СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье кратко представлена система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР по овладению графическими навыками как обязательного элемента готовности к обучению письму, которая   осуществляется по четырем основным направлениям, каждое  их которых имеет свои задачи и образовательное содержание.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Формирование графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи


На основании адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в группах компенсирующей направленности с целью реализации раздела «Графические навыки» должно выделяться специальное время для формирования графомоторных навыков и подготовки руки к технике письма в форме проведения ООД, СОД, в рамках реализации ИОМ.

Главной целью данной коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР является создание условий, способствующих развитию функциональной возможности кисти и пальцев рук, мелкой моторики, формированию зрительно-моторной координации руки для овладения графическими навыками как обязательного элемента готовности к обучению письму. Дети учатся слушать и запоминать объяснений педагога, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других.  В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память.

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, а особенно детям с нарушениями речи. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выст­роенного в систему специальных игр, упраж­нений и заданий. На всех этапах обучения упражнения являются не меха­нической тренировкой, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обуче­нию письму можно включить и в ежедневное планирование работы воспитателя. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и прово­дить ее с учетом возрастных и индивидуаль­ных возможностей ребенка.

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по четырем основным направлениям:

1. Подготовка руки к письму.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Подготовка к технике письма.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и образовательное содержание. В подготовительной к школе группе – все направления.

1. Подготовка руки к письму.

1.1. Развивать функциональную возможность кисти и пальцев рук, а также мелкую моторику пальцев рук, как высшую форму организованной двигательной функции (с помощью специальных игр и упражнений).

1.2. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

Для развития щепоти используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки, которое подразумевает быс­трое чередование силового напряжения и расслабления (силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление - когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

2. Аналитико-синтетическая деятель­ность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

2.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

- количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

- характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

2.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

2.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

3. Подготовка к технике письма.

3.1. Развивать пространственную ориен­тировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

При выполнении заданий по ориентиров­ке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). На­сколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом уг­лу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Задания типа:

- показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

- показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

- сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

- назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в раз­личении левой и правой сторон, при обуче­нии грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому на занятиях с таким ре­бенком следует использовать дополнитель­ные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, вели­чины предметов, их пространственного рас­положения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

3.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении рит­мических упражнений в письме. В упражне­нии «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представ­лении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

3.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем – рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2.Проводить упражнения, подготавли­вающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

В занятия включаются следующие виды работ: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.

Письмо графических элементов

За 30-35 занятий дети усваивают шесть основных элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу, вверху, с двумя закруглениями), зарисовка кругов и овалов. Первые занятия при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку.

Зрительные и слуховые диктанты

Всего проводится около 20 зрительных и около 5-7 слуховых диктантов в год. Зрительные диктанты способствую развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти (цветными палочками или карандашами, геометрическими фигурами). В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, можно использовать прием зарисовки по точкам самостоятельно, обводка с последующей штриховкой.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи педагога.

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, и более сложном их расположении.


Ключевые слова: захват (карандаша), щепоть, зарисовка, обводка, штриховка (редкая, частая), линейка, бордюр, узор, каемочка, ритм, линия (палочка), прямая линия, наклонная (косая) линия, линия с закруглением, параллельные линии, горизонтальная линия, вертикальная линия, короткая линия (палочка), длинная линия (палочка), строчка, направление, интервал, элемент, контур, пунктир.