Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Белгородский институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки специалистов»
Формирование гражданской позиции учащихся посредством использования гуманно-личностного подхода
Нижник Анжела Павловна,
старшая вожатая,
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная
школа №49 г. Белгорода
с углубленным изучением
отдельных предметов
Белгород
2012
Содержание
Раздел I. Информация об опыте………………………………………….. 3
Раздел II. Технология опыта……………………………………………….7
Раздел III. Результативность опыта……………………………………….14
Библиографический список………………………………………………17
Приложения к опыту………………………………………………………15
Раздел I.
Информация об опыте
Тема опыта: «Использование гуманно-личностного подхода как условие формирования гражданской позиции учащихся».
Условия возникновения опыта.
Автор опыта работает в должности старшей вожатой 18 лет. Возникновение опыта связано с тем, что с 1996 по 2006 год для развития деятельности детского самоуправления использовались следующие программы деятельности:
Школа, как социальный институт призвана решать задачи по формированию гражданской позиции учащихся. Учитывая условия, в которых воспитываются учащиеся вне школы, с целью формирования гражданской позиции учащихся, педагогами школы была выбрана программа по воспитанию школьников «Я – гражданин России». С этой же целью, в работе с младшим звеном использовалась областная программа «Белгородские малыши» (2007-2011).
С целью развития детского самоуправления, используя гуманно-личностный подход при формировании гражданственности у учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации, использовалась программа «Я – лидер» (2007-2011).
В процессе работы создана система и расширена структура деятельности органов самоуправления детской организации. Определены основные составляющие деятельности, способствующие формированию гражданской позиции учащихся, входящих в состав органов самоуправления детской организации.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики личностного роста учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации, диагностика нравственной воспитанности учащихся начальной школы и мониторинг уровня активности учащихся, входящих в детскую организацию, что позволило определить уровни сформированности гражданской позиции учащихся (Приложение 1): высокий уровень сформированности – 3,6% , средний – 10,9%, низкий - 85,5%, что показало необходимость работать в направлении создания условий, способствующих формированию гражданской позиции учащихся.
Актуальность опыта.
Социально и политически значимые изменения последнего десятилетия в России во многом обусловлены гуманизацией индивидуального и общественного сознания, что выражается в признании в качестве приоритетных целей и смыслов существования самого человека. Все большее значение приобретают такие его личностные качества, как гражданская ответственность, мобильность реагирования на изменяющиеся современные условия и факторы, самостоятельность и оперативность выбора адекватных действий и поступков, готовность к демократическому общению и деятельности в правовом государстве. Государство и общество в периоды обновления идеологии политики актуализируют перед социально-педагогическими институтами, в том числе образованием, граждански значимые цели и задачи.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». [14]
«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».[15]
В таких условиях важно четко формулировать содержание целей образования для подрастающих поколений и создавать условия для их успешной социализации и индивидуализации.
Противоречие между существованием в современной педагогической практике условий, которые создаются субъективным авторитаризмом, большими учебными нагрузками, детским перфетицизмом и условиям, способствующими решению задач, поставленным перед современной школой существенно затрудняют формирование гражданского сознания школьников.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании психолого - педагогических условий, способствующих формированию гражданской позиции учащихся, входящих органы самоуправления детской организации, направленных на самопознание, саморазвитие, самовоспитание; способствующих развитию творческого потенциала учащихся, их природных способностей и задатков; обогащение учащихся знаниями об общечеловеческих, духовно-нравственных, культурных, социально-значимых ценностях; проведение целенаправленной систематической работы с педагогами и родителями учащихся с целью «очеловечивания» среды вокруг ребенка.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом проводилось в три взаимосвязанных этапа:
I этап – (2008-2009 гг.): изучение и анализ методической литературы, направленной на формирование гражданской позиции учащихся; использование социально-воспитательных технологий в современной школе; применение педагогического проектирования; изучение социальной среды и анализ условий формирования гражданской позиции учащихся.
Определение структуры, показателей и уровней сформированности гражданственности у учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации. Разработка модели формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации; определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития деятельности органов самоуправления детской организации и формирование гражданской позиции учащихся, входящих в данные органы самоуправления.
II этап – (2009–2010 гг.): реализация модели формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации, при использовании системного, деятельностного и гуманно-личностного подхода в воспитании учащихся.
III этап – (2011-2012гг.): анализ результатов деятельности органов самоуправления детской организации и уровня сформированности гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Диапазон опыта.
Система внеурочной работы, направленная на развитие деятельности детского самоуправления и способствующая формированию гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Теоретическая база опыта.
В современной образовательной практике деятельность по формированию гражданской позиции приобрела массовый характер в силу творческого отношения к ней и инициативы самих педагогов, а также требований нормативно-правовых документов, определяющих социальный заказ общества в области образования.
К гражданской позиции как феномену обращались в разное время отечественные и зарубежные ученые: философы, педагоги, психологи, социологи, и среди них Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д.А. Леонтьев [4,6,7,8]
В научной литературе имеется ценный опыт по изучению проблемы формирования и развития гражданской позиции старшеклассников в образовательном учреждении (С. В. Митросенко, Э. П. Стрельцова, Н. И. Элиасберг и др.). Исследованы вопросы, связанные с путями ее формирования в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны (И. Л. Судакова и др.), в рамках деятельности общественной организации (О. В. Солодова, Т. А. Сухарева и др.), в тренингах и деловых играх (А. С. Прутченков и др.), через образовательную среду учреждения (К. И. Маслов и др.).
Одним из основных факторов влияющим на формирование гражданской позиции школьников являются условия, в которых развивается личность ребенка. Использование в практике принципа гуманной педагогики, которая основана на принципах классической педагогики (Я.Корчак, А.С. Макаренко и др.) – очеловечивать среду вокруг ребенка, способствует созданию условий необходимых для формирования гражданской позиции учащихся. Гуманно-личностный подход (Ш.А. Амонашвили), является частью гуманной педагогики и объединяет следующие идеи:
• новый взгляд на личность как цель образования,
• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений,
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.
• новую трактовку индивидуального подхода,
• формирование положительной Я-концепции - при применении, которых создаются условия, способствующие формированию гражданской позиции школьников.
Согласно методике Ш.А. Амонашвили знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.
Оценивание деятельности детей: Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Гражданская позиция представляет собой динамически формирующуюся и развивающуюся совокупность качеств личности как гражданина, направленную на созидательное развитие государства, общества и самого себя как их части, проявляющуюся в осуществлении гражданской деятельности [15].
Разработка и апробация модели формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации;
создание системы и формирование структур деятельности органов ученического самоуправления и детской организации: формирование органов самоуправления – советов, штабов, Совета вожатых, выборы председателя детской организации тайным голосованием, проведение общих собраний, проведение заседаний Совета дела и совета мэров, проведение и участие во всех городских и областных мероприятиях, проведение «школы актива», «школы вожатых», подведение итогов деятельности на празднике детской организации.
Раздел 2.Технология описания опыта.
Цель опыта: создать условия для формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации посредством использования гуманно-личностного подхода.
Задачи:
Определить структуру, показатели и уровни сформированности гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Разработка и внедрение модели формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации
Анализ результатов деятельности органов самоуправления детской организации, уровня их развития и уровней формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Анализ методической литературы позволил выявить сущность гражданской позиции и определить условия, обеспечивающие эффективность формирования гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации. Так гражданская позиция рассматривается в двух аспектах: как одно из качеств личности гражданина и как ориентировочная основа гражданской деятельности.
Согласно работе Т.А. Михейкиной, «описательная модель структуры гражданской позиции представлена совокупностью трех компонентов: политико-правового, общественного и личностного. Сформированность компонентов гражданской позиции отражают когнитивный, мотивационный, эмоционально-ценностный и рефлексивно-деятельностный показатели и их критерии. Когнитивный показатель представлен познавательным критерием. Мотивационному и эмоционально-ценностному показателям соответствует мотивационно-эмоционально-ценностный критерий. Рефлексивно-деятельностный показатель представлен деятельностным критерием. В сформированности данного личностного качества выделяются три уровня: низкий, средний, высокий. Низкий характеризуется неудовлетворительным уровнем теоретико-гражданских знаний. Средний отличается удовлетворительным уровнем теоретико-гражданских знаний, умений, наличием потребности в осуществлении гражданской деятельности. Высокий характеризуется высоким уровнем сформированности всех перечисленных показателей.» [Приложение 2]
На основе анализа научной литературы, нормативно-правовых документов, а так же изучении опыта работы детской организации общеобразовательного учреждения была разработана модель развития деятельности органов самоуправления детской организации, с целью создания условий, способствующих формированию гражданской позиции учащихся. [Приложение 3]
Использование гуманно-личностного, деятельностного, системного подходов способствовало созданию педагогических условий, реализация которых обеспечивала во взаимосвязи становление познавательного, мотивационно-нравственного и деятельностного компонентов гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Детская организация, как форма деятельности детей, направлена на развитие личностных качеств учащихся, формирование у них гражданской позиции, развитие природных способностей и задатков, самопознание, самовоспитание, самосовершенствование и самореализацию.
Такие задачи, возможно, решить при взаимодействии и сотрудничестве старшего вожатого с педагогическим и родительским коллективами.
Следовательно, алгоритм деятельности вожатого выглядит следующим образом:
Создание системы и формирование структур деятельности самоуправления детской организации. Развитие деятельности органов самоуправления детской организации с целью формирования у учащихся гражданского сознания.
Взаимодействие и сотрудничество с педагогическим коллективом школы.
Взаимодействие с родителями.
Создание системы и формирование структур деятельности органов ученического самоуправления и детской организации.
Система деятельности детских органов самоуправления строилась по методу педагогического проектирования.
Созданная система деятельности органов самоуправления и детской организации дает возможность каждому ребенку выбрать ту сферу деятельности, в которой он наиболее полно сможет раскрыть свои природные способности и задатки, и применить на практике, полученные знания, умения и навыки. [Приложение 4, схема 1]
Объединение «республика «Исток»», так же имеет собственную структуру органов самоуправления, что позволяет уже в младшем школьном возрасте выявлять лидеров среди учащихся, создавать для учащихся ситуации выбора и успеха, дает возможность им реализовывать себя в положительной деятельности, содействует творческому развитию личности учащихся младшего звена. [Приложение 4, схема 2]
Деятельность всех органов самоуправления детского коллектива строится с учетом возрастных особенностей учащихся.
Межсубъектное взаимодействие органов самоуправления способствует сплочению детского коллектива, развивает чувство товарищества, ответственности, добросовестности, порядочности.
Общий алгоритм организации деятельности органов самоуправления и детской организации выглядит следующим образом:
Формирование советов, штабов, Совета вожатых; выборы председателей советов, командиров штабов; ознакомление с функциями органов самоуправления.
Выборы председателя детской организации, главы «республики «Исток».
Проведение общего собрания.
Проведение заседаний Совета дела, Совета мэров.
Проведение общих собраний.
Проведение и участие в школьных, городских, областных конкурсах и мероприятиях.
Проведение «Школы актива» и «Школы вожатых».
Подведение итогов деятельности на празднике детской организации, поощрение активных участников жизнедеятельности ученического самоуправления и детской организации.
Проектирование структуры деятельности органов самоуправления детской организации на структуру деятельности детского объединения младшего звена создает условия, способствующие сотрудничеству и взаимодействию детских коллективов, а так же развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Формирование органов самоуправления – советов, штабов, Совета вожатых.
В состав Совета дела входят учащиеся 7-8 классов, выбранные на общих классных собраниях. Советы (каждое по определенному направлению деятельности) формируются из учащихся 5-8 классов, изъявивших желание заниматься выбранной ими деятельностью. Председатели советов выбираются на заседаниях Советов и входят в состав Совета дела.
Штабы детского объединения «республика «Исток» формируются по такому же принципу из учащихся 2-4 классов. Командиры штабов выбираются на заседаниях штабов.
Совет вожатых формируется из учащихся 5-7 классов (как правило, в состав Совета входят учащиеся, которые действовали в составе Совета мэров).
С целью ознакомления с функциями деятельности и выбором председателей советов, командиров штабов проводятся первые организационные собрания соответственно.
Выборы председателя детской организации, главы республики «Исток».
Председатель Совета дела, глава «республики «Исток» выбираются тайным голосованием, для проведения которого проводится игра «Выборы президента». Проведение данной игры позволяет ознакомить учащихся с правилами проведения и участия в выборах, закрепить знания по проведению избирательной кампании на практике.
Применяя идеи гуманно-личностного подхода, при котором гуманное отношение к детям включает в себя приоритет положительного стимулирования; формируя положительную Я-концепцию (создавая ситуацию успеха), учащиеся участвующие в выборах, как кандидаты на пост председателя детской организации, главы «республики «Исток», но не набравшие необходимого количества голосов, входят в состав Совета дела (совета мэров). Это позволяет оказать моральную поддержку учащимся, закрепляя желание быть в активе, ставит их в ситуацию выбора, а также способствует дальнейшему творческому развитию их личностных качеств.
3. Проведение общих собраний. [Приложение 5]
Общее собрание членов детской организации правомочно решать любые вопросы деятельности детской организации. Исключительно на общих собраниях: подводятся итоги деятельности «Совета дела» и принимается по ним решения; утверждается план деятельности детской организации на предстоящий учебный год; избирается состав «Совета дела» детской организации; принимается устав деятельности детской организации и вносятся в него дополнения. Общее собрание членов детской организации проводится не реже одного раза в год.
Общее собрание, как форма совместной деятельности учителей, учащихся и родителей, при которой учащиеся и учителя уравниваются в правах, соответствует идее гуманно-личностного подхода о гуманизации и демократизации педагогических отношений.
4. Проведение заседаний Совета дела, Совета мэров.
Заседания Совета дела, Совета мэров проходят 1 раз в неделю.
Планирование и анализ деятельности органов самоуправления детской организации, которые осуществляются на заседаниях Советов, позволяют учащимся научиться самостоятельно принимать решения, делать выводы, ставить цели, выполнять задуманное, что способствует развитию личностных качеств учащихся и соответственно повышению уровня сформированности гражданского сознания.
5. Проведение и участие в школьных, городских, областных конкурсах и мероприятиях.
Запланированные дела распределяется между советами, штабами в соответствии с их направлением деятельности. Следовательно, ответственными за организацию и проведение дел становятся учащиеся, входящие в состав совета, штаба, которым было поручено провести данные мероприятия.
Подготовка и участие в мероприятиях осуществляется при взаимодействии учащихся с педагогами и родителями, что способствует гуманизации и демократизации педагогических отношений, создает атмосферу сотворчества. При такой атмосфере создаются условия, способствующие творческому развитию личности учащихся; заинтересованность в делах детского коллектива со стороны взрослых поддерживает в учащихся уверенность в необходимости и значимости, проводимых ими дел и желание участвовать в мероприятиях, что неизменно порождает успех. Успех способствует формированию положительной Я-концепции, что и является одной из основных идей гуманно-личностного подхода при формировании личности учащихся.
Участие в городских, областных, всероссийских конкурсах направлено как на развитие творческого потенциала учащихся и приобретение ими знаний, так и на формирование чувства гордости за свою семью, школу, город.
6. Проведение «Школы актива» и «Школы вожатых»
Целью создания «школы актива» является формирование и развитие лидерских качеств, приобретение знаний и навыков организаторской деятельности.
«Школа вожатых» создана с целью приобретения учащимися умений и навыков в проведении дел, приобретение знаний в области права, обучение играм.
Деятельность «Школы актива» и «Школы вожатых» направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся.
7. Подведение итогов деятельности на праздниках детской организации, поощрение активных участников жизнедеятельности детской организации.
По итогам деятельности учащихся, входящих в состав детской организации проводится «Праздник детской организации», на котором награждаются грамотами и призами активные участники жизнедеятельности детской организации.
Поощрение как словесное, так и материальное, поддержка, одобрение, стимулирование, активизирует деятельность учащихся, развивает в них чувство собственного достоинства, вызывает желание и повышает заинтересованность в подготовке и проведении дел, что приводит к формированию чувства долга и ответственности перед товарищами, родителями, педагогами и, как следствие к формированию высокого уровня гражданского сознания.
Взаимодействие и сотрудничество с педагогическим коллективом школы.
Используя в работе такие формы взаимодействия с педагогическим коллективом, как: выступления на педагогических советах, совещаниях при директоре; издание приказов по вопросам деятельности детской общественной организации; участие в работе методических объединений классных руководителей; взаимодействие и сотрудничество с классными руководителями при подготовке и проведению коллективно-творческих дел;
взаимодействие и сотрудничество с учителями - предметниками, психологом, социальным педагогом, школьным библиотекарем; сотрудничество с администрацией школы при решении вопросов, касающихся жизнедеятельности органов ученического самоуправления и детской организации - и взяв за основу деятельности идеи гуманно-личностного подхода, деятельность вожатого способствует гуманизации и демократизации педагогических отношений.
Взаимодействие с родителями.
Такие формы взаимодействия с родителями учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации как: выступления на родительских собраниях; индивидуальные беседы; совместная подготовка и проведение коллективно-творческих дел; сотрудничество при подготовке и участии в школьных, городских и областных конкурсах - так же способствуют формированию высокого уровня гражданского сознания у учащихся.
Данная система деятельности органов самоуправления детской
организации при использовании гуманно-личностного подхода способствует формированию гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Раздел 3.
Результативность опыта.
Оценка повышения уровня сформированности гражданственности у учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации производилась по следующим критериям: познавательный, мотивационно-ценностный, деятельностный.
Для определения показателей по данным критериям применялись:
Диагностика личностного роста учащихся [1,1]
Диагностика нравственной воспитанности учащихся начальной школы (по М.И.Шиловой) [1,2]
Мониторинг уровня активности учащихся, входящих в детскую организацию [1,3]
Динамика становления познавательного, мотивационно-нравственного и поведенческого компонентов приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Динамика становления гражданской позиции учащихся,
входящих в органы самоуправления детской организации(%)
Год | Критерии | Уровни проявления гражданской позиции Учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации |
Высокий | Средний | Низкий |
2007-2008 | Познавательный | 5,5 | 12,7 | 81,8 |
Мотивационно-нравственный | 3,6 | 10,9 | 85,5 |
Деятельностный | 1,8 | 9,1 | 89,1 |
2008-2009 | Познавательный | 32,8 | 40 | 27,2 |
Мотивационно-нравственный | 25,5 | 30,9 | 43,6 |
Деятельностный | 21,8 | 29,1 | 49,1 |
2009-2010 | Познавательный | 40 | 45,5 | 14,5 |
Мотивационно-нравственный | 38,1 | 41,9 | 20 |
Деятельностный | 32,8 | 40 | 27,2 |
2010-2012 | Познавательный | 43,6 | 50,9 | 5,5 |
Мотивационно-нравственный | 41,9 | 47,2 | 10,9 |
Деятельностный | 34,5 | 45,5 | 20 |
В соответствии с показателями определялись уровни сформированности гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации. Уровни сформированности определены в таблице 2.
Таблица 3 Уровни проявления гражданской позиции учащихся,
входящих в органы самоуправления детской организации
Год Уровень проявления гражданской позиции | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Высокий | 3,6% | 26,7% | 36,9% | 40% |
Средний | 10,9% | 33,3% | 42,5% | 47,9% |
Низкий | 85,5% | 40% | 20,6% | 12,1% |
С целью выявления повышения уровня активности учащихся в объединениях в конце каждого учебного года проводился мониторинг уровня активности объединений, входящих в состав детской организации. Результаты данного мониторинга отражены в диаграмме1.
Диаграмма1.
Мониторинг уровня активности объединений(баллы)
Таким образом, при использовании в процессе деятельности учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации идей гуманно-личностного подхода, наблюдается активизация деятельности учащихся, входящих в состав детской организации и повышение уровня сформированности гражданской позиции учащихся.
Вывод: В ходе работы над темой: «Использование гуманно-личностного подхода как условие формирования гражданской позиции учащихся» были достигнуты определенные успехи, повысилась активность учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации, ребята с интересом относятся к порученному делу, умеют анализировать результаты деятельности принимать ответственные решения. Реализация модели формирования гражданской позиции учащихся позволила объединить усилия всех участников педагогического процесса, а так же дала возможность для самореализации личности учащихся.
Библиографический список
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990
Балобанова Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся в социокультурной среде школы: дис. канд. пед. наук. СПб., 2007. 164 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 330 с. Гуляева И.Л. Гражданином быть обязан…: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда: Книжное наследие, 2007. С. 683-686. Кон И.С. В поисках себя: личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. М: Политиздат, 1989. 153 с Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 50-56. Макаренко А.С. «О воспитании» Москва,1988 Михейкина Т.А. Формирование гражданской позиции учащихся интернатных учреждений. // Автореферат дис. канд. пед. наук.. Саранск: Мордовский гос. пед. инстит. им. М.Е. Евсеева, 2009. 18 с. Михейкина, Т. А. Педагогические условия эффективного
осуществления гражданского воспитания / Т. А. Михейкина //
Педагогический процесс: проблемы и решения: материалы всерос.
науч.-практ. конф. – М.; Чебоксары, 2007. – С. 284–286.
http://www.dslib.ru/metodika-vospitania/lopatin.html - Приказ министерства образования Российской федерации № 393 от 11.02.2002 о концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года. http://www.kreml.org/topics/198294691 - текст президентской инициативы «Новая школа»
Приложение к опыту.
Приложение 1. - Диагностический инструментарий для изучения уровня сформированности гражданской позиции учащихся, входящих в органы самоуправления детской организации.
Приложение 2. - Структурные компоненты, показатели, критерии и уровни формирования гражданской позиции учащихся.
Приложение 3. - Модель формирования гражданской позиции учащихся,
входящих в органы самоуправления детской организации.
Приложение 4. - Структуры органов самоуправления
Схема 1 – Структура органов самоуправления детской организации «Союз
демократических республик»
Схема 2 - Структура органов самоуправления детского объединения «Республика «Исток»
Приложение 5. - Алгоритмы проведения мероприятий.
1. Алгоритм подготовки и проведения общего собрания.
2. Проведение заседаний Совета дела и Совета мэров.
3. Алгоритм организации и проведения дела.
4. Алгоритм подготовки праздника.