СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования деривационных умений у детей дошкольного возраста (теория)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирования деривационных умений у детей дошкольного возраста (теория)»

Формирования деривационных умений у детей дошкольного возраста

(теория)

Способность обогащать свой словарный запас новыми единицами, новыми значениями существительных единиц и их новыми сочетаниями является одним из замечательных свойств языка как развивающей системы. Словообразовательный состав русского языка находится в состоянии не прерывного изменения. Одна из закономерностей развития словарного состава языка — пополнение его новыми словами, которое происходит двумя путями: путем образование новых слов и путем заимствования из других языков. Процесс возникновения слов называется деривацией.

Сотни тысяч слов русского языка — это реализации различных деривационных моделей, это образования, возникшие с привлечением самых различных способов и приемов.

Деривация (от лат. derivatio — отведение; образование) — процесс создания одних языковых единиц (дериватов) на базе других, принимаемых за исходные, в простейшем случае — путём «расширения» корня за счёт аффиксации (Аффикс) или словосложения, в связи с чем деривация приравнивается иногда к словопроизводству или даже словообразованию. Согласно более широкой точке зрения, деривация понимается либо как обобщённый термин для обозначения словоизменения (inflection) и словообразования (word-formation) вместе взятых, либо как название для процессов (реже результатов) образования в языке любых вторичных знаков, в т. ч. предложений, которые могут быть объяснены с помощью единиц, принятых за исходные, или выведены из них путём применения определённых правил, операций.

Термин деривации имеет несколько значений: 1. это процесс образования слов; 2. это система типов моделей образования слов в языке; 3. наука о структуре слов и способах их образования.

Причины, условия и механизмы появления новых слов еще до конца не изучены. Соположение лексической и категориальной семантики слов различных частей речи позволяет обнаружить, что существительные чаще всего обозначают физические предметы и иные субстанции, прилагательные – чаще всего статические свойства предметов и явлений, глаголы - процессы и т. д. Это дает возможность предположить, что в языковой действительности действует принцип вероятности соответствия лексического и категориального содержания слов.

Этот принцип реализуется если учесть, что сутью деривационного процесса является не только и не столько получение новых знаковых оболочек для новых значений. Обозначение которых назрело в связи с изменениями в смысловом мире
(Е.А. Земская), сколько преобразования и переименования уже обозначаемых в языке семантических сущностей, но с добавлением тех или иных либо категориальных компонентов (синтаксическая деривация), либо чисто лексических и лексико-стилистических в значениях новых слов в сравнении со значениями тех слов, от которых они образованы. Переобозначения смыслов, исходно обозначавшихся значениями существительных, признаковыми номинациями – прилагательными, глаголами, наречиями, а так же замена некоторых знаменательных признаковых номинаций служебными номинациями становиться для каждого из слов.