СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья актуальна, так как приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС

В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Специфика чтения-общения как вида речевой деятельности.

Чтение как один из видов речевой деятельности человека является общением книги с читателем. Книга через текст беседует с ним, передавая заключенную в ней информацию. Читатель и книга – собеседники. Специфика чтения-общения в способности читателя увидеть в книге своего будущего собеседника, по его «внешнему виду» предугадать, о чем и как он будет с тобой говорить, и поэтому озвучить его речь – для тебя чужую, озвучить так, как сделал бы это он» [14; 7]. Значит, обучая детей чтению как озвучиванию чужой речи, учителю необходимо научить и чтению-общению с книгой, формировать у учащихся тип правильной самостоятельной читательской деятельности.

В начале 70 гг. 20 в. исследовательская работа, проведения коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской, обогатила методическую науку теорией читательской деятельности. Было доказано, что общение с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить, поэтапно формируя читательские умения и читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность осуществляется без непосредственной помощи любого другого читателя. Самостоятельный читатель а) знает, какие книги-собеседники существуют на свете и в его близком окружении (семье, библиотеке), как узнать нужную ему книгу среди других; б) умеет правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитать текст, воспринять его содержание и смысл; в) в ком развита потребность систематически обращаться к книгам.

Несамостоятельным читателем является тот, кому необходима помощь при выборе книги, озвучивании и освоении ее содержания. Младший школьник как читатель нуждается в помощи учителя – квалифицированного читателя, понимающего свои задачи. Они (задачи) состоят в том, чтобы: 1) развивать у детей мотив обращения к книгам и 2) формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом. Системно и целенаправленно выполняя эти задачи, можно воспитать в детях особое свойство личности – читательскую самостоятельность.

Читательская самостоятельность предполагает овладение учеником правильным типом читательской деятельности, т.е. способностью думать над книгой: видеть в ней собеседника, отличать книги друг от друга; осознанно делать свой выбор; учиться правильно, бегло, сознательно и выразительно прочитывать ее; осознавать, запоминать текст, понимать и представлять прочитанное; воссоздавать и переживать; оценивать как текст, так и себя в роли читателя. По мнению Н.Н. Светловской, тип правильной читательской деятельности представляет собой «трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения и после чтения». Формированию способа чтения-общения служит метод чтения-рассматривания книги, книг. «Его основой является изначальная аксиома деятельности любого квалифицированного читателя: книгу читают и смотрят, непременно смотрят до того, как приступят к чтению, чтобы не ошибиться в выборе и настроиться на предстоящее чтение, смотрят в процесс чтения, чтобы … выделить главное … не пройти мимо нового, непонятного, неизвестного, наконец, смотрят, а точнее – пересматривают, после прочтения, чтобы уточнить и перепроверить объективность, правильность общей оценки прочитанного… В этих трех ступенях познания заложена единично верная логика деятельности читателя при самостоятельном чтении книг».


Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного  читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Читательская компетентность определяется

  • владением техникой чтения;

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.

Формирование читательской компетентности у детей младших классов является одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности, включающей в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения. Какие же дидактические средства может использовать учитель для формирования читательских компетенций.

Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и поселковой библиотек.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Виды работы над текстом на уроках литературного чтения

Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения. Перед чтением рекомендуется задавать вопросы по тексту, чтобы нацелить учащихся на осознанное чтение.

  1. Первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником.

  2. Первичное чтение учителем и повторное всеми учащимися.

  3. Первичное чтение по вызову и повторное всеми учениками “про себя”.

  4. Самостоятельное чтение с конкретным заданием.

  5. Чтение, деление на части. Составление плана.

  6. Чтение по готовому плану.

  7. Чтение, после чтения – пересказ.

  8. Чтение учеником нового текста, заранее приготовленного дома.

  9. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения и слова, которые можно опустить) Подготовка к сжатому пересказу.

  10. Чтение цепочкой по предложению.

  11. Чтение цепочкой по абзацу.

  12. Чтение вполголоса. Жужжащее чтение.

  13. 13. Чтение за диктором. Ученик или учитель читает громко, а остальные вполголоса, стараясь успеть вместе с диктором.

  14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

  15. Чтение, ответы на вопросы.

  16. Нахождение в тексте отрывка к рисунку.

  17. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

  18. Нахождение по данному началу или концу предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

  19. Чтение до указанного слова или до указанной информации.

  20. Чтение “выше нормы” (в основном это домашнее задание, когда ученик хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например, норма чтения незнакомого текста 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту.)

  21. Чтение отрывка, к которому надо подобрать пословицу.Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

  22. Нахождение предложения или отрывка, отражающую главную мысль.

  23. Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел (для сказки).

  24. Чтение и нахождение предложений, которые стали поговорками (для басен).

  25. Чтение, составление сценария к диафильму.

  26. Чтение, подборка звукового оформления “фильма”.

  27. Беседа с сопровождением выборочного текста.

  28. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.

  29. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

  30. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

  31. Установление путем чтения причинно-следственных связей.

  32. Чтение названия рассказа (Как еще можно назвать?)

  33. Чтение по ролям.

  34. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

  35. Чтение, пересказ прочитанного с помощью мимики, жестов.

  36. “Живая картинка” - один ученик читает, другой реагирует мимикой лица на услышанное.

  37. Нахождение предложения (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

  38. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.

  39. Нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаком, запятой, многоточием, тире и т.д.

  40. Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из предыдущих победителей)

  41. Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  42. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  43. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются тихо, медленно, громко, быстро.

  44. Чтение стихотворения, расстановка пауз, логических ударений.

  45. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

  46. Выразительное чтение отрывка по собственному выбору.

  47. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нём.

  48. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме __________чн_________,_______жи______ и т.д.

  49. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем правило.

  50. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

  51. Нахождение двух-, трех-, четрырехсложных слов.

  52. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: А) существительное + прилагательное, б) существительное + глагол, в) местоимение + глагол

  53. Чтение, пометка непонятных слов.

  54. Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой на их слоги ( мор-ков-ка)

  55. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

  56. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске)

  57. Чтение слов, к которым даны сноски.

  58. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинений.

  59. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например, к теме “Осень, Зима” и т.д.

  60. Комбинированное чтение (учитель – учащиеся хором)

  61. Тетради по чтению для творческих заданий.

  62. Индивидуальные тексты для чтения на карточках соответствующих теме урока.

  63. Творческие задания на карточках.

Для слабых учеников:

  • Чтение с проговариванием слогов.

  • Шепотом.

  • Выделять посильные для себя части текста.

  • Хоровое чтение.

  • Групповое чтение.

  • Выборочное чтение.

  • Комментированное чтение.

Для регуляции темпа чтения:

  • Отстукивание темпа.

  • Скандирующее чтение.

Виды работы над выразительностью чтения:

  1. Какие звуки помогают представить, о чём говорится?

  2. Как автор передаёт в стихах различные звуки природы?

  3. Прочитайте стихотворение с разной интонацией: весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.

  4. Прочтите стихотворение так, как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака, медведь, ёж, лиса, конь, белка, корова, поросёнок и т.д. Изменится ли ваше восприятие этого стихотворения?

  5. Прочитайте стихотворение так, словно вы: поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д. Какое чтение подходит лучше всего? Почему?

  6. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл стихотворения?

  7. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.

  8. Читайте стихотворение, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.

  9. Читаем стихотворение с посылом воздуха в определённую точку.

  10. Что хотел выразить автор? Зачем он написал это стихотворение? Какое у него было настроение? Почему вы так решили? Найдите слова-подтверждения.

  11. Понаблюдайте, как внутри стихотворения “играет” слово, как при помощи звукописи поэт передаёт образы, создаёт ощущения

  12. Распределите роли и проинсценируйте это стихотворение.

В своей работе на уроках литературного чтения часто использую следующие приемы ТРКМ

Приемы активного чтения:

  • Прием “Чтение с пометами”

  • Прием “Толстые и тонкие вопросы”

  • Прием “Чтение с остановками”

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием “Ассоциация”

  • Прием “Ключевые слова”

  • Прием “Да – нетка”, или Универсальная игра для всех.

Приемы графической организации учебного материала:

  • Прием “Составление кластера”

  • Прием “Перепутанные логические цепочки”

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Прием “Синквэйн” и “Диаманта”

  • Прием “Цветопись”

  • Прием “ Пятиминутное эссе”

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

  • Метод “Шесть шляп критического мышления

  • Прием “Учебный мозговой штурм”

  • Прием “Письмо по кругу”

Маркировочные таблицы:

  • Прием “Знаю – хочу узнать – узнал”

  • Прием “Чтение с пометками и таблица INSERT”

Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. На мой взгляд, только творчески подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.


Библиографический список

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: “Альянс “Дельта”, 2003. – 284 с.

  2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: “Альянс “Дельта”, 2003. – 192 с.

  3. Журова Л. Е. “Беседы с учителем. Методика обучения”. – М.: Вентана – Граф, 2002

  4. Ковалёва Г. Е. “Как дети читают и понимают текст” М., “Народное образование” 2006, № 5, 71-76.

  5. Лемяскина Н. А. “Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской”, “Материалы X межрегиональной научно-практической конференции.Ч.1”, под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

  6. Н.Н.Светловская. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.; Просвещение, 2011

  7. В.В.Горецкий, М.И.Оморокова. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.; Просвещение, 2011