СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Понятие «универсальные учебные действия»

      В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Просмотр содержимого документа
««Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы»»

«Формирование и развитие регулятивных  УУД на уроках русского языка и литературы»




Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

По замыслу авторов стандарта выпускник должен овладеть всеми этими видами учебной деятельности.

Перед учителем встаёт проблема отбора образовательных технологий, форм работы и методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Цель данной работы показать возможности урока русского зыка в формировании регулятивных УУД на примере изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» в 5 классе.

Виды регулятивных УУД, формируемые на уроке:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;

- искать пути решения проблемы;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Во время проведения урока использовались следующие образовательные технологии:

- проблемно-диалогическая технология;

- технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

Формы работы: фронтальная, групповая.

Методы: проблемный, практический, частичнопоисковый

Методические приемы:

– опора на личный жизненный опыт обучающихся;

– использование занимательного игрового материала;

– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;

– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;

– составление своего плана решения учебной задачи;

– поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);

– прием взаимоконтроля, самоконтроля;

– использование «графика продвижения», который позволит учащимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;

– использование листов самооценки;

– прием взаимооценки

В ходе изучения нового материала использовались возможности ИКТ (демонстрация презентации к уроку).


Тема: Буквы е, и в приставках пре­, при­ (с презентацией).


Тип урока. Урок открытия новых знаний.


Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв е, и в приставках пре­, при­


Планируемый результат


Предметные умения: вычленять в тексте слова с приставками пре­ и при­, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре­ или при­ (типа пребывать – прибывать).


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему урока) и его цель; искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


Познавательные УУД: извлекать информацию из разных источников (правила, словаря, Интернета) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.


Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; работать в паре, договариваться и приходить к общему решению; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


Оборудование: проектор, экран, презентация, листы самооценки.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Тренировочный словарный диктант.


Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.

– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)

– В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з?



III. Постановка проблемного вопроса урока.



Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации либо проводить по учебнику (упр. 158) после рубрики «Определяем основной вопрос урока».

Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.


1. Упр. 159.

Проводится наблюдение над группировками слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки.

Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 158.

Далее от каждой группы представляют результаты исследований. Написания (по упр. 158) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный.

2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников.

Беседа на выявление понимания:

– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?

– Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.)

– Попробуйте подобрать к ним свои примеры.

– Каков опознавательный признак орфограммы?

– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)

– От чего зависит выбор е, и в приставках пре­, при­? (От значения.)

– Сколько разновидностей значения есть у приставки при­? (Четыре.)

– А сколько у приставки пре­? (Две.)

3. Составление таблицы (схемы) правила.


Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).



V. Развитие правописных умений.


1. Упр. 160 (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение определять значение приставок пре­, при­ и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется по образцу коллективно.


Разбор по составу: прибрежный, преграда. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/,

/бреж; преграда – преградить – перегородить).


2. Упр. 161 – развивается умение подбирать слова с изученной орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.


3. Упр. 162 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания и написания приставок пре­, при­, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне.

Разбирается с комментированием на примере 1­го предложения, далее выполняется самостоятельно.


Познавательные УУД

4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.



Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


VI. Итог урока.


– Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при­, пре­; значение.)

– Сравните с ключевыми словами в конце темы (§15).

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)


– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.



ТОУУ (технология оценивания учебных достижений, успехов)


VII. Домашнее задание.


1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).

2. Упр. 163 (работа с опорой на толковый словарь).




Список литературы


1. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования. / Рос. акад. Наук; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М:Просвещение, 2011 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2011 г.

3. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008 г.

4. Н.Г. Мячина. Использование новых технологий на уроке русского языка. / Н.Г. Мячина. http://festival/.1september.ru/2005

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М: Директ-Медиа, 2008 г.

6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В, Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: – М: Просвещение, 2011 г.

7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М: Баласс, 2008 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!