«Формирование и развитие регулятивных УУД на уроках русского языка и литературы»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
По замыслу авторов стандарта выпускник должен овладеть всеми этими видами учебной деятельности.
Перед учителем встаёт проблема отбора образовательных технологий, форм работы и методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Цель данной работы показать возможности урока русского зыка в формировании регулятивных УУД на примере изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» в 5 классе.
Виды регулятивных УУД, формируемые на уроке:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать вопрос (проблему урока) и его цель;
- искать пути решения проблемы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Во время проведения урока использовались следующие образовательные технологии:
- проблемно-диалогическая технология;
- технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы: проблемный, практический, частичнопоисковый
Методические приемы:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– составление своего плана решения учебной задачи;
– поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);
– прием взаимоконтроля, самоконтроля;
– использование «графика продвижения», который позволит учащимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;
– использование листов самооценки;
– прием взаимооценки
В ходе изучения нового материала использовались возможности ИКТ (демонстрация презентации к уроку).
Тема: Буквы е, и в приставках пре, при (с презентацией).
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв е, и в приставках пре, при
Планируемый результат
Предметные умения: вычленять в тексте слова с приставками пре и при, правильно писать слова с этими приставками, объяснять выбор буквы е или и в зависимости от значения приставки, различать одинаково звучащие слова с разными приставками пре или при (типа пребывать – прибывать).
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему урока) и его цель; искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД: извлекать информацию из разных источников (правила, словаря, Интернета) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; работать в паре, договариваться и приходить к общему решению; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Оборудование: проектор, экран, презентация, листы самооценки.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Тренировочный словарный диктант.
Вообразить, активный, пассивный, вестибюль, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура.
– Назовите антонимы. (Активный – пассивный.)
– В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з?
III. Постановка проблемного вопроса урока.
Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации либо проводить по учебнику (упр. 158) после рубрики «Определяем основной вопрос урока».
Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
IV. Открытие нового знания.
1. Упр. 159.
Проводится наблюдение над группировками слов с общим значением высшей степени признака – «очень» и со значением «приближение», которое передают приставки.
Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 158.
Далее от каждой группы представляют результаты исследований. Написания (по упр. 158) сравнивают с доской: приехало, принёс, пресильный.
2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников.
Беседа на выявление понимания:
– Совпали ли ваши выводы с текстом правила?
– Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.)
– Попробуйте подобрать к ним свои примеры.
– Каков опознавательный признак орфограммы?
– А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.)
– От чего зависит выбор е, и в приставках пре, при? (От значения.)
– Сколько разновидностей значения есть у приставки при? (Четыре.)
– А сколько у приставки пре? (Две.)
3. Составление таблицы (схемы) правила.
Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
V. Развитие правописных умений.
1. Упр. 160 (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение определять значение приставок пре, при и группировать слова в соответствии с общим значением приставки, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Упражнение выполняется по образцу коллективно.
Разбор по составу: прибрежный, преграда. Беседа о лексическом значении слов (прибрежные – при береге, около берега; брег//берег/,
/бреж; преграда – преградить – перегородить).
2. Упр. 161 – развивается умение подбирать слова с изученной орфограммой по толкованиям их лексического значения, графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограмм. Ученики обсуждают в паре. Взаимопроверка.
3. Упр. 162 – развивается умение писать слова с изученной орфограммой, разграничивать написания двух разных видов орфограмм в приставках: традиционные написания и написания приставок пре, при, а также писать слова с другими видами орфограмм – букв гласных в корне.
Разбирается с комментированием на примере 1го предложения, далее выполняется самостоятельно.
Познавательные УУД
4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VI. Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при, пре; значение.)
– Сравните с ключевыми словами в конце темы (§15).
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.)
– Чему учились на уроке?
– Были ли трудности?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ (технология оценивания учебных достижений, успехов)
VII. Домашнее задание.
1. Правило в рамке (составить схему, привести примеры, по желанию подготовить презентацию).
2. Упр. 163 (работа с опорой на толковый словарь).
Список литературы
1. Фундаментальное ядро содержания основного общего образования. / Рос. акад. Наук; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М:Просвещение, 2011 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. / Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2011 г.
3. Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008 г.
4. Н.Г. Мячина. Использование новых технологий на уроке русского языка. / Н.Г. Мячина. http://festival/.1september.ru/2005
5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М: Директ-Медиа, 2008 г.
6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В, Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: – М: Просвещение, 2011 г.
7. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М: Баласс, 2008 г.