1слайд «Формирование звуковой культуры речи детей
подготовительной к школе группы»
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.
Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.
Работа по формированию звуковой культуры речи нами проводится последовательно, систематично. От одного возрастного периода к последующему, постепенно усложняясь.
Деятельность воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой учителя-логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Мы помогаем детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучаем детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В общем, мы занимаемся работой, направленной на предупреждение недостатков речи.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляем одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. это является основой обучения грамоте, правильной письменной речи.
2 слайд Формирование ЗКР включает задачи, которые представлены на экране:
Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.
В своей группе, работу по звуковой культуре речи, мы проводим в различных формах:
Совместная партнерская деятельность взрослого и детей
Свободная самостоятельная деятельность детей, которая предполагает деятельность воспитанников в условиях создания нами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
3 слайд Для воспитания звуковой культуры речи в группе используем следующие методы:
Пользуясь указанными методами, мы применяем приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей: 4 слайд
5 слайд
Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременнее усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. 6 слайд Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: нечеткого произношения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
Работая в группе над развитием слухового внимания и речевого слуха, мы обращаем внимание на воспитание у детей определенных умений: 7 слайд Для развития речевого слуха и слухового внимания используем различные игры: «Угадай, кто позвал?», «Кукушка», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
Способность ребенка членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной артикуляции звуков.
8 слайд Под артикуляцией понимается деятельность органов речи — языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти — в процессе воспроизведения звуков. Отклонения в строении артикуляционного аппарата, а также недостаточная подвижность речевых органов являются причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.
Совершенствование работы артикуляционного аппарата осуществляем в процессе артикуляционной гимнастики или специальных игр и упражнений. Используем звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Подражание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь педагога.
9 слайд (фото консультаций) Большую помощь в подборе той или иной артикуляционной гимнастики нам оказывает Федотова Татьяна Викторовна – учитель-логопед. Она проводит с нами индивидуальные консультации и мастер-классы.
10 слайд Работу по ЗКР проводим согласно плану и рекомендациям, которые прописаны в тетради взаимодействия с учителем-логопедом; на речевых занятиях (как их часть); 11 слайд при рассказывании по картине; чтении стихотворений наизусть; придумывании и пересказе сказок с использованием мнемотаблиц, а также в совместной образовательной деятельности. 12 слайд Т.к. в группе 11 детей, занимающихся на логопункте детского сада, индивидуальную работу с ними планируем в соответствии с их речевыми недостатками в произношении или восприятии речи (по 2-3 человека в день, с одинаковыми нарушениями речи, в течение недели). При совершенствовании звукопроизношения особое внимание уделяем закреплению сложных в артикуляционном отношении звуков: свистящих и шипящих, звуков [Р], [РЬ], [Л].
13 слайд Для совершенствования фонематического восприятия детям предлагаем определить на слух наличие в словах дифференцируемых звуков, подобрать слова на определенный звук, вычленить из фраз слова с заданными звуками, отобрать изображенные на картинках предметы, в названии которых есть предложенные звуки, поймать звук. Нашим ребятам очень нравится игра «Логический поезд», мы предлагаем им составить цепочку слов, в которой последующее слово начинается с последнего звука предыдущего. 14 слайд В своей работе по коррекции звуковых нарушений используем: чистоговорки, скороговорки, звуковые пеналы, зеркала, мультимедийные презентации, и многое другое методическое обеспечение.
Наряду с речедвигательным аппаратом у детей развивается голосовой аппарат. Голосовой аппарат включает дыхательные органы, вибраторы (голосовые связки), резонаторы (гортань, полости рта и носа). В образовании звуков участвуют язык, губы, нижняя челюсть, зубы и пр.
Умение правильно пользоваться голосовым аппаратом во многом зависит от индивидуальных особенностей детей: застенчивый ребенок нередко говорит очень тихо; ребенок с повышенной возбудимостью — наоборот, громко. Дети, не умеющие в процессе речи правильно дышать, часто имеют тихий прерывистый голос, переходящий в конце длинной фразы на шепот.
Основные качества — сила и высота, формируются в процессе игр и специальных упражнений: «Гудок паровоза», «Аукание», «Рекламная пауза», «Покричим?», «Вьюга», «Эхо». При чтении (или обыгрывании) сказок, рассказов, стихотворений обращаем внимание детей на то, как они используют выразительные средства: в каких случаях повышают или понижают громкость голоса, читают текст быстро или медленно, грустно или радостно, торжественно или сердито и др.
В повседневном общении, мы приучаем детей пользоваться умеренным голосом, меняя при необходимости его громкость.
Основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса, является речевое дыхание. 15 слайд Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное функционирование голосового аппарата, предохраняет его от переутомления, способствуя сохранению плавности речи, правильному использованию интонационных средств выразительности, соблюдению пауз и т. д.
Неправильное речевое дыхание нередко является причиной нарушения плавности речи (речь на вдохе); позднего или неправильного усвоения некоторых звуков; ослабления громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз; в некоторых случаях ускорения темпа речи, неправильного использования интонационных средств выразительности, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний). У себя в группе, в игровой форме, мы учим детей правильно пользоваться речевым дыханием. Для развития речевого дыхания проводим игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек, игра в футбол, предлагаем подуть на воду до образования брызг и т.д. В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Упражнения проводим сидя, не более 1,5 мин.
Значительное место на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи и на других занятиях по развитию речи занимают упражнения, направленные на развитие речевого слуха, речевого дыхания, четкой дикции, а также упражнения на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи. Работа по воспитанию звуковой культуры входит и в содержание других наших занятий (музыкальные, занятия гимнастикой и подвижными играми).
Еще мы в своей группе используем элементы таких технологий, как биоэнергопластика и кинезиология. 16 слайд Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Кинезиология способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей.
Для решения задач развития ЗКР в своей группе, эффективно используем речевой уголок с методическими материалами: 17 слайд
•альбомы на разные звуки,
• предметные картинки,
• упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками,
•атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
•картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.,
•разнообразные речевые дидактические игры,
• книги,
звуковые пеналы, рабочие тетради Л.Е.Журовой,
наборы мелких игрушек,
комплексы артикуляционной гимнастики,
комплексы пальчиковой гимнастики, и многое другое традиционное и не традиционное оборудование.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится в нашей группе не только в детском саду, но и дома. Активно привлекаем родителей к сотрудничеству в данном вопросе: проводим тематическое анкетирование, консультации, отслеживаем выполнение домашних заданий, выданных учителем-логопедом, при необходимости (или по запросу родителей) приглашаем их на консультации к Татьяне Викторовне.
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей, учитываем особенности речи каждого ребенка, используем фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, тесно работаем с учителем-логопедом и другими специалистами детского сада.