СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие молодежного лидерства в современном обществе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Проведенные исследования с области молодежного лидерства показали, что внеучебная, общественная работа  создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случаи лидерство означает социальную активность. В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант новых идей, неординарных подходов и смелых решений. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих качеств. Считается, что личность должна обладать следующими качествами - активной жизненной позиции нравственностью и желанием служить обществу.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие молодежного лидерства в современном обществе»

ОГБПОУ « Томский коммунально-строительный техникум», г. Томск

Формирование и развитие молодежного лидерства в современном обществе

Автор: Когтева Ирина Владимировна, преподаватель английского языка

Подготовка лидеров молодежных групп из социально-одаренных молодых людей является перспективной. В последние годы особым направлением внеучебной работы со студентами стало разработка и осуществление лидерских программ. Лидерство, необходимость развития лидерских качеств рассматриваются как одна из основных задач.

В настоящее время лидерство становится предметом социологических, психологических и экономических дисциплин, исследуются пути и способы развития лидерских качеств личности. Проведенные исследования с области молодежного лидерства показали, что внеучебная, общественная работа создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случаи лидерство означает социальную активность. В первую очередь в такой позиции молодого специалиста заинтересованы работодатели. Она представляет собой некий гарант новых идей, неординарных подходов и смелых решений. Кроме того, эти качества являются основанием для привития управленческих качеств. Считается, что личность должна обладать следующими качествами - активной жизненной позиции нравственностью и желанием служить обществу.

В учебных заведениях создаются разнообразные программы для развития лидерских качеств. Студенты учатся волонтерской деятельности, экспериментируют, учатся планировать, получают помощь от других людей и оказывают помощь другим людям. Служение обществу выражается в первую очередь в готовности к волонтерской работе, которая становится всё популярнее среди российских студентов. Будущий лидер должен уметь управлять и уметь подчинятся, чутко реагировать на чужую боль. Необходимо развивать у студентов чувство гражданской ответственности воспитывать потребность помогать другим, распространять среди молодежи интерес к волонтёрству. Вовлечение молодых людей в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей. В первую очередь это имеет огромное и позитивное влияние на познавательное и эмоциональное развитие.

Необходимо уделить особое внимание самоопределению личности. Основным содержанием социально – психологической подготовки является создание благоприятных условий для позитивного личностного самоопределения. Позитивные личностные самоопределения мы понимаем, как формирование положительного образа «Я» и позиции конструктивного социального оптимизма. Становление положительного образа «Я» включает в себя постепенное принятие своей индивидуальности и положительную оценку своего личностного потенциала.

Для формирования лидерских качеств личности необходимо создавать особую развивающую социальную среду. Развивающая социальная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде формируются межличностные и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности.

Воспитательная работа в системе российского образования опирается на исторически сложившиеся традиции евразийской цивилизации. Её основными принципами являются всеобщность образовательного пространства, сочетание общечеловеческих ценностей с национальными традициями уважения к труду и профессионализму, превосходству духовного над материальным, нравственное эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание, приоритет здорового образа жизни.

Необходимо отметить, что интерес к общественной деятельности в студенческой среде возрастает. Молодые люди стремятся реализовать свои таланты. Это и волонтерская работа и экологическое движение, и вожатская деятельность. Задача учебных заведений – предоставить студентам возможность самореализации. Вовлечение во внеучебную деятельность влияет на внутренний мир человека. Внеучебная деятельность учит важности и ценности служения обществу, гражданской ответственности и этики.

Лидеры в любой сфере человеческой жизни интересны тем, что именно в них проявляется воля к жизни. В них ощущается внутренняя сила, заставляющая их достигать свои жизненные цели как можно более эффективно. Лидер — это воплощение жизненной силы, стремящейся к идеалу. В каждом из нас есть зачатки жизненной силы, и стремление к совершенству заставляет нас испытывать неудержимое желание достичь высшей материальной и духовной ценности в самих себе и окружающем нас мире.

Необходимо разработать целенаправленную систему работы по организации процесса развития и активизации лидерского потенциала. Главными задачами такой работы являются: научить молодого человека проявлять, развивать базовые лидерские качества и грамотно применять свой лидерский потенциал; совершенствовать умения и навыки владения харизматическим влиянием, принципам гибкости, основным технологиям управления.

Современному лидеру требуется мастерство для формирования и прояснения собственных мечтаний и идей. Лидерство напрямую связано с возможностями развития своих уникальных способностей и получения доступа к глубинным состояниям творчества.

Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить; своими словами он должен возбуждать в людях энтузиазм. Ему не нужно передавать им собственную энергию, он должен высвободить ту, что скрыта в них. Для осуществления всех этих функций необходимы знания, умения и навыки эффективного лидерства, одним из элементов которого могут быть социальные коммуникации.

Таким образом, мы рассматриваем лидерство как форму эффективной коммуникации между субъектом управления и его объектом. Эффективному лидеру характерны такие качества: высокий уровень развития эмоционального интеллекта, способность убеждать, талант установления позитивных отношений в социально- психологической группе и крупном коллективе, способность влиять на поведение объектов управления. Эффективный лидер умеет успешно использовать все типы коммуникаций, все коммуникативные каналы: словесные, книжные, мультимедийные и другие. Для формирования эффективного лидера необходимо, чтобы социальный субъект был «коммуникативной личностью». Теорией коммуникативной личности занимались такие смежные научные дисциплины, как социология, психология, лингвистика.

Во многих теориях лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Допускается возможность обучения лидерству, опыт лидерского поведения можно формировать, в том числе в моделируемых ситуациях, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Лидерство можно представить как сферу взаимодействия. Лидерство не столько личностный, сколько межличностный феномен. Важная задача лидера состоит в построении прочных рабочих отношений с другими людьми. Лидерство основано на неформальном влиянии лидера. Лидер обладает влиянием на последователей, но этот ресурс влияния имеет выраженный личностный компонент (а не просто формальный, должностной). Бессмысленно говорить просто об эффективном или неэффективном лидере, надо также говорить о лидере, который может быть эффективным в одной ситуации и неэффективным в другой.

Чтобы увеличить организационную и групповую эффективность, необходимо научиться не только наиболее эффективно подготавливать лидеров, но и создавать организационное окружение, в котором лидер сможет хорошо работать. Наиболее эффективный путь освоения лидерства происходит через деятельность и практику взаимодействия индивидов друг с другом. Но для этого межличностные взаимоотношения должны быть достаточно развиты, организационное окружение – быть открытым и допускать возможность для личности социально расти и развивать в себе лидерский потенциал.

Инициатива лидерства требует дальнейшего осмысления и развития. Названная проблема представляет собой значительный интерес для мирового сообщества. Лидерство все более и более будет становиться желаемой социальной и личностной ценностью, будет расти количество разнообразных лидерских школ, лидерских программ. Лидерство будет развиваться, усложняться и дифференцироваться. Развитие лидерского потенциала молодежи и весь комплекс принимаемых мер по формированию эффективного лидерства в России будет способствовать качественному обновлению страны.

Однако лидерами не рождаются, ими становятся. Это признание, которое надо заслужить. Это тяжелый и кропотливый труд, который под силу не каждому. Настоящий лидер — это созидатель, человек, действующий на благо своих последователей, руководствующийся нравственно здоровыми ценностями.





















Список литературы:

1. Молодёжь и общество на рубеже веков И. М. Ильинский М.: Голос, 1999;

2.Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов.М. Д. Мартынова 2003;

3.Портрет лидера современной молодежи. Электронный ресурс:http://nauchforum.ru/node/3745 (дата обращения: 5.11.2016).

4. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи. Электронный ресурс http://www.lib.csu.ru/vch/152/013.pdf (дата обращения: 5.11.2016)