« Формирование творческой компетенции учащихся на уроках трудового обучения в рамках реализации Государственного образовательного стандарта »
Подготовила :
учитель МУПК Казакова В.И.
Каждое новое дело – может стать шансом для ребенка, который пока еще не нашел себя.
"Человек является социально- компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации".
Компетентное отношение личности к жизни означает :
- Потребность в самопознании, саморазвитие, самосовершенствовании, самореализации в различных видах творческой деятельности;
- Владение научными знаниями о сущности "Я", принципами и методами жизнедеятельности;
- Осознание, организацию своего жизненного пути, личностного развития;
- Проблемное видение своей жизни;
- Осмысленное решение межличностных противоречий;
- Способность к объективной оценке уровней, сфер и границ распространения своей жизненной активности;
- Осознанную и адекватную оценку результатов своей жизнедеятельности;
- Высокую культуру потребления;
- Ответственное отношение к своей жизни, здоровья;
- Культуру физического развития;
- Философское, нравственное осмысление своей жизни.
Проектирование как творческая, инновационная деятельность, всегда нацеленное на создание качественно нового продукта, что имеет существенное значение или для человека, или для общества.
Формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Цель проекта
Технология проекта
Перспективное направление
трудовой деятельности, увлекательное
и интересное занятие и для учащихся,
и для учителя
.
Хорошо продуманное, обоснованное
сочетание методов, форм
и средств обучения
Использует все лучшие идеи
традиционной и современной
методики преподавания.
Проектная технология предпологает:
Наличие проблемы, требующий интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения
1
Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
2
Самостоятельную деятельность ученика, с использованием исследовательских методов
3
Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов. Подведение итогов, корректировка, выводы.
4
Овладеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов
Направлять учащихся
на поиск решения
поставленной проблемы
При использовании проектной технологии учитель должен:
Уметь организовать и проводитьдискуссии, не навязывая свою точку зрения
Уметь интегрировать
знания из различных
областей для решения
проблематики проектов
Учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач
Овладевает практическими умениями исследовательской работы
При использовании проектной технологии каждый ученик:
Приобретает коммуникативные навыки и умения
Учится анализировать
факты, делает выводы
и заключения
9
Отношения «учитель - ученик»
- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;
- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источник знаний;
- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;
- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценивать полученные результаты и выявить способы усовершенствования деятельности.
Типы проектов
Творческие проекты
Иссследовательскиепроекты
Информационные проекты
Не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности частников
Нуждаются хорошо обдуманной структуре, виде поэтапных обсуждений
Направленные на сбор информации о каком – либо объекте, явлений
Характерные признаки метода проектов
наличие определенной значимой для учеников проблемы
доминирование принципа самостоятельности в деятельности учеников
использование разнообразных форм деятельности учеников
связь теории с практикой
обеспечение максимальной познавательной активности учеников
развитие творческих навыков учеников, критического мышления, умений самостоятельно искать информацию
использование разнообразных методов, средств обучения
интегрирование знаний, умений из разных областей науки и искусства
Этапы проектно – технологической деятельности
Организационно - подготовительный
Конструкторский
1
2
3
4
Технологический
Заключительный
Обоснование выбора темы
проекта
Осознание проблемной сферы
Выработка идеи и вариантов
Выбор оптимального варианта
Анализ будущей деятельности
Описание модели
Подбор материалов
Выбор инструментов
и оборудования
Организация рабочего места
- Выполнение технологических операций
Самоконтроль деятельности
Экономическое,
экологическое,
технологическое обоснование
изготовляемого изделия
Контроль качества
Маркетинговое исследование
- Корректировка выполненного изделия
Самооценивание проекта
Анализ итогов
Защита проекта
Критерии оценивания проектов
аргументированность выбора темы, обоснования потребности
объем и полнота разработки, выполнения принятых этапов проектирования
самостоятельность, завершенность
качество объяснительной записки (портфолио)
уровень творчества, оригинальность темы
оригинальность материального воплощения проекта
Путем развития творческой компетентности, внедрения проектную технологию повышается фундаментальность образования, повышается эффективность самостоятельной работы, формируется информационная культура учащихся, развивается творческий потенциал учащихся и умение к экспериментально-исследовательской деятельности, обеспечивается собственная траектория самообразования.
.
Главная личность компетентности - это конкретные жизненные умения и навыки, которые необходимы человеку любой профессии, возраста, семейного положения - вообще какой - либо человеку, а формирование творческой компетенций - это не изменение содержания, а изменение технологий обучения.