СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы статьи о влиянии личностных качеств учителя на развитие коммуникативной компетенции учащихся

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка»

Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Следовательно, основной целью обучения иностранным языкам в современной школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, воспитание развитой личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира, быть конкурентоспособной.

Перед учителем сегодня стоит сложная задача - создание среды, благоприятной для становления личности каждого ребёнка, а также условий для проявления интеллектуальных, творческих способностей ребят. Что же нужно сделать для того, чтобы ребёнку в школе было интересно и комфортно? Как добиться максимального творческого и интеллектуального развития личности?

На уроках иностранного языка интерес, прежде всего, представляют методы, стимулирующие активную мыслительную деятельность и побуждающие учащихся к высказыванию мыслей на английском языке. Одним из таких приемов в методах коммуникативного общения является коммуникативное задание.

Методисты рассматривают коммуникативное задание как цель, поставленную в определенных условиях общения, из которых понятно, кто, что, кому, при каких обстоятельствах и зачем говорит. Коммуникативные задания, используемые в интенсивной методике, помогают вывести учащихся за пределы чисто учебной деятельности благодаря заранее определенной роли. Ситуация плюс роль управляют речевым поведением учащихся. «У меня новость, - говорит учитель, обращаясь к ученикам, - завтра к нам приезжает Д. Браун, журналист из Лондона. У него поручение написать статью для газеты о жизни села. Что можно порекомендовать ему посмотреть в первую очередь, ведь он пробудет у нас всего несколько дней?» Конечно, не все учащиеся воспримут такое задание с восторгом, но кому-то оно покажется интересным, необычным. Главное назначение таких коммуникативных заданий в том, чтобы побудить учащихся к решению новых задач общения с помощью усвоенных языковых средств.

При создании и формировании коммуникативных заданий нужна большая изобретательность. Важно строить их на увлекательном материале реальной действительности, мобилизуя также фантазию учащихся. Большинство коммуникативных заданий основано на драматизациях. Драматизация является точной моделью истинного общения, сохраняя его основные черты. Суть в том, что самые разнообразные ситуации, пусть фантастические и сказочные, психологически всегда мотивированны и актуальны, в них все происходит сейчас и здесь, а это оживляет их и способствует усвоению материала.

В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести скетч, ролевую игру, круглый стол, дискуссию. Скетч - это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. Скетч, в отличие от ролевой игры, характеризуется меньшей сложностью и свободой речевого поведения персонажей. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности», «Путешествия». Ролевая игра позволяет моделировать ситуации реального общения и отличается, прежде всего, свободой и спонтанностью речевого и неречевого поведения персонажей. Ролевая игра предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта. Круглый стол - представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, учащийся высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими и др. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме. Поэтому как прием контроля «круглый стол» можно применять на продвинутом этапе обучения и по окончании работы над определенной темой или несколькими смежными темами. Дискуссия представляет собой одну из форм спора как словесного состязания. Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу, владеть приемами воздействия на партнеров и управление беседой.

Не последнюю роль играет, конечно, и заинтересованность учителя. Только увлеченный человек, «влюбленный» в свое дело, свой предмет может увлечь за собой и учащихся. Ребятам интересно работать с теми, кто интересен им самим как личность. Будьте этой личностью, лидером, и за вами потянутся дети.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!