СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической компетенции учащихся на основе экологической тропы города Снежинска

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

: В данных тезисах работы,рассматривается  создание условий формирования экологической компетенции на основе экологической тропы г. Снежинска.

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической компетенции учащихся на основе экологической тропы города Снежинска»

Формирование экологической компетенции учащихся на основе экологической тропы города Снежинска


Бакурова Анастасия Алексеевна 8(35146)23807; L.I. Emelyanova @ mail.ru


Средняя общеобразовательная школа N135 имени академика Б.В.Литвинова

Россия, 456770, г.Снежинск Челябинской области, ул.Нечая, 5


Более 60% населения нашей страны живет в городах. и биоразнообразие таких городских ландшафтов очень низкое. В условиях урбанизации встаёт проблема доступа к естественному растительному сообществу и как результат недостаточная осведомлённость школьников об окружающей их среде. Из-за разрыва между человеком и естественной окружающей природой, нарушается процесс популяризации экологических знаний. Проблемы:

  1. отсутствие возможностей для изучения окружающей среды;

  2. нарушается цепочка «природа – исследователь - массы», которая приводит к тому, что среди учащихся не формируется бережное отношение к природе и её изучение не вызывает интерес среди большинства молодёжи.

Специфика экологического образования базовых оснований компетентностного подхода в экологическом образовании - «учиться знать» – познавать природу (формирование экологических знаний и умений); - «учиться делать» – создание собственных творческих продуктов, реализация учебных экологических проектов. Для формирования ключевых компетенций у учащихся МОУ мы использовали проект «Создание экологической тропы в г. Снежинске», созданный в 2001 году и собственные материалы.» По данным исследований ученых, в памяти человека остается

25% услышанного материала,

33% увиденного,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения

Цель: Создание условий формирования экологической компетенции на основе экологической тропы г. Снежинска.

Задачи:

  • Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования, материалы проекта 2001 г.

  • Создать модели процесса формирования экологической компетенции.

  • Ознакомится с предложенным маршрутом тропы.

  • Описать биогеоценозы остановок тропы, используя новые данные и материалы проекта 2001 года

  • Организовать работу учащихся на основе материалов по экологической тропе по направлениям: проектное и исследовательское, творческое, познавательное

Мы предполагаем распределить заинтересованных учащихся по «специальностям» согласно их интересам: ботаники, гидрохимики, энтомологи, орнитологи, почвоведы геологи.

Маршрут тропы имеет общую протяженность 8 км, включает 11 остановочных пунктов, каждый из которых соответствует определенному ландшафту и выступает его своеобразным индикатором. От школы до урочища «Семь ключей» можно добраться на городском автобусе; время в пути 20 мин.

Учащимся на каждой точке можно предложить следующие творческие, проектные и исследовательские работы:

  • изучить истории объекта; геоморфологии объектов составить гидрологические характеристики объектов (родников, истоков реки М. Вязовка, болота, водоемов);

  • составить паспорт экосистем;

  • составить схемы"Взаимосвязь компонентов экосистемы", шкалу оценки заселения участка растениями и животными

  • дать экосистемный анализ каждой точки;

  • оценить экологическое состояние каждого объекта,

  • изучить и описать видовой состав деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов лишайников;

  • изучить и описать видовой состав животных встречающихся в данном районе;

  • изучить орнитофауну данной местности

  • определить горные породы и минералы, встречающиеся на данной точке

Для учащихся начальной школы :

дать описание остановок (эмоциональное, поэтическое);

придумать текст листовок « Правила поведения в природе»

Младшим школьникам можно предложить игры

«Планета камней». Микротропа «Мир под ногами». Экологическая ниша

«Похлопали – потопали». «Найди свое дерево».

Точка 1. Урочище «Семь ключей», характеризуется тем, что здесь имеются выходы семи родников, где берет начало речка Малая Вязовка, впадающая в речку Большая Вязовка, затем в озеро Силач. Смешанный лес в речной долине, переходящий в луговые открытые пространства, отличается высоким уровнем биологического разнообразия. Здесь растут разные виды деревьев, кустарников и травянистых растений, много грибов, мхов и лишайников. В этом районе встречаются млекопитающие, такие как обыкновенная полевка, полевая мышь, крот, остромордая и травяная лягушки.

Точка 2. Карьер строительного камня, представляет собой горную выработку. Работы на нем ведутся, по мере потребности в строительном «камне»,для дорожного строительства. Разработка и добыча ведется без применения буровзрывных работ. Основная горная порода – это серпентин (змеевик) и его разновидности («серпиус» по латыни означает змея). Встречается минерал -фарфоровидный полуопал белого цвета. В южной части, в 100 м от карьера находится апатитовая копь, где можно найти красивые образцы талька, асбеста, кальцита, бронзита. На данной стоянке есть небольшой водоем, который весной привлекает водоплавающих птиц(: большая поганка, или чомга , красношейная поганка , серая утка , кряква , камышница , лысуха)

Точка 3. Рекультивированный полигон твердых бытовых отходов, на этом участке так же велись работы по добыче строительного «камня». Затем на неиспользуемую часть карьера стали свозить твердые бытовые отходы. Наличие на этом месте полигона выдают небольшие (локальные) свалки, которые появляются ежегодно. Со временем полигон зарос разнотравьем, и сейчас достаточно трудно определить его границы.

Точка 4. Промышленные вырубки леса, лесопосадки, хрустальная копь «Моховая», В 1995 году были открыты жилы кристаллического кварца. Копь представляет собой небольшую траншею длиной 5-6 метров и глубиной до 1 метра. Наиболее интересные образцы кварцевых друз попадаются прямо под слоем дерна. Встречаются друзы, названные за причудливую форму – «ежиками», кристаллы кварца в виде «пучка» и сноповидных сростков. На глубине свыше 1 м попадаются отдельные глыбы кварца с мелкими щетками в нижней части, светлоокрашенные халцедоны. На данной точке проходила вырубка деревьев для строительных нужд, образовавшиеся безлесные пространства засаживались силами работников Лесхоза, которые должны были осуществлять в молодняках рубки ухода – прореживание, прочистки, осветление. На тропе мы видим, что рубки ухода не проводили, и молодняк очень густой.

Точка 5. Болото «Моховое», верховое болото, от минерального грунта оно отделено слоем торфа. Господствующей растительностью на болоте являются сфагновые мхи. Болота увлажняют воздух окружающих территорий, питают реки, являются местами произрастания клюквы, морошки, голубики Моховые болота бедны певчими птицами. Здесь гнездятся: тетеревиные, журавли, кулики, дневные и ночные хищные птицы: болотная сова, болотный (камышевый) лунь, большая выпь, малая выпь (волчок). История верховых болот прослеживается с пермского периода.

Точка 6. Гранатовая горка, копь «Гранатовая горка» была открыта в 1998 году. Встречаются отдельные кристаллы гранатов и образцы глинистых и кристаллических сланцев с включениями граната. Средние размеры кристаллов 2-3 см, но встречаются буро-красные гранаты, от 5 до 10 см..

Точка 7.Скальные останцы «Старый замок» В 1999г. прошел сильный ураганный ветер, и много огромных вековых сосен было повалено. Сотрудники лесхоза быстро очистили территорию от поваленных деревьев; но вывороченные корни, как немые свидетели тех событий, остались лежать. Под корнями деревьев отчетливо видны гранитные породы, местами встречается письменный гранит. Вдоль по тропе попадаются огромные валуны молочно-белого кварцита. В июне 1999 г на тропе была вскрыта жила размером 2 на 1,5 метра, в которой находились кристаллы черного турмалина (шерла). Пройдя дальше по сосновому лесу, неожиданно перед взором появляются «скалы-великаны», они очень напоминают старый разрушенный замок, поэтому было придумано поэтическое название данной стоянки «Старый замок».

Точка 8. «Лесная зона», наиболее обильный материал для проведения экскурсии в лес представляют птицы. Следы жизнедеятельности птиц составляют основной материал экскурсии. Пернатое население представлено хищными птицами, голубями, кукушками, козодоями, удодами, дятлами и наиболее многочисленной и разнообразной группой воробьинообразных птиц. Млекопитающие представлены меньшим числом видов (насекомоядные ежи, кроты и землеройки, белки). Встречаются пресмыкающиеся: из ящериц –прыткая, живородящая и ужи, гадюки. Среди земноводных -тритоны, жабы. остромордые лягушки. . Встречаются споровые (папоротники, хвощи, плауны),семенные растения, лишайники.

Точка 9. Синарское корундовое месторождение, у озера Синара было открыто в 1932 г. .. Корундовые породы крупнозернисты и состоят из корунда, биотита и роговой обманки. В 1,5 км восточнее месторождения, находилась знаменитая копь «Корундовая горка». Здесь были найдены лучшие образцы кристаллов корунда, многие из них хранятся в лучших геологических музеях страны.

Точка 10. «Копь Дьяконова» агат-переливт, месторождение шайтанского переливта – уральского вида агата. Шайтан – в переводе с башкирского означает черт, бес.. Агат-переливт залегает в породах, богатых кремнеземом. Минералогическая копь агата-переливта получила имя «копь Дьяконова», в честь первооткрывателя. Копь планируется внести в реестр геологических объектов территории ЗАТО г. Снежинска и сделать объектом изучения и охраны.

Точка 11. Центральный парк города. Существует с момента образования города, смешанный лес, с преобладанием мелколиственных пород деревьев, таких как береза, ольха. Большое количество воробьинообразных птиц, таких как чечевица, синицы, дрозды, голуби, сороки, вороны и др. Без особого труда можно обнаружить гнезда соловьев, зябликов, дроздов, синицы-ремеза. . Среди млекопитающих - белка обыкновенная, малая лесная мышь, обыкновенная полевка ,еж.

На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:

2 Разработана уникальная просветительская и научно-исследовательская школьная экологическая тропа на территории г. Снежинска.

3 Проект «Экологическая тропа» дает возможность ученику школы выбрать работу по одному из направлений деятельности: 1) экскурсионной, 2) научно-исследовательской, 3) проектной.