном возрасте:

  • расширение знаний учащихся о жизнестойкости;

  • формирование позитивной «я-концепции»;

  • умения совладающего поведения;

  • формирование самосозидания и культуры здоровья.

Мне очень нравятся упражнения и задания для работы с обучающимися, которые представлены ниже, ведь именно так педагог может нарисовать себе картинку внутреннего состояния своего обучающегося.

«Моя Вселенная»

В центре листа нарисовано солнышко. Напишите в нем красивую букву «Я» (знайте – это вы, неповторимые, оригинальные, единственные на Земле). Раскрасьте «Я» так, как вам хочется. Вы – центр Вселенной, вокруг вас находятся планеты: Любимое занятие, Любимый звук, Любимая игра…

Сейчас вы, используя цветные карандаши и ручки, заполните кружки-планеты, отвечая на мои вопросы:

1. Мое самое любимое занятие…

2. Мой любимый цвет…

3. Мое любимое животное…

4. Мой любимый звук…

5. Мой любимый запах…

6. Моя самая любимая игра…

7. Моя любимая одежда…

8. Мое любимое время года…

9. Место, где я больше всего люблю бывать…

10. Мои любимые герои…

11. Лучше всего я умею…

У каждого из нас множество возможностей, эмоций, интересов, которые делают нас неповторимыми, не похожими на других. Это внутренний мир, спрятанный от глаз посторонних, но такой огромный и уникальный. Есть и много общего, объединяющего.

Притча

Фонарь жил в большом городе, на центральной улице, недалеко от аптеки. Когда садилось солнце, Фонарь включал свой желтый свет. Светить по ночам было его работой. Он любил свою работу и даже называл себя маленьким Солнцем. А в это самое время в далекой Карелии плыла байда. Ее работой было идти по воде, стараясь обходить камни. Байда тоже любила свою работу и считала, что приносит пользу. Каждый из них делал свое маленькое, но очень важное дело. Великое счастье быть кому-то нужным: родителям, детям, друзьям или незнакомцам. Когда ты нужен, ты знаешь, зачем живешь, и настроение твое улучшается. А кому нужны Белые ночи? Какую пользу приносят они? Однако, Белые ночи многие любят, а те, кто не видел, мечтают увидеть. Значит дело не только в пользе, а еще в чем- то? В чем? Может быть в том, чтобы быть собой, таким, какой ты есть–единственным в мире, уникальным и неповторимым.

Понравилась вам притча? О чем она? Почему важно быть самим собой?

«Рисуем внутренний мир»

Нарисуем свой внутренний мир на альбомном листе. Нарисуйте себя в центре. Представьте, что на улице идет дождь. Нарисуйте вокруг себя капельки дождя. На лице у вас улыбка, а в душе светит солнышко – внутреннее солнышко. У каждого свой внутренний мир. Изобразите его (во время рисования звучит спокойная, мелодичная музыка)

Все эти упражнения ориентированы на познание самого себя, изучение своей души, интересов и умений.

Кроме того нужно обязательно провести упражнения, которые научат детей активным способам деятельности в разрешении личных проблем. Это необходимо для того, чтобы показать возможность решения любой проблемы, а также выявить личные проблемы обучающихся. При этом важно убедить детей в том, что нет неразрешимых проблем, без проблем жить невозможно. Важно найти правильный выход из возникшей проблемы.

Делаем акцент на то, что проблема – это сложный вопрос, задача, жизненная ситуация, требующая незамедлительного разрешения.

Упражнение «Банка»

Учитель предлагает учащимся анонимно на листочках написать «трудности» и сдать учителю. Листочки помещаются в банку. Далее вынимают по одному листочку и обсуждают ситуации.

В основе акцентирование на понятие жизнь. Жизнь – это высшая ценность, пока мы живем, можно исправить и преодолеть все трудности.

Диалог с обучающимися обязателен:

- Какие проблемы вам удавалось решить?

- Почему у некоторых людей проблем много, у других меньше?

Вывод: Очень важно разобраться в своей проблеме, понять, когда она возникла, как долго она существует, с чем или с кем она связана, можно ли решить ее самостоятельно, а может кто-то может помочь в этом, если не справимся сами.

При реализации всех этих условий в младшем школьном возрасте формируется правильное представление о жизнестойкости, о полезных привычках, о том, как правильно вести себя в трудных жизненных ситуациях. Необходимо использовать такие факторы, как школа, семья и общественно-культурная среда.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что формирование жизнестойкости важно начать именно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте происходят изменение в психике ребенка, поведении и определение его социальной роли. Важно и далее продолжать формировать и отслеживать «жизнестойкости», т. к. эта проблема не только младшего школьного возраста, но и подросткового. Должно быть четкое понимание и осознание родителей, взрослых, что развитие жизнестойкости ребенка это не только задача школы, педагога, но и задача современного общества, семьи. Ведь именно семья – садовники, о которых я говорила в самом начале, именно они, родители и взрослые, закладывают основной фундамент жизни своего ребенка. Школа – дополнительный фактор, основа – семья. Необходимо своевременное оказание помощи, поддержки учащихся с низким уровнем жизнестойкости, а также школьникам, которые ощущают неуверенность в себе или тревожность. Только совместная работа и усилия Администрации школы, педагогов-психологов, учителей и родителей, поможет привести к положительным результатам, разработать пошаговую программу личностного роста, роста уровня жизнестойкости учеников, а также реализовывать ее через систему консультаций, упражнений, тренингов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!