СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа «Формирование жизнестойкости обучающихся 1-11 классов МБОУ «Татьяновская СОШ» разработана в соответствии с Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 5486 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации Программы по формированию жизнестойкости обучающихся ОУ», Законом РФ «Об образовании». Программа определяет содержание, основные пути формирования жизнестойкости детей и подростков, направлена на совершенствование и систематизацию работы школы по организации профилактической и коррекционной работы в целях предотвращения суицидальных попыток и профилактики девиантного поведения среди учащихся разных возрастных групп.
Информационно-аналитическая справка.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татьяновская средняя общеобразовательная школа»
658669, Алтайский край, Благовещенский район, п.Татьяновка, ул.Комсомольская, 36.
Сайт: http://oo1303.edu22.info
Тел. Факс: 8(38564)25829.
1.Аннотация программы по жизнестойкости
Программа «Формирование жизнестойкости обучающихся 1-11 классов МБОУ «Татьяновская СОШ» разработана в соответствии с Приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края № 5486 «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию и реализации Программы по формированию жизнестойкости обучающихся ОУ», Законом РФ «Об образовании». Программа определяет содержание, основные пути формирования жизнестойкости детей и подростков, направлена на совершенствование и систематизацию работы школы по организации профилактической и коррекционной работы в целях предотвращения суицидальных попыток и профилактики девиантного поведения среди учащихся разных возрастных групп.
Современное динамично развивающееся общество переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного подростка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед человеком трудных жизненных ситуаций. Эта проблема актуальна для школьников, так как создавшаяся социальная обстановка требует от них максимальной адаптации. Для некоторых трудные жизненные ситуации выступают в качестве повода суицидального поведения, другие же в подобных ситуациях проявляют свою жизнестойкость.
Поэтому в МБОУ «Татьяновской СОШ» актуальной задачей педагогического коллектива является целенаправленное формирование у обучающихся жизнестойкости, как «интегральной характеристики личности, позволяющей сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития» (Книжникова С.В.) Решение данной задачи возможно в комплексном взаимодействии: родители обучающихся, педагоги, классные руководители
Целью данной программы является повышение уровня жизнестойкости подростков, профилактика девиантного поведения.
Достижение этой цели предполагает решение взаимосвязанных задач:
1. Оказание психолого-педагогической поддержки и помощи детям и подросткам,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
2.Формирование навыков конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе
3.Формирование у подростков позитивного самосознания собственной личности и личности других людей;
Программа школы по формированию жизнестойкости обучающихся (далее – Программа) направлена на формирование навыков коммуникации, саморегуляции поведения и эмоций, самооценки личности с учетом психофизиологических особенностей, и представляет комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, реализация которых ограничена конкретными временными рамками.
Реализация Программы требует согласованной работы с разными участниками образовательного процесса и включает следующие виды работ:
- выявление обучающихся группы суицидального риска и организация с ними индивидуальной (групповой) коррекционно-развивающей работы по повышению уровня жизнестойкости;
- реализация развивающих психолого-педагогических программ в рамках внеурочной занятости обучающихся «Азбука добра» начальная школа, развивающие курсы «Я и мой выбор» 9 класс, «Все, что тебя касается» 8 класс, «Психология межличностных отношений» 10-11 классы, направленных на формирование компонентов личностной компетентности;
- проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональное воображение обучающихся, отработка различных стратегий саморегуляции (поведенческих, эмоциональных, интеллектуальных);
- консультирование педагогов по вопросам выбора оптимальных методов и форм воспитательной работы с учетом психофизиологических различий обучающихся, их половозрастных и индивидуальных особенностей;
- просвещение и консультирование родителей по коррекции деструктивных методов воспитания и оптимизации детско-родительских отношений.
Психолого-педагогические мероприятия по формированию жизнестойкости школьников ориентированы:
Модули Программы:
1. Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости, на классных часах);
2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Показателем эффективности программы выступает повышение уровня жизнестойкости подростков, что проявляется в ожидаемых результатах сформированности качеств:
1. Высокая адаптивность.
2. Уверенность в себе.
3. Независимость, самостоятельность суждений.
4. Стремление к достижениям.
5. Самодостаточность.
6. Навыки межличностного взаимодействия.
Процедура и критерии оценки эффективности Программы:
Эффективность проделанной работы в ходе реализации данной программы можно определить по следующим критериям:
наличие нормативно – правовой базы;
повышение уровня теоретической и практической подготовки специалистов образовательного учреждения по данной проблеме;
накопление разработанных диагностических и методических материалов;
удовлетворенность участников программы полученными услугами;
соответствие применяемых методов и форм работы поставленным задачам.
Оценить качество проводимой комплексной работы и уровень сформированности того или иного качества у обучающихся можно следующими методами:
наблюдение, беседа;
анкетирование обучающихся и родителей;
социологический опрос;
психологические и педагогические диагностические методики;
В ходе реализации Программы допустимы риски и неопределенности:
- многообразие факторов, влияющих на формирование личности обучающихся и не зависящих от школьного образования(семейное неблагополучие, наследственность, экология, образ жизни);
- недостаточная мотивационная готовность учителя к реализации требований Программы;
- недостаточная заинтересованность (полное отсутствие заинтересованности) родителей в вопросах воспитания собственных детей, отсутствие мотивации к изменению семейного уклада, стиля взаимоотношений, образа жизни ( при наличии семейного благополучия)
2. Характеристика образовательного и воспитательного пространства образовательного учреждения.
2.1. В целях создания единого информационного образовательно-воспитательного пространства используются различные подходы к использованию интернет-технологий:
1. Создание специализированной базы данных;
2. Составление школьной медиатеки;
3. Повышение уровня профессионализма педагогов в области ИКТ.
Кроме того учитывается необходимость:
совершенствования учебно-воспитательного процесса с использованием средств ИКТ с целью сохранения здоровья школьников;
контроля здоровьесбережения в рамках реализации методических систем обучения с использованием компьютерной техники;
медико-профилактического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения процесса обучения;
планирования здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса в области использования средств ИКТ;
медико-психологического обеспечения здоровьесберегающего сопровождения обучения с использованием средств ИКТ;
отбора и использования средств обучения, не наносящих вред здоровью школьников.
Кроме того, информация о всех проводимых мероприятиях, наличии локальных актов имеется на официальном сайте ОУ. Фотоматериалы иллюстрируют реализацию Программы. Там же выставлены номера телефонов доверия для получения консультаций, памятки, буклеты для родителей и учащихся. (см. Приложение 1)
2.2. Личностному и профессиональному самоопределению ребёнка способствует приобщение его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере. Социальные проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные Жизненные ситуации дают возможность лично включиться в деятельность по улучшению социальной ситуации в местном социуме. Сегодня задачей педагогического коллектива является определение путей повышения эффективности процесса организации социально значимой деятельности обучающихся посредством широкого внедрения в процесс внеурочной деятельности технологий социального проектирования, которые позволят обучающимся получить опыт социального взаимодействия, приобрести социальные навыки, познать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону социальной действительности, а также сформировать социально-личностные компетенции.
При школе создана инициативная группа - волонтерский отряд в количестве 9 человек под руководством старшей вожатой Григорьевой Эмилии.
Ежегодно обучающиеся и преподаватели школы принимают участие в разработке и реализации социально-значимых проектов.
2015 год «Живая память», посвящённый 70-летию Великой Победы.
С 2013 года стала традиционной сезонная Неделя Добра «7 добрых дел», «Наши добрые дела» ( см. на сайте ОУ)
В настоящее время реализуется проект «Школьная газета», как одно из направлений эффективных преобразований школьной среды.
Одним из ярких примеров социально – значимой деятельности был проект «Лыжня здоровья 2015-2016» (см.Приложение 2), Акция «Раскрась курильщика» (см. фото на сайте ОУ)
2.3. В 2015-2016 учебном году классными руководителями проведено не менее трех профилактических мероприятий (классных часов, психолого-педагогических тренингов, организационно-деятельностных и психологических игр) по формированию навыков жизнестойкости.
Наиболее популярные темы классных часов: поведение в конфликтной ситуации, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, методы и приемы саморегуляции психоэмоционального напряжения.
Выводы:
При организации профилактических мероприятий со школьниками педагогами преимущественно используется метод беседы, направленный на информирование обучающихся (о способах снятия психоэмоционального напряжения, овладении техниками саморегуляции, алгоритме поведения в конфликтной ситуации) и частично используется технология групповой работы обучающихся для демонстрации желаемого поведенческого навыка.
Апробировались занятия, направленные на повышение коммуникативной компетентности обучающихся.
При формировании жизнестойкости обучающихся педагогами использованы ресурсы активных форм обучения (деловые, ролевые игры, форма «Большая психологическая игра»); незначительная представленность тематики классных часов по проблемам построения жизненных перспектив и обучения навыкам целеполагания предположительно связано с недостаточной мировоззренческой компетентностью педагогов и сложностью работы в режиме диалога. (см. Приложение 3).
2.4. Наиболее распространенной формой повышения психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам формирования жизнестойкости обучающихся остается просвещение на родительских собраниях.
Наиболее типичная тематика родительских собраний по представленным отчетам: возрастные особенности и психологические новообразования подростков, вопросы профессионального самоопределения, стили семейного воспитания, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ (ОГЭ).
Более всего тематике формирования жизнестойкости соответствуют родительские собрания «Роль семьи в формировании у подростков модели поведения в кризисной ситуации», «Особенности эмоционального и поведенческого реагирования старших подростков на стресс», «Формирование жизнестойкости как средство адаптации обучающихся в обществе» и родительские лектории «Навстречу солнцу. Формирование жизнестойкости подростка»,«Ошибки семейного воспитания», «Формирование пагубных привычек. Как не допустить?», «Как избежать конфликтов», «Как воспитать уверенность ребенка в своих силах»).
Просвещение родителей обучающихся отличается разнообразием дистанционных форм: памятки для родителей.
В ходе работы обозначен следующий круг проблем по организации работы с родителями: нежелание родителей брать ответственность на себя за воспитание своих детей; низкая мотивация к изменению собственного поведения для решения проблемной ситуации внутри семьи; низкий уровень компетентности родителей и стремление изолироваться от данной проблемы.
Вывод: Педагогами и педагогами-психологами отмечается низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам формирования жизнестойкости школьников. Кроме того, следует отметить недостаточную эффективность использования интернет-ресурсов для создания единого образовательного пространства, направленного на повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса по формированию жизнестойкости, в первую очередь, родителей и обучающихся.
3. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по формированию жизнестойкости обучающихся
Методическое сопровождение педагогов школы осуществлялось посредством проведения совещаний, педагогических советов, семинаров, практикумов:
практикумы (семинары) по обучению навыкам работы классных руководителей с педагогической диагностикой А.М. Прихожан «Диагностика социальной компетентности», обсуждены результаты диагностики сформированности социальной компетентности на совещании;
методические мероприятия, направленные на овладение педагогами отдельными методами формирования жизнестойкости обучающихся (практикум «Методы формирования жизнестойкости», педагогический совет «Роль педагога в формировании жизнестойкости детей и подростков», МО классных руководителей «Помощь подросткам в кризисных ситуациях».
Работа с педагогами и другими работниками школы.
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
- Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций
Выводы:
Методическое сопровождение педагогических коллективов по формированию навыков жизнестойкости обучающихся в большинстве школ осуществлялось формально. В связи с этим в педагогическом коллективе не удалось сформировать единое понимание феномена «жизнестойкость».
3.1 По итогам педагогической диагностики А.М. Прихожан в школе не выявлено учащихся с с низким уровнем сформированности социальной компетентности, но по диагностике Мадди определена группа с низким уровнем жизнестойкости. Организована индивидуальная работа (консультирование родителей, которым предложена помощь психолога и коррекционные занятия). По итогам работы чаще всего отмечается наибольшая положительная динамика обучающихся по шкалам:
уверенность в себе;
развитие коммуникативных навыков;
построение жизненных планов, мотивация к их достижению;
появление интереса к социальной жизни.
При организации индивидуального сопровождения обучающихся «группы риска» выделены следующие проблемы:
большая занятость детей, отсутствие желания работать с психологом;
отсутствие в школе условий для проведения индивидуальных психологических занятий;
пропуски занятий некоторыми учащимися;
ригидность и инфантильность учащихся;
отсутствие поддержки в семье, низкая мотивация родителей сотрудничать со школой.
Выводы:
«Диагностика социальной компетентности обучающегося» А.М. Прихожан (для родителей и / или классных руководителей) позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции обучающихся в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.
Вместе с тем, следует отметить большую трудоемкость обработки результатов данной педагогической диагностики и отсутствие достаточных оснований для выделения детей «группы риска», склонных к суицидальному поведению, для организации индивидуального сопровождения по отработке навыков совладающего поведения в трудной и стрессовой ситуации. Из всей выборки респондентов не выделено ни одного обучающегося, у которого показатели социальной адаптации оказались ниже возрастной нормы, и выделено большое количества обучающихся, имеющих ряд показателей на уровне нижней границе нормы. Таким образом, результаты педагогической диагностики позволяют определить области компетентности с наименьшим коэффициентом и на основе этих результатов выстроить содержание профилактической и развивающей воспитательной работы с классом.
Качественный анализ количественных показателей диагностики остается для педагогов проблемной областью профессиональной деятельности.
3.2. Возможность работать над формированием жизнестойкости используется и в рамках факультатива «Психология межличностных отношений» в 10-11 классах (68 часов) (см. на сайте ОУ)
По итогам факультативных занятий отмечено повышение уровня самооценки школьников, социальной активности, формирование навыков бесконфликтного взаимодействия.
Положительным моментом включения в школьный компонент факультатива является:
включение занятий в школьное расписание;
системность работы по повышению психологической культуры школьников; оперативность реагирования кл.руководителя на изменение психоэмоционального состояния;
Вместе с тем, дефицит финансовых, временных и кадровых ресурсов, не позволяет включать факультативы (спецкурсы) психолого-педагогической направленности в учебное расписание каждого класса, а отсутствие занятий в учебном расписании осложняет процесс их организации, систематичность занятий в виду загруженности обучающихся в других мероприятиях в назначенное время.
При такой форме работы преобладает просветительский характер из-за отсутствия времени, необходимого на отработку поведенческого навыка совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями.
Выводы:
С целью формирования жизнестойкости обучающихся необходимо предусмотреть возможность ведения психологических факультативов и спецкурсов педагогом со спецподготовкой в области «Психология».
3.3. Проведя мониторинг «Формы работы классных руководителей по ФНЖ на разных этапах обучения», можно выделить как наиболее эффективные занятия практического характера, а по таблице «Формы работы классного руководителя» видно, что наиболее распространёнными являются Информационные мероприятия (см. Приложение 4)
4.1. Для формирования мотивационной готовности педагогов и родителей к работе по формированию навыков жизнестойкости выработана система стимулирования как материального (из стимулирующего ФОТ), так и не материального (благодарность, грамота, благодарственное письмо). Контроль за участием педагогов и родителей в реализации Программы осуществляется в следующих формах: посещение мероприятий, анкетирование участников образовательного процесса, мониторинг. И носит следующий порядок: входящий контроль, текущий, тематический, итоговый контроль (см. Приложение 5). План контроля за реализацией Программы выставлен на сайте ОУ.
4.2. Повышение квалификации и психолого- педагогической компетентности осуществляется по плану Методической работы школы. (семинары, педсоветы, ШМО, вебинары и т.п.). Результаты свой работы педагоги представляют на открытых уроках, мероприятиях, окружных и районных семинарах, проводимых на базе ОУ, а также участвуя в различных конкурсах (см. Приложение 6)
4.3. Наиболее эффективной формой командной работы педагогов , учащихся и родителей является пример реализации социально-значимого губернаторского Гранта «Год межнациональной интеграции народов, проживающих на территории Николаевского поссовета» (см. Приложение 7 и фото и новости на сайте ОУ)
5.1. Оценка эффективности Программы по формированию навыков жизнестойкости обучающихся
Критерии оценки | В полном объёме (5-4 б.) | Частично (3-1 б.) | Нет в наличии (0 б.) |
1. Нормативно – правовая база |
| 2 |
|
2. Повышение уровня теоретической и практической подготовки специалистов образовательного учреждения по данной проблеме |
| 3 |
|
3. Накопление разработанных диагностических и методических материалов |
| 2 |
|
4. Удовлетворенность участников программы полученными услугами
|
| 2 |
|
5. Соответствие применяемых методов и форм работы поставленным задачам. | 4 |
|
|
Итого: 13 б. |
|
|
|
Вывод: решением заседания Метод Совета эффективность Программы по формированию жизнестойкости признана средней (Протокол №5)
5.2. Наиболее эффективным модулем Программы является «Профилактическая работа в классных коллективах (в рамках внеурочной занятости)», так как этому способствует кадровое обеспечение, системный характер (классный час), диалоговое взаимодействие, безоценочное принятие личности ученика в малой группе.
Наименее эффективным модулем можно считать «Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации». Причиной этому может служить отсутствие в ОУ психолога и социального педагога. Сложность психолого-коррекционных методик требует специальной подготовки, специально оборудованного помещения для релаксации.
Для выделения детей «группы риска», попавших в трудную жизненную ситуацию или испытывающих кризисное состояние и нуждающихся в обучении совладающего поведения, целесообразно использовать экспресс-диагностики, выявляющие высокий уровень психоэмоционального напряжения (например, тест Люшера, таблица риска суицида у детей и подростков А.Н. Волкова), которые требуют определенных временных затрат, которые не укладываются в рамки обязанностей классного руководителя.
5.3. С учётом выполненного анализа необходимо скорректировать Программу и внести изменения в разделы: «Механизм оценки эффективности Программы», «Контроль за реализацией Программы», «Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов»
5.4. Перспективные цели и задачи формирования навыков жизнестойкости
Цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, жизнестойкости.
Задачи:
• расширять знания учащихся ОУ о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
• формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления свои поведением, эмоциональным состоянием.
• развивать коммуникативные навыки (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждать у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещать родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек, овладению навыками диалогового взаимодействия.
Организационные задачи по реализации Программы в дальнейшем.
Приоритетной задачей администрации общеобразовательной организации является разработка управленческих механизмов, направленных на повышение мотивационной готовности педагогического коллектива по формированию жизнестойкости обучающихся.
Администрации общеобразовательной организации:
- разработать управленческие механизмы, направленные на повышение мотивационной готовности педагогического коллектива по формированию жизнестойсти обучающихся;
- в целях контроля за содержанием информации, выставляемой на интернет-ресурсах, ее стилистического соответствия целевой аудитории и научной достоверности, актуализировать работу школьного методического объединения педагогов по данному направлению;
- организовать повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по овладению навыков диалогового взаимодействия при обсуждении с обучающимися проблем построения жизненных перспектив и обучения навыкам целеполагания.
Приложение 1 к Положению
Заявка на участие в муниципальном этапе краевого конкурса программ образовательных организаций по формированию навыков жизнестойкости
1. | Полное наименование образовательной организации | МБОУ «Татьяновская СОШ» |
2. | Муниципальное образование Алтайского края (город, район) | Благовещенский район |
3. | Юридический адрес организации (с индексом) | 658669, Алтайский край. Благовещенский район, п.Татьяновка, ул.Комсомольская, 36 |
4. | Фамилия, имя, отчество руководителя образовательного учреждения | Анохина Антонина Викторовна |
Контактный телефон/факс (с кодом) | 8(38564)25829 | |
5. | Общая численность обучающихся по ступеням обучения | 46: Нач – 26 Ср. – 16 Ст - 4 |
6. | Ф.И.О., должность специалиста, ответственного за реализацию программы по ФНЖ. | Чигаева Ольга Викторовна |
7. | Контактный телефон/факс | 89609366155 |
8. | Е-mail (для обратной связи) | |
9. | Адрес образовательного учреждения в сети Интернет | http://oo1303.edu22.info |
10. | Согласие на публикацию конкурсных материалов образовательной организации в сборнике и сайте «АКЦДК» | Согласен |
подпись руководителя
образовательного учреждения расшифровка подписи
Формы приложений к информационно-аналитической справке
Приложение 1 к информационно-аналитической справке
Интернет-ссылки на реализацию Программы
Перечень интернет-ссылок | Дата размещения | Место размещения |
Наличие объявлений, новостей о плановых мероприятиях Программы | 05 апреля 2016 | http://oo1303.edu22.info |
Видеоматериалы | 20.04.2016 | https://youtu.be/4g5jjST6hoo |
Организация обмена информацией по проблемам формирования навыков жизнестойкости | 11.04.2016 | http://oo1303.edu22.info/obespechenie-bezopasnosti/obespechenie-zhiznedeyatelnosti |
(опросы, форумы и др. формы обратной связи) |
|
|
Наличие памяток, буклетов, видеосюжетов по формированию навыков жизнестойкости для родителей, составленных педагогами образовательного учреждения | Январь – апрель 2016 | http://oo1303.edu22.info/obespechenie-bezopasnosti/obespechenie-zhiznedeyatelnosti |
Наличие памяток, буклетов, видеосюжетов по формированию навыков жизнестойкости для обучающихся | Январь – апрель 2016 | http://oo1303.edu22.info/obespechenie-bezopasnosti/obespechenie-zhiznedeyatelnosti |
Наличие активных ссылок (баннеров) на внешние психологические Интернет-ресурсы | 2014 год | http://oo1303.edu22.info |
Другие возможные интернет-ссылки | 2014 год | http://oo1303.edu22.info |
Приложение 2
к информационно-аналитической справке
Информационная карта реализованных социальных (волонтерских) проектов
Образовательное учреждение: МБОУ «Татьяновская СОШ»___
Название волонтёрского отряда: Добровольческое объединение Татьяновской школы
Название проекта: «Лыжня здоровья 2015-2016»
Автор проекта, кол – во волонтёров: Григорьева Э. А. , 9 волонтёров – организаторов
Цели :
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Создание условий для занятия лыжным спортом в зимнее время;
Задачи:
- Выпустить агитационный плакат «За здоровьем по лыжне»
- Организовать беседу мед, работника об особенностях лыжного спорта;
- Протоптать лыжню;
- Организовать групповые занятия для начинающих, взрослых и пожилых, и для уверенных пользователей;
- Организовать массовый старт
- Провести мониторинг активности групп различных возрастов;
- Провести мониторинг востребованности лыжни здоровья;
Проблема, на решение которой направлен проект: Отсутствие условий и возможностей у населения для активного занятия спортом (в данном случае лыжного спорта)
Актуальность: Отсутствие условий и возможностей у населения для активного занятия спортом, в силу удалённости и изолированности, поэтому данный проект очень актуален. Так же в зимнее время двигательная активность падает, а участие в проекте поможет взбодриться и повысить иммунную систему.
Целевая аудитория: от 9 лет и выше
Краткое писание: Для начала был создан агитационный плакат «За здоровьем по лыжне», основной целью которого являлось привлечение внимание жителей Татьяновки.
Далее была проведена беседа медицинского работника об особенностях лыжного спорта.
После первых дух этапов мы перешли к реализации нашей основной задачи: протоптать лыжню. Мы организовали группу людей разного возраста.
А через 3 дня был организован массовый старт сначала по лыжне, а затем на более длинную дистанцию. Так как на базе образовательного учреждения ограниченное количество лыж, массовый старт был разделён на несколько дней. Данный проект работал в течении всего зимнего времени.
Количество участников: В данном проекте приняли участие более 100 человек; Это дети в возрасте от 9 лет и выше, педагоги, родители и даже приходили целые семьи. Многочисленная молодёжь и жители села Татьяновка.
Результат: «Самая большая награда для нас — волонтёров., это положительные отзывы от участников проекта. Поэтому в результативность мы включили их интервью. »
1. « Здорово, что у нас появилась возможно с пользой провести время.»
2. «Ваш проект очень хороший и хочется, чтобы на следующий год обязательно была лыжня здоровья»
3. «Вы отлично придумали. Занятия на свежем воздухе позволят нам быть здоровыми. А также - это положительные эмоции и приятное времяпровождение»
4. «В деревне категорически не хватает инвентаря для занятия активным спортом. Но вы молодцы. Вы смогли организовать такое большое количество людей. И все остались довольны»
Итоги проекта:
мы достигли поставленной цели;
реализовали все поставленные задачи;
данный проект заинтересовал большое количество людей;
в проекте приняли участие более 100 человек;
мы протоптали лыжню;
Данный проект работал на протяжении всего зимнего времени, и мы уверены, что здоровье участников теперь на высоком уровне.
Приложение 2 к информационно-аналитической справке
Информационная карта реализованных социальных (волонтерских) проектов
Волонтёрское объединение Татьяновской средней школы
Акция «Раскрась курильщика»
Цель:
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование негативного отношения к курению;
В акции приняли участие все школьники от 1 до 11 класса.
В рамках данной акции каждый участник смог самостоятельно раскрасить курильщика. И увидеть насколько плохое влияние оказывает на здоровье никотин и сигареты.
Так же была проведена своя игра на тему «Скажи жизни ДА!»
Приложение 2 к информационно-аналитической справке
Информационная карта воспитательного мероприятия
Наименование общеобразовательного учреждения/ муниципальное образование | МБОУ «Татьяновская СОШ» |
Наименование мероприятия | Классный час «Поговорим о толерантности» |
Целевая аудитория (обучающиеся, или | 4-2 класс |
Количество участников | 8 учащихся |
ФИО, должность педагога | Луконькина Наталья Геннадиевна |
Цель мероприятия (направленная на отработку конкретных навыков) | Цель: сформировать у уч-ся представление о толерантности. Задачи: формировать у детей понятие о толерантности; развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; воспитывать чувство уважения друг к другу; способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций ,.представление о толерантности. |
Описание всех этапов мероприятия (мотивационного основного, рефлексивного) | 1)Организационный момент. Дети входят в класс под песню «Улыбка». 2) Вступительная беседа.(что такое толерантность. Происхождение слова толерантность) (Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?») 3)Мы все разные.(беседа о многонациональности нашей страны) 4) Не будь таким, как все.(игра) 5)Просмотр презентации. 6)Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей. Рефлексия: Рисунки детей на тему «Как мы умеем дружить». (Дети рисуют под музыку «Дорогою добра» и «Если добрый ты») |
Средства и методы измерения результатов | Рисунки учащихся на тему «Как мы умеем дружить».
|
Использованная литература |
|
Приложения, иллюстрирующие содержание работы (стимульный материал, схемы, видеоролики, таблицы и т.д.) | Оборудование и наглядность: - Презентация к классному часу «Поговорим о толерантности» - Мультипликационные фильмы: «Ежик должен быть колючим?», «Гадкий утенок». - Песня «Улыбка», «Если добрый ты», «Дорогою добра». - Листы бумаги и цветные карандаши.
|
Информационная карта воспитательного мероприятия
Наименование общеобразовательного учреждения/ муниципальное образование | МБОУ « Татьяновская СОШ» |
Наименование мероприятия | Защита от стресса. Стресс перед экзаменом» |
Целевая аудитория (обучающиеся, или | Обучающиеся 8-11 классов, педагоги, родители |
Количество участников | 8 обучающихся |
ФИО, должность педагога | Кельм И.М. – классный руководитель 11кл. 111111класса классакласса |
Цель мероприятия (направленная на отработку конкретных навыков) | оказать психологическую помощь обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности и формирование эмоционально - устойчивой личности в период подготовке к итоговой аттестации. Задача:оказать психологическую помощь детям, дать повод задуматься о своем эмоционально-психологическом состоянии, дать знания о стрессе и о способах защиты от него, помочь развитию уверенности в себе, обучить навыкам самоконтроля.
|
Описание всех этапов мероприятия (мотивационного основного, рефлексивного) | Создание мотивации: анкетирование. Обобщила результаты анкеты. Как же нужно относиться к экзаменам? Обучающиеся высказали свое мнение. В ходе основного этапа провела мини лекцию о стрессе и пути преодоления его. Лекцию сопровождала презентация « В помощь выпускнику». Для закрепления знаний провела мозговой штурм и разучила с обучающими физические упражнения. В ходе рефлексии дала возможность учащимся поделиться мнениями о подготовке к экзаменам. Результат выпускники знают пути преодоления стресса перед экзаменом.
|
Средства и методы измерения результатов | мозговой штурм, ассоциация, мини-лекция, работа в парах и в группе, тестирование учащихся, рефлексия.
|
Использованная литература | 1. Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., 1997. 2. Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Новосибирск, 2000. 3. Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000. 4. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000. 5. Чибисова М.Ю. Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче выпускных экзаменов в традиционной форме и в форме ЕГЭ. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2009. 6. http://www.vashpsixolog.ru/index.php/ 7. Презентация « В помощь выпускнику»
|
Приложения, иллюстрирующие содержание работы (стимульный материал, схемы, видеоролики, таблицы и т.д.) | Анкета; презентация; фотографии |
Информационная карта воспитательного мероприятия
Наименование общеобразовательного учреждения/ муниципальное образование | МБОУ « Татьяновская СОШ» |
Наименование мероприятия | « Учимся предотвращать конфликты» |
Целевая аудитория (обучающиеся, или | Обучающиеся 7 класса |
Количество участников | 4 |
ФИО, должность педагога | Двоянова Мария Викторовна |
Цель мероприятия (направленная на отработку конкретных навыков) | Научить детей относиться друг к другу уважительно, усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и выхода из конфликта. |
Описание всех этапов мероприятия (мотивационного основного, рефлексивного) |
|
Средства и методы измерения результатов | Словесный, наглядный, ИКТ, практический. |
Использованная литература | Интернет ресурсы |
Приложения, иллюстрирующие содержание работы (стимульный материал, схемы, видеоролики, таблицы и т.д.) | Листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме облака для каждого учащегося |
Информационная карта воспитательного мероприятия
Наименование общеобразовательного учреждения/ муниципальное образование | МБОУ «Татьяновская СОШ» |
Наименование мероприятия | Классный час «О тех, кто рядом» |
Целевая аудитория (обучающиеся, или | 1,3 классы |
Количество участников | 14 чел. |
ФИО, должность педагога | Безуглова Елена Анатольевна |
Цель мероприятия (направленная на отработку конкретных навыков) | Цели: Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
|
Описание всех этапов мероприятия (мотивационного основного, рефлексивного) | 1.Организационный момент. 2.Сценка по рассказу В. Осеевой «Хорошее». - О чём мечтал Юра? А как он поступал на самом деле? Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит? 3.Прослушивание песни А. Пугачёвой «Эй, вы, там наверху». - Кто мне скажет, какую проблему поднимает в своей песне певица? (Взаимоотношения с соседями.) - А чего же не хватало этим соседям в их отношениях? (Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости). - Как бы вы поступили в этой ситуации? 4.Обсуждение ситуаций. 5.Упражнение «Комплименты». 6.Мультфильм о толерантности. - Почему все смеялись над существом зелёного цвета? Что случилось, когда прошёл дождик? Какова главная мысль этого мультфильма?
|
| 7.Рефлексия. Рисунок «Если добрый ты». |
Средства и методы измерения результатов | Рисунки учащихся на тему «Если добрый ты…».
|
Использованная литература |
|
Приложения, иллюстрирующие содержание работы (стимульный материал, схемы, видеоролики, таблицы и т.д.) | Оборудование: 1.Плакаты с высказываниями по теме. 2.Мультфильм о толерантности. 3.Фонограмма песни в исполнении А. Пугачёвой «Эй, вы, там наверху». 4.Листы бумаги и цветные карандаши. |
Приложение 4 к информационно-аналитической справке
Формы работы классных руководителей (воспитателей) по формированию навыков жизнестойкости обучающихся на разных этапах обучения (без учета реализации программ внеурочной занятости, факультативных занятий, спецкурсов и элективных курсов, социальных проектов)
№ | Форма мероприятия | Количественные характеристики | Ступени обучения | |||||||
начальная
началь ная | сред няя | ста рш ая | ||||||||
Общее количество обучающихся |
|
|
| |||||||
1. | Информационные мероприятия (беседы, лекции) | Кол-во мероприятий | 34 | 20 | 8 | |||||
64
Кол-во участников мероприятий | |
|
| |||||||
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% | 100 | 90 | 100 | |||||||
2. | Тренинги, практикумы, в том числе с использованием БОС-технологий | Кол-во мероприятий
|
|
|
| |||||
10
Кол-во участников мероприятий | 90 | 100 | 100 | |||||||
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% |
|
|
| |||||||
3. | Дискуссии, диспуты | Кол-во мероприятий |
|
|
| |||||
8
Кол-во участников мероприятий | 0 | 100 | 100 | |||||||
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения |
|
|
| |||||||
4. | Деловые (ролевые) игры | Кол-во мероприятий |
|
|
| |||||
7
Кол-во участников мероприятий | 100 | 80 | 90 | |||||||
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения |
|
|
| |||||||
5. | Совместные | Кол-во мероприятий: 10 | 90 | 80 | 100 | |||||
| детско- родительские мероприятия | Кол-во участников мероприятий |
|
|
| |||||
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% |
|
|
| |||||||
6. | Другие формы (указать наименование) | Кол-во мероприятий 13 | 100 | 100 | 100 | |||||
Анкеты, тесты, рисунки
Кол-во участников мероприятий | |
|
| |||||||
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях (%), от общего кол-ва обучающихся ступени обучения: 100% |
|
|
| |||||||
7. | ИТОГО: | Общее кол-во мероприятий (п.1 - п.6) |
|
|
| |||||
112
Общее кол-во активных форм (п.2 - п.5 | 48 | 40 | 22 | |||||||
Доля (%) активных методов работы (п.2 - п.5) от общего кол-ва мероприятий |
|
|
| |||||||
Доля (%) обучающихся, принявших участие в мероприятиях (п.2 - п. 5) от общего количества обучающихся ступени обучения: 100% | 83 | 80 | 95 |
Приложение 5 к информационно-аналитической справке
Качественно-количественный анализ работы классных руководителей
№пп | Форма мероприятия | Количественные характеристика | Ступени обучения | ||
начальная | средняя | старшая | |||
1 | Информационные мероприятия | Кол-во мероприятий | 34 | 20 | 8 |
Доля обучающихся |
|
|
| ||
2 | Тренинги, практикумы | Кол-во мероприятий | 4 | 4 | 2 |
Доля обучающихся |
|
|
| ||
3 | Дискуссии, диспуты | Кол-во мероприятий | 0 | 4 | 4 |
Доля обучающихся |
|
|
| ||
4 | Совместные детско-родительские мероприятий | Кол-во мероприятий | 4 | 4 | 2 |
Доля обучающихся |
|
|
| ||
5 | Другие формы: онлайн-тестирование | Кол-во мероприятий | 2 | 7 | 4 |
Доля обучающихся |
|
|
| ||
6 | Ролевые игры | Кол-во мероприятий | 4 | 1 | 2 |
Доля обучающихся |
|
|
| ||
| Итого: | Кол-во мероприятий | 50 | 40 | 22 |
Доля обучающихся |
|
|
|
Приложение 5
к информационно-аналитической справке
Удостоверения и сертификаты, грамоты
Справка
по итогам посещения классного часа
Цель контроля: качество проведения тематических классных часов
Дата посещения: 24 октября 2014
Класс: 7 (присутствовало 5 человек-100%)
Классный руководитель - Менго Марина Александровна
Тема классного часа: «Как научиться жить дружно».
Цель классного часа: Развитие навыков общения школьников и доброжелательного отношения друг к другу.
Задачи:
Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.
Развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки.
Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.
Содержание занятия:
1. Приветствие-игра
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами. Это упражнение заряжает группу энергией.
2. Ситуативные задания. Давайте попробуем вместе понять, почему люди ссорятся и можно ли научиться жить дружно? (Обсуждение)
3. - Какие ещё причины ссор бывают?
- А как вы думаете, как надо поступить в этих ситуациях, чтобы не поссориться? (Обсуждение)
4. Упражнение «Клубочек»
Цель: выработка умения доброжелательно относиться друг к другу.
Дети по очереди обращаются друг к другу со славами: «Я рад, что ты рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднять руки вверх, затем опустить их на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами. Анализ упражнения:
- Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
- Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное?
- Как ты себя сейчас чувствуешь?
Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носит характер взаимной поддержки или взаимного подавления.
Взаимоподдержка объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. А поможет в этом:
уважение друг к другу.
стремление понимать и сопереживать друг другу.
возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя «инструменты» подавления).
Мы только, что учились доброжелательно относиться друг к другу и поняли что, дружеское отношения могут быть и не только между близкими друзьями, но и всеми одноклассниками. Главное, пользоваться теми правилами, о которых, мы говорили выше.
5. Чтение и обсуждение отрывка из сказки «Алиса в стране чудес»
Алиса попала в волшебный сад, где росли не очень вежливые цветы. Обрати внимание на поведение Алисы.
- Как ты думаешь, почему Алисе удалось избежать ссоры с цветами?
- Почему Алиса была вежлива с невоспитанными цветами?
- Что произошло бы, если бы Алиса отвечала на грубость грубостью?
Обсуждение, ответы детей.
- Алиса смогла избежать ссоры, хотя ей это было нелегко.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой.
Эти слова, помогут вам при выполнении следующей игры.
6. «Говорящие ладошки»
Сейчас вам надо разбиться на пары, взяться за руки и закрыть глаза. Представьте, что руки у вас стали говорящие. Только с помощью кистей рук вам надо: познакомиться друг с другом, затеять спор, поссориться, поругаться, помириться, попросить извинения друг у друга.
Обсуждение: какие ощущения вы испытывали в различных ситуациях, какие из них приятные, какие нет, почему?
7. Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг двигается вправо, и все задания повторяются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев.
8. Рефлексия
Обмен впечатлениями по проведению занятий проводится по кругу с передачей друг другу свечи-фонарика.
Вывод: Классный час проведён в соответствии с планом воспитательной работы класса и отвечает следующим принципам:
• возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей этого школьного возраста;
• научной обоснованности - содержание базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание и упражнения направлены на решение наиболее актуальных проблем, связанных с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации
Кл.час посетила и справку составила О.В.Чигаева ___________
Приложение 6 к справкам
Справка
по МБОУ «Татьяновская СОШ» о проведённых мероприятиях,
посвящённых Дню толерантности.
Целью проводимого мероприятия было: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной. Социальной. Религиозной принадлежности, взглядов. Мировоззрения, стилей мышления и поведения.
В школе была проведена подготовительная информационная работа в форме классных часов (с 9 по 14 ноября), затем информационная линейка 16 ноября в День толерантности, на которой объявлены конкурсы:
Конкурс рисунков
Конкурс слоганов
Викторина для 1-4 классов, 5-10 классов.
№пп. | мероприятие | срок | ответственные |
1. | Информационные кл.часы | 11-19 ноября | Кл.руководители |
2. | Викторина для 1-4, 5-8, 9-10 кл. «Толерантность – путь к культуре мира»
| 20 ноября | Луконькина Н.Г. Стяжкина М.А. |
3. | Конкурс рисунков «Толерантность – путь к культуре мира»
| 16 ноября | Чебоксаров И.В. |
4. | Конкурс слоганов для 5-10 кл. | 16 ноября | Чигаева О.В. |
5. | Выпуск стенгазеты «Терпеньем свершается всякое дело».
| 21 ноября | Чигаева О.В. |
6. | Информационная линейка с подведением итогов недели, посвящённой международному дню толерантности
| 23 ноября | Менго М.А. |
Все конкурсы были проведены с 16 по 23 ноября.
22 ноября жюри подвело итоги, подготовила грамоты и благодарности участникам, приобретены призы .
23 ноября на школьной линейке подведены итоги и вручены грамоты, призы и благодарности.
В конкурсе рисунков победу одержала работа Чигаевой Златы «Ты и я – мы одно целое!», 2 место занял рисунок ученицы 7 класса Бодрошевой Кати «Мы вас приветствуем!», на 3 месте- ученики 9 класса (коллективный рисунок «Пока мы едины, мы непобедимы!»).
Итоги конкурса слоганов подводили с учётом зрительского голосования ( в нём приняли участие 38 учащихся школы – 86 % от всех учащихся, 10 учителей . 1 место присуждено уч-ся 7 класса Чигаевой Злате, 2 место – Корнельзен Наташе, 8 класс, 3 место – Безугловой Наташе , 8 класс. Благодарность за участие в конкурсах объявлена уч-ся 11 класса Григорьевой Эмилии и уч-ся 8 класса Луконькиной Валерии. Все ребята получили призы. Викторину подготовила и провела учитель истории Стяжкина Марина Алексеевна.
Мероприятия прошло интересно, увлекательно, благодаря активному участию детей и качественной подготовки их к мероприятиям классными руководителями.
Поставленные цели достигнуты.
. За организацию мероприятий, посвящённых Дню толерантности, предложено объявить благодарность Чигаевой Ольге Викторовне и Менго Марине Александровне, учителям русского языка и литературы, библиотекарю Бодрошевой Е.С. а также классным руководителям с 1 по 11 класс.
Справку составила:_______________________________ Чигаева О.В.
Справка
по итогам посещения классного часа
Цель контроля: качество проведения тематических классных часов
Дата посещения: 20 декабря 2014
Класс: 11 (присутствовало 4 человека-100%)
Классный руководитель : Чигаева Ольга Викторовна
Цели классного часа:
Осмысление представлений о смысле жизни, счастье ценностях, жизненных планах.
Содержание занятия:
1.Орг.момент
2.Сообщение темы и целей.
3.Беседа с элементами дискуссии.
Цель моей жизни – это….
Мои родители знают, что моя цель жизни – это….
Я знаю, что для реализации моих жизненных целей нужно….
Чтобы мои цели были реализованы, сегодня у меня получается…..
Поддержкой в достижении моих жизненных целей являются…..
Для того, чтобы достичь цели, я должен…..
Для того, чтобы достичь цели, я не должен…
Использование информации об общественных и индивидуальных ценностях, соотношение ценностей со своим жизненным выбором.
4. Анализ и поиск решения в ходе дискуссии.
5. Итог занятия.
6. Оценка занятия. Рефлексия .
Вывод: Классный час проведён в соответствии с планом воспитательной работы класса и отвечает следующим принципам:
• возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей этого школьного возраста;
• практической целесообразности - содержание направлено на решение наиболее актуальных проблем, связанных с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации.
Кл.час посетила и справку составила Менго М.А. ___________
Справка
по итогам посещения классного часа
Цель контроля: качество проведения тематических классных часов
Дата посещения: 17 апреля 2015
Класс: 11 (присутствовало 4 человека-100%)
Классный руководитель – Чигаева Ольга Викторовна
Тема классного часа: «Как противостоять стрессу».
Цель классного часа: Сохранение физического и психологического здоровья школьников, формирование у них жизнестойкости.
Задачи:
1.Дать рекомендации по оказанию помощи в период подготовки к ЕГЭ.
2.Проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям.
3.Формировать умение оценивать себя (поступки, поведение) и других людей.
Содержание занятия:
1.Орг.момент.
2.Беседа.
3.Приемы психологической защиты.
4.Высказывания великих людей, помогающие в стрессовой ситуации.
5.Анкета.
6.Стресс-тест.
7.Итог.
8. Рефлексия
Обмен впечатлениями по проведению занятий .
Вывод: Классный час проведён в соответствии с планом воспитательной работы класса и отвечает следующим принципам:
• возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей этого школьного возраста;
• научной обоснованности - содержание базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание и упражнения направлены на решение наиболее актуальных проблем, связанных с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации
Кл.час посетила и справку составила Менго М.А. ___________
Справка
по результатам мониторинга адаптации учащихся 5 класса МБОУ «Татьяновская СОШ»
Исследование проводилось в 5 классе .
Дата: октябрь – ноябрь 2015 года
Виды работ: анкетирование, методика незаконченного предложения, проективная методика.
Количество учащихся: обследовано 3 учащихся.
Согласно плану воспитательной работы на 2015-2016 уч. год, с учащимися 5 класса проведено диагностическое исследование с целью определения проблем в период адаптации учащихся при переходе к обучению в среднем звене через следующие задачи:
-изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
-изучение развития познавательных процессов (внимания, грамотности, логики, восприятия);
-изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
- выявление чувств, которые учащиеся испытывают в школе;
-выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;
- определение направления работы по оказанию необходимой помощи детям в адаптации к обучению в среднем звене (в группе и индивидуально).
-подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
С учащимися 5 класса были проведены диагностики, направленные на изучение особенностей адаптации ребенка в школе и психологический мониторинг познавательных процессов пятиклассников.
1.Уровень познавательного процесса на изучение внимания , грамотности, логики, восприятия на уроке русского языка показал:
-низкий уровень -66,6% (2 человек) по 5 исправленных ошибок из 10-ти.
-средний уровень-33,3% (1 человек) 8 исправленных ошибок из 10-ти
Ученикам 5 класса были предложены задания на развитие , мышления, внимания, восприятия.
2. Методика «Исключение слов» позволяет оценить способности испытуемых к обобщению и выделению существенных признаков. Три из четырех слов являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Следует зачеркнуть слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду.
Книга, портфель, чемодан, кошелек.
Учащиеся 5 класса показали высокий уровень к обобщению и выделению существенных признаков (2 человека и средний уровень -1 человек).
3. Уровень школьной мотивации учащихся определялся по методике Лускановой, которая предполагает заполнение анкеты.
После анализа ответов на вопросы анкеты и получены следующие результаты:
Средний уровень мотивации (хорошая школьная мотивация) -3человека – 100 %
Подобные показатели имеют большинство учащихся пятого класса, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
4.Уровень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью определялся по методике доцента А.А.Андреева.
Цель методики: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
После обработки анкет получены следующие результаты:
Высокая степень удовлетворенности – 1 человек (33,3%)
Средняя степень удовлетворенности учащихся – 2 человека (66,6%)
5. Хорошие результаты показала диагностика по отношению к школе и учебным предметам. Учащимся 5 класса интересно учиться в 5 классе ,общаться с новыми учителями и классным руководителем, у всех учителей они могут попросить помощь.
Хорошо и без особого напряжения дается учеба -66.6% ученикам, 33,3% -учеба дается хорошо, но стоит большого труда.
Почти на все уроки дети идут с удовольствием, но есть предметы на которые дети идут с неохотой: география, биология, ин.яз., общество.
Есть несколько причин:
-трудно дается для обучения,
-не понимаю объяснения учителя, учитель кричит на уроке,
-несправедливо ставят оценки,
-боюсь отвечать на уроке
6.Был проведен опросник «Чувства в школе».
По результатам диагностики дети в школе испытывают такие чувства как:
-спокойствие- 3 человека
-усталость – 1 человек
-радость -3 человека
-уверенность в себе-2 человека
-беспокойство – 1 человек
-раздражение -1 человек
-страх- 1 человек
-благодарность- 3 человека
-тревогу за будущее -2 человека
-желание приходить сюда -3 человека
7. И опросник «Черты идеального учителя»
Черты, которые вызывают у ребят симпатию, нравятся, внушают уважение:
-учитель хорошо знает свой предмет (3);
-строгий, дает прочные знания (1);
-относиться ко мне по- человечески (1);
-общается с нами после уроков (2);
-интересно на уроках (3);
-дает работать самостоятельно, сделать что-то свое (2).
8.Методика «Цветные письма» помогла узнать состояние учащегося на том или ином уроке в целях выявления дезадаптации учащихся и психологической комфортности на разных уроках.
ПРЕДМЕТ | Синий (спокойствие) | Зеленый (уверенность) | Красный (энергия, стремление к актив.деят. | Желтый (активность) | Черный (страх) | Коричневый (стресс) | Фиолетовый (тревога) | Серый (нейтральная граница) |
Математика | 2чел |
| 1 чел |
|
|
|
|
|
Русский яз | 1 чел | 1чел | 1чел |
|
|
|
|
|
Лит-ра | 2чел |
| 1чел |
|
|
|
|
|
Биология | 1чел | 1чел |
|
|
|
| 1 чел |
|
Ин.яз |
|
|
|
|
|
| 2чел | 1 чел |
ОБЖ | 1чел | 1чел |
| 1чел |
|
|
|
|
История | 2чел |
|
| 1 чел |
|
|
|
|
музыка |
| 1чел | 1 чел | 1чел |
|
|
|
|
ИЗО | 1чел |
| 2чел |
|
|
|
|
|
Физ-ра | 1 чел |
|
| 2чел |
|
|
|
|
Технология | 2чел |
|
| 1чел |
|
|
|
|
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
9. Обработка данных полученных в результате диагностики уровня школьной тревожности по методике Филлипса в 5 классе, позволила сделать следующие выводы:
- в 5 классе низкий уровень общей тревожности наблюдается у 2 человек ( 66,6% от общего числа опрошенных,
-повышенный у 1 ученика (33,3) высокий уровень тревожности не обнаружен. * По шкале переживания социального стресса, повышенный уровень тревожности наблюдается у 1 человека (33,3% ), у 2 человек – низкий уровень (66,6% ) *По шкале, фрустрация потребности достижении успеха, повышенная тревожность наблюдается у 1 ученика (33,3 % средняя у одного уч-ка(33,3%, низкий у 2 учеников-66,6 ) *По шкале, страх самовыражения, повышенный уровень тревожности не был определен ни одного ученика, а средний уровень у 3-х человек -100%.
*По шкале, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, повышенный уровень у 1 (33,3% ) ученика, средний у одного ученика-33,3 низкий у 1 ученика-33,3%).
*По шкале, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, средний уровень тревожности у 1учеников (33,3%), низкий уровень 1 ученик, 1 ученика нет тревожности по этому направлению
*Повышенный уровень тревожности по шкале, проблемы и страхи в отношениях с учителями, выявлен у 1 учащихся (33,3%) от общего числа опрошенных, средний уровень у 1 ученика(33,3% ) , низкий уровень у одного ученика (33,3%)
Проведенная работа по адаптации в этих классах помогла снизить уровень тревожности. Для снятия уровня тревожности, возможности более легкой адаптации к среднему звену школы были проведены тренинговые групповые занятия с учащимися 5 класса по теме «День рождения класса», «Мой 5 класс», « Я и моё окружение», индивидуальные и групповые беседы.
10. Анкета «Изучение степени комфортности ребенка» помогла понять, что:
1.-детям нравиться учиться- 3 чел
-нравятся учителя и сама школа -2 чел
-нравится играть на переменах – 1 чел.
Не нравится:
-много уроков – 1 чел
2.Детям легко учиться – 3 чел
3.А на вопрос, что хотелось бы изменить, дети ответили:
-ничего- 2 чел
-добавить учеников – 1 чел
Поменять доску – 1 чел.
4. Никто из детей не хочет вернуться в 4 класс, потому что:
-я все хорошо знаю -1 чел
-начала лучше учиться – 1 чел
-не хочу проходить все сначала – 1чел.
11.Также была проведена диагностика нравственной мотивации. По результатам диагностики
Высокий уровень нравственной мотивации -100%. (3 чел)
12.Диагностика отношения к жизненным ценностям. Результаты диагностики.
Высокий уровень-2 человекa-66,6%
Средний уровень-1 человек- 33,3%
13.Диагностика этики поведения:
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами
Текст:
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
Если кто-то надо мной смеется, то я…
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
Когда меня постоянно перебивают, то я…
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
1 вопрос-3 полож.ответа
2 вопрос-3 плож.ответа
3 вопрос-3 полож.ответа
4 вопрос- 2 полож.ответа и 1 отриц.
5 вопрос- 1 полож.ответ и 2 отриц.
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожела
В период адаптации учащихся 5 класса к условиям средней школы психологом были посещены уроки, велись индивидуальные консультации для учителей, учеников.
Вывод: в целом в 5 классе преобладает благоприятная психологическая атмосфера, ребята переживают за свои школьные успехи и успехи товарищей. Пятиклассники принимают участие в общественной жизни школы: конкурсах, олимпиадах, концертах, спортивных соревнованиях.
Рекомендации учителю и родителям.
*Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
* Классному руководителю, обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
* Преподавателям и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
*Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.
*Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени . При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Рекомендации родителям.
Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом.
Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным.
Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.
Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Справку составила классный рук-ль : Чигаева О.В.