СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: обобщить наработанный материал, показать, какие методы и приёмы позволяют формировать познавательные УУД.

Просмотр содержимого документа
««Формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы».»

«Формирования познавательных УУД на уроках русского языка и литературы».


В современной школе возрастает роль смыслового чтения, основы которого в соответствии с требованиями ФГОС закладываются в начальной школе, в среднем звене школьники учатся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста. На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями УУД.

Цель работы: обобщить наработанный материал, показать, какие методы и приёмы позволяют формировать познавательные УУД.

На уроках русского языка и литературы я использую следующие элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Для развития умения воспринимать информацию использую прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащиеся разбиваются на пары и заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся оценивать собственную мыслительную деятельность.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Овладев навыками графического изложения материала, ребенок открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда ребенок использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. Видя свою успешность, заинтересовывается в познании нового. Благодаря составлению рисунков, схем, кластеров мы развиваем творчество ученика, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим. Кластер использую на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. Они помогают превратить урок в увлекательную игру, где учащиеся делают попытки систематизировать тот материал, к изучению которого они еще не приступали. Например, при изучении темы «Имя существительное» предлагается вспомнить, что им известно о существительном (На какие вопросы может отвечать сущ.? Что обозначает сущ. как часть речи? Какие морфологические признаки имеет сущ.? Как оно изменяется? Каким членом предложения обычно бывает?)

Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров. Проводят презентацию кластеров и выбирают наиболее интересный вариант.

На стадии осмысления – для структурирования нового учебного материала. Ребята знакомятся с текстом об имени существительном, ищут новую информацию и добавляют в ранее составленный кластер.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Работа по кластерам на стадии рефлексии позволяет учащимся легко пересказывать текст, запоминать большую информацию.

Итак, составление кластера помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;

стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;

  • запомнить теоретический материал по теме;

  • проявить свои творческие способности, фантазию

Например, на уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С.Тургенева «Муму» дети создавали кластер о Герасиме. Создавая кластер, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации. Развиваются познавательные УУД: умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать. Существуют рекомендации учителям по работе с кластером:

1. Оцените текст: легко ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Первые 2-3 раза надо помочь ученику выделить смысловые единицы. Но желательно, чтобы окончательные формулировки ребенок высказывал сам.

3. Полученный кластер необходимо озвучить.

4. Нельзя критиковать объяснения детей, какими бы они не были.

5. Для того чтобы дети могли оценить степень значимости каждой паутинки, необходимо использовать карандаши или ручки разных цветов.

6. Дети могут менять структуру кластера. Затруднения у некоторых учащихся вызывает выбор важной информации из текста при составлении кластеров. Иногда составление кластера занимает много времени.

Приём «Верите ли вы?» использую при знакомстве с биографией любого писателя. Например:

- Пушкин родился до Отечественной войны 1812 года в Санкт – Петербурге.

- Получил образование в Царскосельском Лицее.

- Служил секретарём в суде.

-Написал поэму «Бородино».

-Погиб от тяжелой раны, полученной на дуэли.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большим вниманием слушать лекцию.

На уроке русского языка в 5 классе на стадии «Вызов» даю следующие утверждения:

-Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? и что сделать?

-Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

-Глагол в предложении бывает сказуемым.

-Глагол может изменяться по падежам.

Дети указывают верные утверждения и по ним формулируют тему урока. После этого ставим цели, т.е. спрашиваем: чему должны научиться на уроке? И что должны знать в конце урока?

Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком “галочка” отмечают информацию, которая известна ученику.

  • Знаком “плюс” отмечают новую информацию, новые знания.

  • Знаком “вопрос” отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

V” - знаю

+” - новое

?” - есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Например: русский язык - 5 класс – «Морфология», «Лексика», «Фонетика» и др. Маркировку делаем в учебнике, страницу вставляем в файл, отмечаем фломастером.

Литература –«Фольклор», «Средства художественной выразительности», «Былины – богатырский эпос народа»


Главная цель учителя - словесника – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмысливать его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов И.С.Тургенева «Муму» (5 класс), «Бежин луг», Н.В.Гоголя «Пропавшая грамота» и др. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков, становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.

Опыт работы показал, что использование на уроках русского языка и литературы элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет оказать результативное воздействие на мыслительный процесс учащихся. Они овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную деятельность при выполнении мыслительных операций, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.

Работа с текстом на уроках русского языка открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Для оценивания результативности приемов ТРКМ были разработаны критерии:

  • Развитие критического мышления;

  • Развитие навыков чтения и понимания.

Уровень развития понимания текста определялся показателями:

  • Умения работать с информацией

  • Умения преобразовывать текстовую информацию в таблицу или кластер

На любых уроках необходимо использовать приемы технологии критического мышления. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию русского языка и литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Литература

  1. Громова О. Критическое мышление – как это по-русски?//Библиотека в школе. - 2001. - №12.

  2. Заир-Бек С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Библиотека в школе. – 2001. - №12.

  3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта общего образования М., 2011.

  4. Методика «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л. А. Ясюковой

  5. Никитин А., Суворова Н. Технология критического мышления. // Учитель. - 2002. - № 8.

  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М,1998.

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., 2011






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!