Реализация цели: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, происходит на уроках литературного чтения в начальных классах. В презентации вы найдете примеры методических приемов работы с текстом.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетентности через виды работ с текстом на уроках в начальной школе»
" Виды работ с текстом
в
начальной школе"
Читать – это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Курс литературного чтения
Уроки литературного чтения играют ключевую роль в формировании читательской компетентности
Цель:
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности
Задачи:
- развивать универсальные учебные действия - способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- формировать предметные универсальные учебные действия
Читательская компетентность определяется:
- владением техникой чтения
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения
- умением работать с текстами
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать
- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
Применение знаний при работе с текстом
- Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка
Виды работы с текстом:
- чтение всего текста
- чтение, деление на смысловые части. Составление плана
- чтение по готовому плану
- чтение, после чтения пересказывание
- чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома
- восстановление деформированного текста
- инсценирование текста или отрывка
- выборочное чтение
- чтение в лицах
Виды работы с текстом:
- «жужжащее чтение»
- чтение цепочкой по предложению
- чтение абзацами
- чтение с пометками
- чтение с остановками
- чтение по группам
- поисковое чтение
- комбинированное чтение
- «живая картинка»
- чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку
Виды работы с текстом:
- чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос
- нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста
- нахождение и чтение образных слов и описаний
- нахождение и чтение слов с логическим ударением
- вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн
- кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило
- нахождение самого длинного слова в тексте
Приемы активного чтения
Прием «Чтение с пометками»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Приёмы активного чтения
«Тонкие и толстые вопросы»
Приёмы активного чтения
Приём «Чтение с остановками»
Приём «Ассоциация»
Приём «Ключевые слова»
Приём «Да – нетка», или Универсальная игра для всех
Приём «Перепутанные логические цепочки»
Приём «Цветопись»
Приём «Учебный мозговой штурм»
Приём «Знаю – хочу узнать – узнал»
Приемы игровых технологий
• 1 . «Мим-театр»
• 2 . «Крестики-нолики»
3. «Древо мудрости»
Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.