Литературный обзор
История темы педагогического опыта в педагогике в данном образовательном учреждении.
Экология — биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем над организменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.
Экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей. Среди последних важным является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, он не различает границу между «человеческим» и «не человеческим», у него преобладает познавательный тип отношения (какой бывает объект на вкус, ощупь) сравнительно с эмоциональным, чувственным и практически-действенным. А это как нельзя лучше формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.
На мой взгляд, экологию можно совместить с прикладным творчеством ребят. Оно позволяет выразить ребенку в своих работах с природным материалом свое впечатление на окружающий мир.
История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
С 2013 года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Дом детского творчества г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район в объединении «Аленький цветочек». В процессе моей работы возникла целая система развития воображения детей создания приближенных к естественной природе поделок. Не секрет, что многие наши воспитанники, сегодня отлично знают кто такие мамонты, динозавры, знают где живут слоны и жирафы, но не могут отличить колосок пшеницы от ячменя, не знают того природного мира, который составляет их «малую родину».
Одной из многочисленных задач дополнительного образования является сохранение, возрождение и развитие детского прикладного творчества, естественно-научного направления, пропаганда ценностей традиций, нравственно-патриотическому воспитанию детей.
В Доме детского творчества дети осваивают различные виды программ. Программа «Аленький цветочек», которую я преподаю возвращают нас к нашим истокам, к окружающей среде с которой мы сталкиваемся каждый день и час.
Сохранить преемственность обучения детей этому предмету, ведь окружающий нас мир, интереснее, ярче, насыщенней.
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Экологическая культура – экологическое сознание и экологическое поведение, включающее способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
Экологическое воспитание – целенаправленный, организованный процесс, направленный на познание окружающего мира, установление взаимосвязи между живой и неживой природой и выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой.
Экология – наука об общих закономерностях взаимодействия организмов и их сообществ с окружающей средой, природой и обществом. Специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.
Анкетирование – метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение. Способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.
Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.
Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.
Непосредственно образовательная деятельность в дополнительном образовании – специально организованная форма обучения. Может быть групповым и индивидуальным..
Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.
Игровая деятельность – ведущая деятельность воспитанника, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.
Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.
Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.
Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.
Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.
Календарный план – вид плана, который составляется на длительный период (год).
Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.
Работая с детьми в объединении «Аленький цветочек», я наблюдаю развитие силы.
- Нравственный облик (терпение, милосердие)
- Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)
-Нравственное поведение (готовность служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли)
В объединении первого года обучения сложились базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимания. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствуют итоговой системе знаний и умений воспитанников по базовой программе «Аленький цветочек». В группах второго года обучения в силу своих возрастных особенностей и полученных знаний, учащиеся более расположены к самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность. Их работы включают познание мира и овладение профессиональными навыками. Моей задачей остается помочь предотвратить их планы и мечты, вывести на дорогу поиска и наиболее полно раскрыть свои способности.
Педагогический опыт.
3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представленном педагогическом опыте.
Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приемы:
Словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, экологических загадок, сказок.
Наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты, эксперименты.
Практические: ориентированы на активную позицию ребенка и формирование оперативной стратегии деятельности.
Игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают, объединяются в группы:
Игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей, самостоятельные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные игры экспериментирования).
Игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические, подвижные, досуговые).
Игры народные.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Исследования Комаровой И.А. показали, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации.
Первый тип использование игрушек, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом. Присутствие игрушек уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе получения в процессе наблюдения конкретных знаний. Они эффективны, когда с животными невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки таких животных исключена. Или наоборот, они мало обращают внимания наигрушечного котенка, если на занятии присутствует живой котенок, которого можно погладить, взять за лапку.
Второй тип игровых обучающих ситуаций – это различные варианты игры в путешествие («Поход в лес»), экскурсия по прилегающей территории и экологические проекты, которые включают в себя практическую деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты, а так же театрализованные игры с участием детей. В каждом конкретном случае дети посещают новые места, знакомятся с явлениями и объектами.
Правила для таких игр являются фактором развивающего воздействия на ребенка. Правила побуждают быть активным: быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам, сосредотачивать свое внимание на игровой задаче. В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдения, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков: сравнивать, анализировать, классифицировать.
Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами).
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики.
Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Актуальность педагогического опыта.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по новому, решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического воспитания экологической культуры личности. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек – не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же, только часть природы. Необходимо помочь осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.
Контакт с естественной окружающей средой начинается с раннего возраста. Именно тогда закладывается начало экологической культуры личности, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представление о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознание и культура.
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дополнительный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях, как проблему воспитания и как проблему развития экологического сознания у взрослых воспитывающих ребят. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено усугублением экологических проблем планеты. Кризисное состояние биосферы – это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природоиспользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы, если в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки, если мысли и чувства взрослых будут искренне устремлены на сохранение природы, а поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в семье.
Используя экологическое направление в воспитании воспитанников, ожидается:
Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
Осознание себя, как части природы.
Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
Бережного отношения к своему здоровью.
Форма подведения итогов:
Итоговые комплексные занятия;
Разработка, внедрение экологических проектов.
Научность в представляемом педагогическом опыте.
В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Сейчас наши дети лучше знают природу и животных других стран: Америки, Африки, Австралии. Поэтому, смотря на детей наших и слушая их рассказы о природе и животных других стран, возникло желание охранять нашу природу, воспитывать у детей желание больше узнать о ней. И начинать нужно с самых маленьких, усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.
Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.
На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природоиспользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природоиспользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.
Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:
Не навреди;
Познавая, не разрушай;
Не бери у природы больше, чем необходимо;
Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что ты хочешь сделать? Зачем тебе это нужно? Кто (что) при этом приобретет, а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях
Содержание экологического воспитания усваивается воспитанниками в различных видах деятельности. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: традиционные учебные занятия, экологические игры, сказки, экологическая тропа, опыты, практикумы.
Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в учреждении дополнительного образования.
Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение воспитанников, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).
3.4.Результативность педагогического опыта.
Позитивная динамика успеваемости и качества знаний за время применения технологии (успеваемость 100%, качество знаний по преподаваемой программе (за три года) увеличилось на 5% и составило 90%).
Мониторинг обученности учащихся за последние три года показал: 2013 год (85%), 2014 год ( 88%), 2015 год что 90% на котором прослеживается положительная динамика роста знаний детей. Анализ результатов диагностики показал, что по сравнению с 2013 годом ( 85%), в 2015 год что 90%. У воспитанников сформирован целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработаны навыки грамотного безопасного поведения в природе и быту.
Увеличение количества воспитанников, принимавших участия в конкурсах различного уровня:
Результаты Всероссийских конкурсов:
- Шеховцов Роман – победитель во Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Украшаем елку» №D0507 – 0356569
Результаты Региональных конкурсов:
- Смотрова Виолатта – II место в зональном фестивале – конкурсе «Кубанские россписи», в номинации «Декупаж».
- Стоянова Виктория – за победу в региональном творческом конкурсе «Туризм – дорога к здоровью», в рамках конкурса изобразительного искусства «Великая культура, великой России», в номинации «Пейзаж любимой Родины»,
Результаты муниципальных конкурсов:
- Диченко Дина – призер муниципального этапа краевого конкурса изобразительного и декоративно – прикладного творчества учащихся образовательных учреждений Краснодарского края «Пасха в кубанской семье» (Приказ от 31 марта 2015г. № 149 подписанный Валерием Александровичем Шевелевым, начальником управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район)
- Яценко Анна – победитель муниципального этапа краевого смотра- конкурса «Зеркало природы» (Приказ от 28.04.2015 г. № 197 подписанный Валерием Александровичем Шевелевым, начальником управления образования администрации муниципального образования Новокубанский район)
3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому детство можно считать началом формирования экологического мышления личности.
Формирование элементарных знаний, здорового образа жизни, мышления поведения – цели экологического развития воспитанников.
Инновационная направленность моего педагогического опыта заключается в оптимальной интеграции методик развивающего обучения со здоровьесберегающими и информационными технологиями. Обеспеченность практическим материалом (аудио, мультимедиа) позволяет целенаправленно заниматься комплексным творческим и общим развитием ребенка.
Представленный опыт дает детям возможность шире взглянуть на мир, увидеть красоту, расширить их кругозор, приобщить семьи сохранить экологию.
При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих занятиях использую следующие компьютерные программы:
Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, с помощью этой программы созданные презентации оживляют занятие и делают его более доступным.
Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает усовершенствование и комбинацию элементов известных педагогических методик.
3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.
Бесспорно, базой для экологического воспитания становится учреждение дополнительного образования детей. Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги нашего учреждения.
В объединении проводится большая работа по экологическому воспитанию воспитанников. Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для роста и развития, наблюдения труда в природе. Дети вместе с педагогом поливают цветы, заботятся о них, каждое утро разговаривают с цветами:- Как ты, цветок, спал? За нами не скучал? Мы тебя любим, заботимся о тебе.
В нашем учреждении создана «Экологическая тропа», по которой проводятся экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, проводится анализ, собирается материал: камешки, веточки, шишки.
На практических занятиях дети знакомятся с изменениями в природе по сезонам, проводятся игры с природным материалом (песок, глина, вода, листья, плоды). Именно на практических занятиях дети знакомятся с лечебными растениями, с сохранностью почвы, воды, и др. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови», «Загадки о животных».
Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
Проведение родительских собраний экологической направленности;
Участие родителей в совместной игровой деятельности, общении с природой;
Выезды с детьми на природу;
Участие родителей в спортивных праздниках экологической направленности;
Совместное озеленение территории учреждения;
Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных воспитанниками.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Такая работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Осознание себя, как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и другим живым организмам, содействует физическому развитию.
Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которые входит: побуждение интереса к природе, растениям, животным, к самому себе, освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных, приобщение ребенка к труду по созданию представлений о природе, как о величайшей ценности, понимании ее неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за все живое. Необходимо вовремя научить ребенка любить уголок родной земли и всю природу, как один большой дом.
Без этого ребенок никогда не станет человеком. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности. «Природа» - является средством осуществления следующего: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы усвоения определенного круга знаний и овладение практическими умениями.
Я не только сообщаю детям сухие факты о природе («это дерево называется сосна»), но и рассказываю им о том, что чувствую стоя рядом с этой сосной. Признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.
…Я уверена, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.
Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа ребенка зазвучит в унисон с природой.
• Сосредоточьте внимание ребенка!
С самого начала задается верный тон вашему путешествию в природу. Занимается внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому необходимо показать им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывать в них наблюдательность. Дети должны почувствовать, что их открытия интересны и вам.
• Познание природы должно быть пронизано радостью!
Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если педагогу удается поддерживать атмосферу радости. Необходимо помнить, что энтузиазм педагога заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что педагог имеет.
Выводы.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает ребят морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.