Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности учащихся 5-9 классов»
Формирование финансовой грамотности учащихся 5-9 классов.
Воронина Галина Петровна
учитель математики I к.к.
МБОУ «СОШ№24» г. Абакан
Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег. Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности.
Финансовая грамотность (как сформированные в результате обучения способности к активному использованию полученных знаний) включает три взаимосвязанных элемента:
- 1) установки,
- 2) знания,
- 3) навыки.
Правильные установки – это базис финансовой грамотности. Речь идет, о формировании культуры финансового поведения, которая начинается с планирования семейного бюджета, причем на длительную перспективу. В ладение минимальным финансовым словарем, включая понятия риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между наличными и безналичными платежами
Необходимые навыки – умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, умение подавать претензию или жалобу в том случае, если права нарушены, искать и находить информацию о финансовом рынке.
5 класс
В курсе математики 5 класса
- используются формулы стоимости товара, решаются простые задачи на проценты и банковские проценты,
- начисление зарплаты и премии,
- повышение и понижение цен на товары,
- оптимальный набор товаров и услуг,
- расчет налогов и семейного бюджета.
Рассчет зарплаты, налогов, премий, простые банковские проценты.
Задачи на стоимость
- № 3. Два магазина торгуют одним и тем же товаром. В первом цены на 10% ниже, а количество проданного за день товара на 10% больше, чем во втором. В каком из магазинов выручка больше?
Математика 6 класс
В курсе математики 6 класса
при изучении пропорций решаются задачи
- на снижение и увеличение цены, зарплаты и налогов;
- деление в данном отношении
- позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.
Изменение процентной базы:
- № 4. В течении года цена проезда на общественном транспорте повышалась дважды: сначала на 20%, а затем на 25%. На сколько выросла цена проезда за год?
- № 5. 1)Цена товара составляла 12000рублей. Через месяц товар подорожал на 5%. А ещё через месяц его цену снизили на 10%.Какой стала цена товара через два месяца?
- 2) Цена товара составляла 12000рублей. Через месяц цена снизилась на 5%, а через месяц после этого – ещё на 10%. Какой стала цена товара через два месяца?
Бюджет семьи
Алгебра. 7 класс
В курсе алгебры 7 класса решаются задачи
- на проценты с постоянной и переменной
процентной базой.
- Вводится функция стоимости проезда и
товаров, функции спроса и предложения .
- Изучаются понятия рыночного равновесия
и равновесной цены , а также понятие торгового дефицита .
- Рассчитываются оптимальные затраты на покупки и услуги .
Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой
- В пункте «Математическая модель текстовой задачи» рассматриваются банковские депозиты и кредиты. В связи с введением понятий депозита и кредита необходимо пояснить школьникам, что, принимая депозит , банки пользуются деньгами вкладчика и получают при этом прибыль, часть которой выделяют вкладчику в виде процентов по вкладу .
- Обратная ситуация с кредитами . Здесь уже банк выдает деньги заемщику, отказываясь от получения на них прибыли. Эту неполученную прибыль и компенсируют банку заемщик процентами по кредиту .
- № 1. Сделаны вклады на год в два банка; в одном под 14% годовых, но с потерей процентов в случае досрочного закрытия, а в другой под11% годовых, но с сохранением процентов в случае досрочного закрытия. Через год из обоих банков были получены одинаковые суммы денег. Сколько денег было положено в первый банк и во второй, если сумма была равна 900000рублей?
- № 2. Микро кредитная организация «Всё и сразу» предлагает кредит на месяц с условием возврата на 10% большей суммы, чем была выдана. При этом за каждый день задержки начисляется пеня , в 2% от выданной суммы. Евгений Иванович взял на этих условиях в кредит некоторую сумму денег для покупки смартфона. Из-за задержки зарплаты просрочил выплату кредита на 30 дней. Отдать ему пришлось 34000рублей. Какую сумму взял в кредит Евгений Иванович? Сколько денег сэкономил бы Евгений Иванович, отложив покупку на два месяца?
Алгебра. 8 класс
В курсе алгебры 8 класса ситуации с изменением процента наценки, процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом приводят к квадратным уравнениям.
- № 1. Два бизнесмена купили акции одного достоинства на 3640000рублей. Когда цена на эти акции возросла, первый бизнесмен продал 75% своих акций, а второй - 80%. При этом сумма от продажи акций, полученная вторым бизнесменом, на 140% превысила сумму, полученную первым. На какую сумму купил акций каждый бизнесмен?
- № 2. Банковский вклад, не тронутый в течение года, в конце этого года увеличился на10%. На сколько процентов увеличился вклад, не тронутый в течение трёх лет?
Алгебра. 9 класс.
- В курсе алгебры 9 класса изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической прогрессии, позволяют вывести формулы депозита и кредита. Покупка и продажа акций. Оптимальное распределение работы между предприятиями.
Оптимальное распределение работы
Покупка и продажа акций
- Реализуя идеи федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, провожу работу по формированию финансовой грамотности учащихся в рамках внеурочной деятельности.
- На первых этапах надо начинать формировать умения планировать самостоятельно семейный бюджет.
- Учиться избегать рачительных трат.
- Знать, что такое «подушка безопасности» в финансах, и научиться её формировать.
- Предстоит задуматься о пенсии и других форс мажорных обстоятельствах.
Рассчет зарплаты, налогов, премий, простые банковские проценты. ЕГЭ базовый уровень
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в РФ составляет 13% от начисленной заработной платы. Сколько рублей получает работник после уплаты НДФЛ, если начисленная заработная плата составляет 20000рублей?
Или
- ЕГЭ по физике сдавали 25 выпускников школы, что составляет треть от общего количества выпускников. Сколько выпускников этой школы не сдавали экзамен по физике?
Задачи на стоимость ОГЭ
- Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляла 198 рублей.
- Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?
- Два магазина торгуют одним и тем же товаром. В первом цены на 10% ниже, а количество проданного за день товара на 10% больше, чем во втором. В каком из магазинов выручка больше?