СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования коммуникативных УУД при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация активного взаимодействия учащихся при изучении слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Формирования коммуникативных УУД при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка»

Воронина С.И.,

учитель начальных классов

Третьего Цветовского филиала

МБОУ «Новопоселёновская средняя

общеобразовательная школа»

Курского района Курской области



Формирования коммуникативных УУД при проведении словарно-орфографической работы на уроках русского языка

В начальной школе актуальна проблема формирования коммуникативных УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные навыки могут быть сформированы только тогда, когда ученик является субъектом учебной деятельности. Он принимает активное и осознанное участие в организации и проведении структурных этапов урока. Учитель при этом - организатор совместной работы с учениками.

Все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных действий, а родной язык особенно.

Неотъемлемой частью урока русского языка является словарно-орфографическая работа, которая включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Зачастую дети не любят этот этап урока, устают от повторения словарных слов, с трудом их запоминают и быстро забывают. Но если организовать активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения, то словарно-орфографическая работа вызовет живой интерес учащихся. Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже.

Работа со словарным словом начинается с введения нового слова в активный словарь. На этом этапе традиционно использование ребусов, загадок, картинок, игр «доскажи словечко», «собери слово» и др. Так же использую приёмы, описанные в методике обучения родному языку средствами субъективизации Г. А. Бакулиной. Предлагаю детям упражнения, помогающие определить слово, с которым познакомятся на уроке.

Например, новое слово спряталось в цепочке букв; нужно найти слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС и, сложив их в указанной последовательности, получить слово: клмнстткавгдщшранхзсбвжппдашннккфлрпгнт. Получилось слово «карандаш». Другое задание: расположить буквы в порядке увеличения точек рядом с ними: Е.. В.... М. Д...... Е..... Д... Ь...... Получили слово «медведь».

Затем путём совместного рассуждения определяем лексическое значение слова и формулируем определение предмета, обозначенного этим словом.

Например, при ознакомлении со словом медведь рассуждение может быть таким.

  • Подберите родовое понятие к слову медведь.

  • Медведь – это животное.

  • Ворона и сорока – тоже животные. Чем они отличаются от медведя?

  • Ворона и сорока – птицы, а медведь – млекопитающее.

  • Назовите его существенные признаки.

  • Медведь крупный хищник, тело его покрыто длинной шерстью, питается и растениями.

  • Что же обозначает слово медведь?

  • Медведь – крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью.

Дети сравнивают своё определение с лексическим значением слова, данным в толковом словаре. Затем целесообразно познакомить учеников с этимологической справкой: «Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти мёд. Медведь – мёд ведающий». Этимологические справки находим в школьном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не иначе?» или «Занимательной грамматике» А. Арсия и Г. Дмитриевой.

Для поддержания интереса к слову, читаем отрывок из произведения Н. Сладкова.

  • Эй, Медведь, на вопрос ответь.

  • Какой вопрос, стрекотуха?

  • Почему тебя Медведем зовут?

  • Хе-хе! Бестолковая птица. Медведь – значит, мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан.

Такая работа не только интересна детям, но и расширяет знания о мире, способствует лучшему запоминанию лексического значения и орфографии.

На уроках дети не только работают со словарями, предназначенными для младших школьников, но и ведут собственные тематические словарики, начиная с первого класса. Словарь содержит разделы: «Птицы», «Животные», «Поле и огород», «Деревья», «Ягоды и фрукты», «Транспортные средства», «Инструменты», «Человек», «Посуда и еда», «Одежда и обувь», «Явления природы», «Адрес» и др. Каждое слово сопровождается картинкой, лексическим значением. Так же подбираем слова – ассоциации, выбираем и записываем из них одно, в котором ударный звук такой же, как в словарном слове безударный. Например, к слову «пшеница» подбираем слово – ассоциацию «хлеб» и выбор объясняем: « Из пшеницы пекут хлеб». Дети подбирают ассоциации по цвету, форме, вкусу, назначению, действию, и т.д.: посуду мою, берёза белая, в тарелке каша, лимон кислый, корабль в море. Работая в парах, дети дополняют «словарную статью» занимательной информацией (загадка, ребус, стихотворение, синонимы, антонимы, пословицы, анаграмма и т.д.).

При выполнении заданий творческого характера орфографический навык закрепляется. Именно в творческой деятельности ребенок является активным участником учебного процесса, повышается учебная мотивация, преодолевается чувство тревожности, раскрываются личностные возможности и способности учащихся, создаются благоприятные условия для создания ситуации успеха для каждого ребенка. Педагогика творчества рекомендует учителю незаметно создавать такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. В учителе он видит старшего, опытного, образованного друга, с которым интересно и тепло. Важно, чтобы сам себя он, школьник, осознавал как субъекта познавательной (и иной) деятельности, а не как «ответчика», озабоченного тем, как правильно угадать, чего ждет от него учитель.

Использую фольклорный материал и фрагменты художественных произведений. Например, предлагаю соотнести по смыслу написанное слева и справа:

Голодать, скудно питаться. Медведь на ухо наступил.

Отсутствие музыкального слуха. Медвежий угол.

Отдалённое глухое место. Сосать лапу.

Или даю для ознакомления стихи И. Демьянова.

Что у кого?

У нашей Алёнки

Капуста в бочонке,

Огурчики в кадке,

Морковка на грядке.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке,

Бобы на окошке,

Петрушка в ладошке.

После прочтения дети составляют небольшие тексты на тему «Обед».

Проводим работу по поиску третьего слова, которое соединяло бы между собой два изученных, но не связанных между собой по смыслу. Так, нужно подобрать слово, которое соединяло бы между собой слова «медведь» и «ягода». Учащиеся выискивают самые непредсказуемые ассоциативные связи, развивается нестандартное мышление: «Медведь любит ягоды. Медведь собирает ягоды».

Предложить варианты реального и фантастического использования предмета – упражнение, которое вызывает большой интерес.

Подобные задания учат сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшают процесс понимания, осмысления и запоминания новых слов, вырабатывают умение правильно выражать свои мысли.



Литература.

1.Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. -М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. //Начальная школа.- 1998- №4- с. 40-46.





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!