ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ
В РАМКАХ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
В МБОУ «СОШ №11» НМР РТ.
О.П.Моряшова
учитель биологии
МБОУ «СОШ№11» НМР РТ
Экологическое мировоззрение – это система знаний о природной среде, которая включает в себя природу (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и техногенную среду (искусственные сооружения, здания, города и промышленные центры).
Экологическое мировоззрение должно способствовать правильному пониманию места и роли человека в окружающей среде, как части природы и поэтому заботящегося о ней, как о среде своего обитания.
Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).
Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей.
Российским школам и образовательным учреждениям в устойчивом развитии отводится роль содействия воспитанию учащихся как экологически и социально ответственных и обладающих необходимыми навыками граждан, которые способны учитывать аспекты устойчивого развития в своей работе и повседневной жизни. Российские общеобразовательные учреждения призваны просвещать учащихся по вопросам окружающей среды и устойчивого развития, воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, обеспечить создание целостной системы экологического менеджмента школ, стимулировать учащихся активно участвовать в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия школы.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область «Окружающий мир (обществознание и естествознание») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В основной школе в предметной области «Естественнонаучные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития.
Я - преподаватель биологии, поэтому выстроила свою работу в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся. Основной объем знаний по экологии дети получают во время изучения определенных разделов биологии, если их увлекла данная тема, то дальнейшее развитие она получает во время внеурочной деятельности. В данной статье я хочу поделиться наиболее удачными, на мой взгляд, моментами работе.
Целью является знакомство с видовым разнообразием растительного и животного мира республики Татарстан, их взаимоотношениями между собой и средой обитания, формирование целостного представления о природе, подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения. Вместе с детьми начального блока и среднего звена, их классными руководителями и учителями по технологии и искусству, мы ставим театрализованные представления, создаем рисунки, фотографии и поделки из вторичного материала.
У нас в каждой рекреации школы есть своя зеленая галерея, за которой ухаживают (поливают, пересаживают, обрывают старые листья сами дети), все это в совокупности дарит детям много положительных эмоций и развивает в них чувство ответственности. Осенью и весной мы высаживаем новые саженцы деревьев, облагораживаем территорию школы, убирая мусор, опавшие листья, сухую траву, сажая и ухаживая за цветами на клумбах и растениями на УОУ.
Для учеников старших классов уже характерно понимание ценности природы для общества и человека, роли человеческого фактора в изменении природных комплексов, но и многие ребята более младшего возраста осознают значимость экологических знаний, понимают важность решения экологических проблем и необходимость личного участия в деле сохранения природы, этим обеспечивается их широкое участие в практической экологической деятельности: экологических проектах, субботниках, школьном экопатруле, сооружении и размещении скворечников и камушек на территории школы и микрорайона, сотрудничестве с «ДЭБЦ» г. Нижнекамска и многом другом. Каждый год ребята нашей школы принимают активное участие в научно-практических конференциях и заочных конкурсах разного уровня с работами на экологические темы. Все это способствует формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, позволяет оживить экологическую работу среди учащихся, раскрыть творческие способности детей, привлекает их к поиску оптимальных решений актуальных проблем.
Применение данных видов мероприятий в учебном процессе повышает эффективность образовательной деятельности. В процессе изучения биологии, учащиеся каждый год рассматривают разделы в учебнике, посвященные экологии, так в пятом классе - это экологические факторы и их влияние на организм, в шестом – природные сообщества растений и влияние на них человека, а так же охрана растений, в седьмом – животный мир и хозяйственная деятельность человека, в восьмом классе, при изучении каждой системы органов, рассматривается так же и влияние на них окружающей среды, экологии посвящено много тем в программах девятого, десятого и одиннадцатого классов.
На уроках, посвященных изучению экологии, учащиеся осваивают азы знаний, у них появляется интерес к более глубокому изучению определенных проблем. В результате учащимися были написаны следующие работы, получившие призовые места на научно-исследовательских конференциях разного уровня: «Анализ состояния почвы дачного участка», «Механизмы токсического действия солей тяжелых металлов на культурные растения», «Влияние почвы на рост и развитие растений», «Влияние почвы на рост и развитие сельскохозяйственных растений, выращиваемых в домашних условиях», «Изучения звуковых влияний на рост и развитие растений», «Рыбный «инкубатор» в природе РТ Нижнекамского района. Какая рыба нерестится в исследуемом водоёме. Какой процент составляют местные виды», «Как люди могут помочь голубям». Часть работ была написана учащимися начальной школы, а затем продолжена и развита ими в среднем звене.
В нашей школе в течение многих лет работает экологический кружок. Созданный на базе школы, в этом году он начал активное сотрудничество с «ДЭБЦ» г. Нижнекамска в рамках объединения «Друзья природы». Это творческий коллектив педагогов и школьников, сочетающий в своей работе учебную, опытно-экспериментальную и практическую деятельность. Основная цель работы - это получение знаний, для улучшения качества жизни, и развитие умений разумного поведения в окружающей среде.
На занятиях учащиеся занимаются изучением воды, воздуха, почвы родного города, на пришкольной территории. Информация, собранная для проектов, имеет социальную значимость, акции, проводимые учащимися с привлечением волонтёров, имеют практическую направленность. А экскурсии на природу помогают почувствовать ее красоту и значимость, увидеть процессы происходящие в ней. У членов объединения есть экологические дневники, ребята проводят социологические опросы, выпускают агитационные листки, делятся опытом работы на научно-практических конференциях исследовательских и проектных работ учащихся различного уровня.
Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что в школе накопилась определенная система экологического воспитания. Положительный опыт совместной деятельности педагогов и учащихся школы, сложилась система дополнительного образования не только на базе школы, но и в сотрудничестве с «ДЭБЦ» г. Нижнекамска.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Список литературы:
1. Материалы XVI Международной конференции “Экологическое образование в интересах устойчивого развития”. – Санкт-Петербург, 2010. – 374 с.
2. Федорова Т.Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? «ВНИИ Агроэкоинформ», Агрохимия, № 2 2011, 27 стр.
3. Казаренкова Т.Б. Социально-экологические проблемы высшего образования // Эколог. культура и образование: опыт России и Беларуси. Москва, 2000. С. 235.
4. Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» (Электронный ресурс) http://www.referent.ru/1/78524.
5. Федеральный закон «Об образовании» (30 июня 1992 г.) от 10.07.1992 №3266-1. (Электронный ресурс) http://www.consultant.ru/popular/edu/.
7. Экологическая доктрина России // Использование и охрана природных ресурсов, 2001, № 6. С. 101-108.
8. Образование в интересах устойчивого развития : информационно-О23 аналитический обзор / Т. Н. Ковалева [и рд.]. – Минск : МГЭУ им А. Д. Сахарова, 2007. – 103 с.
9. Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации, (Электронный ресурс)
http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/esd/Implementation/NAP/RussianFederationNS.r.pdf