Формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Нехорошева Виктория Викторовна
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
392018, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, 259.
e-mail: [email protected]
Аннотация:
В данной статье рассматривается то, как воспитать человека, который будет глубоко понимать и ценить свою страну, её культуру и традиции, а также будет преданным гражданином и патриотом.
Приводится список задач: рассмотреть современные подходы в отечественной и зарубежной литературе формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе; изучить психолого-педагогические особенности формирования духовно-нравственных ценностей в начальной школе.
Рассматриваются методы и приёмы работы, которые позволяют наиболее широко и подробно изучить метод теоретического анализа научно-методической литературы, учебной литературы.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, литература, патриотизм, младшие школьники.
Введение
Духовно-нравственные ценности — это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность.
В современном обществе сложилась неблагоприятная ситуация в вопросе как духовного, так и нравственного воспитания молодого поколения. Основными предпосылками данной ситуации явились, в числе прочих, отсутствие четко очерченных положительных ориентиров жизни для молодежи, а также резкое ухудшение моральной и нравственной ситуации в обществе.
Также актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у младших школьников связана еще и с тем, что наше общество особенно остро нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, которые обладают не только глубокими знаниями, но и замечательными чертами личности.
В условиях глобализации и цифровизации дети с раннего возраста сталкиваются с огромным потоком информации, которая не всегда способствует формированию нравственных ориентиров. Утрата традиционных ценностей в обществе повышает значимость целенаправленной работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения.
Результаты и обсуждение
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной научно-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность.
Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Методисты выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество;
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, пойдя в туристический поход, школьник не только переместится в пространстве географии, но и приобретёт некое знание о себе и окружающих, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат) [8].
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и поведения в нем и др.).
Для достижения этого уровня необходимо непосредственное взаимодействие ученика с учителем, как значимого для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает ее с образом педагога. Информация будет доверительней, если педагог пропагандирует сам здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеют взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в этой среде ребенок получает или не получает практическое подтверждение полученных социальных знаний.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном действии, при другом общественном социуме, вне дружеской обстановки он действительно становится социальным деятелем, гражданином, человеком. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой среде [8].
Таким образом, мы видим, что достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, тендерном и других аспектах.
Вывод
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Таким образом, начальное обучение в настоящее время строится так, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.
Список использованных источников:
1. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы. О.А. Андриенко. Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.
2. Анохина Е.Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. Е. Ю. Анохина. М: Издательство «Флинта», 2015. 210 с.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: монография. М.Н. Аплетаев. Омск: Изд-во ОМГПУ, 1998. 256 с.
4. Большой психологический словарь. Авдеева Н. Н. и др. под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. М. АСТ; СПб: Прайм-Еврознак, 2019. 811 с.
5. Бочарникова М.А. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе предшкольного и начального образования (ВУЗ – школе). Начальная школа. 2012. №3. С.64-66.
6. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Веденеева Галина Ивановна. М. 2018. 40 с.
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронные ресурсы]. Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 09.02.2025).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.02.2025).
Авторы:
Нехорошева Виктория Викторовна – студентка группы ПНК-41
e-mail: kailafoxs25@gmail.com
Вклад в статью: общая идея статьи, анализ литературы и обобщение опыта, написание текста.