Формирование графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
На основании адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в группах компенсирующей направленности с целью реализации раздела «Графические навыки» должно выделяться специальное время для формирования графомоторных навыков и подготовки руки к технике письма в форме проведения ООД, СОД, в рамках реализации ИОМ.
Главной целью данной коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР является создание условий, способствующих развитию функциональной возможности кисти и пальцев рук, мелкой моторики, формированию зрительно-моторной координации руки для овладения графическими навыками как обязательного элемента готовности к обучению письму. Дети учатся слушать и запоминать объяснений педагога, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других. В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память.
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, а особенно детям с нарушениями речи. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. На всех этапах обучения упражнения являются не механической тренировкой, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму можно включить и в ежедневное планирование работы воспитателя. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:
1. Подготовка руки к письму.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
3. Подготовка к технике письма.
4. Формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и образовательное содержание. В подготовительной к школе группе – все направления.
1. Подготовка руки к письму.
1.1. Развивать функциональную возможность кисти и пальцев рук, а также мелкую моторику пальцев рук, как высшую форму организованной двигательной функции (с помощью специальных игр и упражнений).
1.2. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».
1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, которое подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления (силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление - когда пишем снизу вверх.)
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
2. Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
2.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.
Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
2.2. Анализ образа букв.
Этот процесс состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
- характеристику элементов (какие это элементы?);
-пространственное расположение элементов в букве.
2.3. Синтез образа букв.
Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
2.4. Дифференциация образа букв.
В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
3. Подготовка к технике письма.
3.1. Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).
При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».
Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.
Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.
Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Задания типа:
- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;
- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;
- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);
- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.
У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.
3.2. Развивать чувство ритма.
Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.
То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).
3.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.
В дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.
3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.
Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.
Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.
Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
4. Формирование элементарных графических умений.
4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).
4.2.Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).
В занятия включаются следующие виды работ: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.
Письмо графических элементов
За 30-35 занятий дети усваивают шесть основных элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху, с двумя закруглениями), зарисовка кругов и овалов. Первые занятия при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку.
Зрительные и слуховые диктанты
Всего проводится около 20 зрительных и около 5-7 слуховых диктантов в год. Зрительные диктанты способствую развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти (цветными палочками или карандашами, геометрическими фигурами). В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, можно использовать прием зарисовки по точкам самостоятельно, обводка с последующей штриховкой.
Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи педагога.
Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, и более сложном их расположении.
Ключевые слова: захват (карандаша), щепоть, зарисовка, обводка, штриховка (редкая, частая), линейка, бордюр, узор, каемочка, ритм, линия (палочка), прямая линия, наклонная (косая) линия, линия с закруглением, параллельные линии, горизонтальная линия, вертикальная линия, короткая линия (палочка), длинная линия (палочка), строчка, направление, интервал, элемент, контур, пунктир.