СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование единой общерусской культуры, Московское Предвозрождение

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация иллюстрирует состояние русской культуры периода Московского Предвозрождения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование единой общерусской культуры, Московское Предвозрождение»

Московское Предвозрождение Формирование единой общерусской культуры

Московское

Предвозрождение

Формирование единой общерусской культуры

Условия развития культуры Предвозрождения Золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности. Хранителями национальных традиций оставались деятели религии и искусства, воспитывавшие у новых поколений чувство протеста против завоевателей и любовь к Родине. Москва выдвинула идею собирания земель в единое государство, создавала общерусскую культуру. Подъем национального самосознания способствовал созданию произведений, которые можно отнести к раннему этапу индивидуального творчества. В искусстве Руси с конца XIV в. обозначились процессы, свидетельствующие об углублении психологизма, эмоциональной сферы, творческого самовыражения. Интенсивно развиваются литература, архитектура, живопись, музыка Предвозрождения.

Условия развития культуры Предвозрождения

  • Золотоордынское иго уничтожило многие материальные и духовные ценности.
  • Хранителями национальных традиций оставались деятели религии и искусства, воспитывавшие у новых поколений чувство протеста против завоевателей и любовь к Родине.
  • Москва выдвинула идею собирания земель в единое государство, создавала общерусскую культуру.
  • Подъем национального самосознания способствовал созданию произведений, которые можно отнести к раннему этапу индивидуального творчества.
  • В искусстве Руси с конца XIV в. обозначились процессы, свидетельствующие об углублении психологизма, эмоциональной сферы, творческого самовыражения.
  • Интенсивно развиваются литература, архитектура, живопись, музыка Предвозрождения.
Летописание и литература Повести о борьбе с монголо-татарами:  «Повесть о разорении Рязани Батыем»:  «Повесть о Шевкале» (1327 г.- восстание в Твери), «Повесть о битве на реке Пьяне» (1377г.), «Повесть о битве на реке Воже» (1378г.), «Повесть о нашествии Тохтамыша» (1382г.). Произведения о победе на Куликовом поле:  «Сказание о Куликовской битве», «Задонщина». Агиографическая литература (жития святых), создатели:  митрополит Киприан, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.

Летописание и литература

  • Повести о борьбе с монголо-татарами:

«Повесть о разорении Рязани Батыем»:

«Повесть о Шевкале» (1327 г.- восстание в Твери), «Повесть о битве на реке Пьяне» (1377г.), «Повесть о битве на реке Воже» (1378г.), «Повесть о нашествии Тохтамыша» (1382г.).

  • Произведения о победе на Куликовом поле:

«Сказание о Куликовской битве», «Задонщина».

  • Агиографическая литература (жития святых), создатели: митрополит Киприан, Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет.
Архитектура 1333 1326-1327

Архитектура

1333

1326-1327

Собор Спаса на Бору, 1330

Собор Спаса на Бору, 1330

Церковь-колокольня святого  Иоанна Лествичника, 1329

Церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника, 1329

Спасский собор  Андроникова монастыря,   ок. 20-х гг. XV в.

Спасский собор Андроникова монастыря, ок. 20-х гг. XV в.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1423

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, 1423

Икона Спас   Ярое   (Сердитое)  Око » –  оплечный образ Иисуса Христа,  относящийся к иконам типа «Вседержитель».  Живопись

Икона Спас   Ярое  

(Сердитое)  Око » –

оплечный образ

Иисуса Христа, 

относящийся к иконам типа «Вседержитель».

Живопись

 «Троица» Андрея Рублева

«Троица» Андрея Рублева

Богоматерь Донская Богоматерь Донская почитается как небесная защитница русской земли от всех, кто приходит на неё с мечом.

Богоматерь Донская

Богоматерь Донская почитается как небесная защитница русской земли от всех, кто приходит на неё с мечом.

Сошествие во ад  конец XIV в.

Сошествие во ад конец XIV в.

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля Этот иконостас – одно из самых значительных   и загадочных произведений средневекового русского искусства. Об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры.

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Этот иконостас – одно из самых значительных  и загадочных произведений средневекового русского искусства. Об авторстве самых древних икон которого - Деисуса конца XIV века и Праздников начала XV века - до сих пор идут споры.

Благовещенский собор Московского Кремля 1484-1489 гг.

Благовещенский собор Московского Кремля 1484-1489 гг.

Музыка  Основой на которой сформировалась отечественная певческая культура была Певческая Капелла, ведущая свое начало еще с 1479 года. Тогда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков, ставший колыбелью русского хорового искусства. В эпоху Петра I хоровое пение было неотъемлемой частью придворной культуры. 

Музыка

Основой на которой сформировалась отечественная певческая культура была Певческая Капелла, ведущая свое начало еще с 1479 года. Тогда по указу Великого князя Ивана III в Москве был учрежден хор государевых певчих дьяков, ставший колыбелью русского хорового искусства. В эпоху Петра I хоровое пение было неотъемлемой частью придворной культуры. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!