1.Предпосылки использования мультимедиа технологий в образовании
В свое время, в 1970 году ЮНЕСКО был признан кризис западной системы образования, советская система была признана лучшей. С той поры утекло много воды, прошло почти 40 лет. МОН РК начало перестраивать систему образования на манер западной, больше уделяя внимания компетенциям, чем знаниям.
На мой взгляд, задачами образования на сегодняшнем этапе развития все-таки должно быть привитие учащемуся инвариантных профессиональных знаний и навыков в избранной профессии. В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения, далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти для себя нужное, и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им усвоены. Этому может способствовать внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, в частности мультимедиа технологий.
В дописьменный период все накопленные знания сохранялись только в устной традиции, т. е. человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком знаний. И отсюда же возникло представление о педагоге, каждое слово которого нужно было тщательно многократно обдумывать, обсуждать, истолковывать и запоминать.
Изобретение письменности стало поворотным моментом в развитии мысли, оно позволило ее фиксировать. Оно же значительно облегчило процесс передачи знаний, поскольку появился материальный носитель информации. При этом изменилась роль учителя: из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в толкователя книжных знаний. Что позволило сформировать классно-урочную систему и учебный процесс в его нынешнем виде.
Появление нового способа сохранения информации — цифровая запись и новых носителей этой информации можно расценивать как одно из величайших изобретений в истории человечества. Оно вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества.
Использование компьютера, в частности мультимедиа-технологий может породить новые формы организации учебной деятельности. В то же время такие технологии могут повысить эффективность и форм обучения, ставших традиционными, к которым, в первую очередь, необходимо отнести классно-урочную систему, применяемую в школах. Использование мультимедиа-технологий в условиях классно-урочной системы имеет свои положительные и отрицательные стороны, требующие более детального рассмотрения.
А именно:
- Разгрузка умственной деятельности от рутинных компонентов.
- Визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.
- Ускорение процесса осуществления замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.
- Ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.
- Расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.
- Возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).
- Возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов.