Формирование функциональной грамотности на уроках истории через организацию состоятельной деятельности учащихся. В условиях модернизации образования роль истории, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». На мой взгляд, именно овладение навыками самостоятельной работы на уроке дает учащемуся возможность приобретать необходимые ключевые компетенции, выявлять и задействовать различные личностные характеристики, помогающие повысить качество приобретаемых знаний и умений. Только те знания и умения переходят в разряд компетентностей учащегося, важность которых понята, апробирована на практике и доведена до автоматизма. В связи с этим я считаю, что организация самостоятельной работы учащихся на уроке, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть социализации учащихся, воспитания у них ключевых компетентностей. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две, тесно связанные между, собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей Самостоятельная работа на моих уроках истории и обществознания представляет собой особый вид учебной деятельности - она осуществляется под моим руководством, но без моего непосредственного вмешательства; потому что именно такая работа наиболее отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. Самостоятельная работа в моём понимании - это, прежде всего, умение, необходимая мотивация и сильная воля. Это наличие творческих начал, присущих каждому ребёнку, это радость открытий. Примерный план конспект урока с примерами самостоятельных работ учащихся. История Казахстана 8 класс «ПРИСОЕДИНЕНИЕ МЛАДШЕГО ЖУЗА К РОССИИ» Цели урока: 1.Обеспечить освоение учащимися понятий о предпосылках и причинах присоединения Казахстана к России. Ознакомиться с ходом присоединения Казахстана к России. 2. Продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы, оценки исторических событий, анализа содержания учебного материала, обобщать, делать выводы. 3.Вызвать интерес учащихся к историческому прошлому нашего народа Тип урока: комбинированный Ресурсы: карты урока, карта «Казахстан в XVIII» Ход урока I.Организационно- психологический момент II. Проверка домашнего задания. 1.Хронологический диктант. 1710- курултай казахов в Каракумах. 1723-1727-годы - Великого бедствия 1718- битва на реке Аягуз 1726- Булантинское сражение 1730- Анракайская битва. 2.Фронтальный опрос. -Рассказать о причинах джунгарской агрессии - проанализировать, почему в организации отпора врагу решающую роль сыграли батыры, а не султаны. III. Изучение нового материала. Актуализация:- Обострение внешнеполитической ситуации вынудило хана Абулхаира обратиться за помощью к России. Какие обстоятельства подтолкнули его к этому решению? План изучения новой темы: 1.Хан Абулхаир. 2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв. 1.Хан Абулхаир. По данному вопросу учителю необходимо в первую очередь обратить внимание на мотивы, которыми руководствовался Абулхаир в принятии Российского подданства. Учащиеся вносят весь материал в первую колонку таблицы№1 «Процесс присоединения Младшего жуза к России». О ходе присоединения Младшего жуза к России рассказывает учитель, и одновременно делаются записи основных положений темы на доске и учащимися в тетрадях в центральной части таблицы. Перед объяснением материала дается задание: по ходу рассказа учителя выделить проблемы, которые возникали в ходе присоединения части казахских земель к России. Таблица №1 «Процесс присоединения Младшего жуза к России». Причины присоединения Основные события Обострение внешнеполитической ситуации; Россия — реальная сила; стремление Абулхаира оградить казахские земли от набегов калмыков и башкир; личные мотивы Абулхаира; экономические проблемы; военная помощь России в борьбе с джунгарами. Ход присоединения: 30-е годы ХVIII в. — неоднократные обращения казахов к сибирской администрации; май 1730 г. — переговоры Боши Тулеева с представителями императрицы; 7 июля 1730 г. — начало посольской миссии Младшего жуза в Россию; февраль 1731 г. — подписан указ императрицей Анной Иоанновной о принятии Младшего жуза в состав Российской империи; 30 апреля 1731 г.— начало посольской миссии А. Тевкелева в Казахское ханство; 10 октября 1731 г.— принятие ханом Абулхаиром и его сторонниками российского подданства; 1734 г. — создание специальной Киргиз-кайсацкой (Оренбургской) комиссии; август 1738 г. — съезд казахских султанов и родоправителей в Оренбурге; 1740 г. — второе восстание башкир, меры по усилению позиций России в Казахской степи.
3. Работа над выявлением проблем, которые по ходу ответов обобщаются и систематизируются учителем, записываются на доске. Учитель контролирует, чтобы проблемы были записаны учащимися в тетрадях. Проблемы процесса присоединения Младшего жуза к России Выступление значительной части биев и старшин Младшего жуза против принятия российского подданства; вхождение незначительной части Младшего жуза в состав империи; начало проведения политики колонизации казахских земель; углубление противоречий между ханской партией и ее противниками. 2.Положение в Младшем и среднем жузах в 30-40 годах XVIIIв. Изучение данного материала отводится учащимся на самостоятельное изучение. Чтобы сэкономить время, задание даем по рядам. Работая в парах, учащиеся читают материал учебника на стр.21-23 и выполняют задания карты урока. - 1 ряд - Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства. -2.ряд - Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства. -3 ряд - Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России. По окончании работы, на доске и в картах урока заполняется таблица Новое нашествие джунгар на земли Казахского ханства Меры царского правительства по защите интересов России и территорий Казахского ханства Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России. Нашествие Галдан Цэрэна в 1741-1742 гг. Средний и Старший жузы по своим последствиям оказалось не менее тяжелым годы Великого бедствия 1746 год-смерть Гадана Цэрэна -требования Российского правительства от Джунгарии прекращения агрессии по отношению к Казахстану(письмо Неплюева к Галдану Цэрэну) -строительство военно-оборонительных укреплений в районе Верхнего Прииртышья -После смерти Галдана Цэрэна угроза со стороны Джунгарии отпала и Абулхаир ослабил взаимодействие с Россией. |