Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов
(текст доклада - сопровождение к презентации)
Галиева Венера Рамзиевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 УИИЯ
г.Ноябрьк.
Слайд 1. Тема «Формирование ИКТ-компетентности у учащихся начальных классов».
Слайд 2. Слова В.А. Сухомлинского.
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик – учебник» прочно вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что ребенок, переступающий порог школы, уже на практике знаком с современными технологиями передачи и обработки информации. Об этом свидетельствует наличие у детей различных гаджетов и весьма активное умелое применение их на практике. Учитывая это, вопрос о необходимости формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования горячо обсуждался в течение многих лет.
Слайд 3.
Как результат споров и исканий в этой области произошло официальное введение во ФГОС начального общего образования второго поколения в рамках программы формирования универсальных учебных действий подпрограммы, указывающей элементы компетентности в области применения ИКТ. По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы.
Слайд 4.
Что же такое компетентность? Компетентность - это характеристика, данная человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества проблем иными словами (задач).Говоря проще, учитель начальных классов наряду с умениями читать, писать, считать должен научить грамотно, пользоваться ИКТ-технологиями каждого ребенка.
Слайд 5.
Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одним из важных элементов формирования УУД (универсальных учебных действий) обучающихся на ступени начального общего образования.
В ИКТ- компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, подразумевающая умение решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника.
Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Исходя из сказанного вытекают задачи ИКТ Слайд 6.
формировать умения у младших школьников использовать различные способы сбора и анализа информации;
уметь вводить текст
анализировать изображения и звук;
формировать УУД, основываясь на возможности ИКТ;
готовить свои выступления и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Слайд 7.
формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;
- формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- формирование навыков самообразования, развития академической способности учащихся;
- формирование навыков работы в группе; развитие умений сформулировать задачу и решить её;
- формирование навыков самоконтроля.
По пунктам УУД распределены и элементы ИКТ-компетентности:
Слайд 8.
1.При освоении личностных действий ведется формирование:
Слайд 9.
2. При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.
Слайд 10. (показ выступления детей)
3. При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео - записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования); структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения, и звуки, ссылки между элементами сообщения;
подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.
Слайд 11.
4. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:
создание гипермедиа-сообщений;
выступление с аудио-визуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум, блог).
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.
По стандартам второго поколения ИКТ-компетентностью должен обладать каждый ученик начальной школы. В связи с этим очень много того, что должны уметь учащиеся в области этой самой компетентности, изучая на других предметах.
Слайд 12. Слайд 13.
«Русский язык»
Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере и простыми видами редактирования текста.
Слайд 14. и следом Слайд 15. На слайде предлагается образцы аудиокниг из Электронной библиотеки для детей и родителей.( занятием учащегося 1 класса ) на уроке по обучению грамоте.
«Литературное чтение»
Работа с мультимедиасообщениями. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео - и аудиофрагментов. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстрированный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
Слайд 16.
«Математика »
Применение математических знаний и представлений и методов для решения учебных задач. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов. Использование дидактических игр.
Слайд 17. Показ работы с учащимся 1 класса по теме «Наши проекты» создание книжки-малютки «Цифры и числа в загадках, пословицах и поговорках».
Слайд 18.
«Окружающий мир»
Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных задач в том числе и в контролируемом Интернете. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Слайд 19. Показ решение теста на этапе закрепления материала по теме «Разнообразие растений и животных».
Итак, по новым стандартам в области поиска, сбора, обработки, анализа, организации, интерпретации, предоставлении, передачи информации с помощью средств ИКТ учащиеся должны уметь:
Осуществлять ввод текста – с клавиатуры; изображения – с видеокамеры; звука – с диктофона;
Проводить цифровую обработку текстов, изображений, измеряемых величин;
Выступать с аудио-, видео-, графическим сопровождением.
Это значит, уже в начальных классах ученик должен составить выступление, суметь подобрать себе графический материал, видеофрагменты, каким-то образом это соединить (или в презентации, или, быть может, даже в сети Интернет) и выступить.
Слайд 20.
Заключение.
Процессу формирования ИКТ - компетентности ученика способствует личностно-ориентированная педагогическая система, суть которой сводится к технологии личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность. Функционирование содержательно-деятельностной модели формирования ИКТ-компетентности учащихся начальной школы в процессе реализации личностно-ориентированной модели педагогического процесса может быть обеспечено применением таких педагогических средств, как:
- использование папок-накопителей;
- использование программного обеспечения: прикладного программного обеспечения, компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов;
- система специальных упражнений;
- организация проектной деятельности;
- нетрадиционные формы занятий;
- использование тестовых и автоматизированных систем контроля;
- оформление учебного электронного портфолио работ;
- метод рейтинговой оценки.
ИКТ–компетентность — это общешкольное умение. Главная задача школы — сделать акцент на формирование этого умения в соответствии с требованиями информационного общества.
ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учеников.
При умелом использовании , ИКТ помогают учителю не только разнообразить урок, но и экономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
«Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы»
(академик А.П. Семёнов.)
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Применение знаний, умений и навыков, полученных в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
-высокая эмоциональность младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Использование же компьютера позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Особенно это важно для детей с ОВЗ.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
усилить образовательные эффекты;
повысить качество усвоения материала;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
овладевать практическими способами работы с информацией,
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Практическое применение интерактивных мультимедийных заданий в педагогической деятельности
При подготовке к урокам использую электронные ресурсы учебного назначения:
1. Программные продукты;
2. Мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры...);
3.Логические игры;
4.Тестовые оболочки;
5.Ресурсы Интернет;
6. Электронные энциклопедии.
В своей работе я использую:
Учебные электронные пособия на CD\DVD:
Например:
Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова Оно является интерактивным мультимедийным компонентом УМК «Окружающий мир». В пособие включено более 600 мультимедиаресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК: анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии. Отдельная часть приложения включает итоговые тесты, которые позволяют мне проверить знания учащихся, полученные в течение года. ОАО «Издательство «Просвещение», SanomaLearning&Literature, YoungDigitalPlanet, 2011.
Математика. Электронное приложение к учебнику, тренажёры Интернет.
Русский язык. Электронное приложение к учебнику, тренажёры Интернет.
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. Она содержит обширные сведения по всем областям науки, техники, искусству и литературе, представленные статьями, мультимедиа-иллюстрациями, аудиофрагментами (интерактивный географический атлас, интерактивные таблицы и шкалы, карта звёздного неба, викторины, туры для любознательных и др.). БЭКМ вмещает «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь иностранных слов», «Словарь пословиц русского народа» В.И. Даля и др. Всё это позволяет использовать пособие на разных уроках: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, а также на внеклассных занятиях.
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и любом этапе урока:- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме или создания проблемной ситуации, при повторении пройденного материала, -для быстрой проверки знаний;- на этапе объяснения нового материала, используя таблицы, видеофрагменты, рисунки; - на этапе закрепления для определения уровня усвоения темы( показывается не только задание, но и ответ); - использование тестового контроля.
Предлагаемые типы заданий 1. Задания для первичного применения полученных знаний. 2. Задания для проверки первичного усвоения знаний. 3. Задания для самостоятельной работы и самопроверки. 4. Задания для контроля усвоения полученных знаний.
Задания для первичного применения полученных знаний Программа HotPotatoes (установи последовательность ) Программа HotPotatoes (кроссворд) Интернет-ресурс (игра-тренажёр)
Презентация PowerPoint («Поймай ошибку») Презентация PowerPoint («Волейбол) Облачные технологии Google (тест) Задания для проверки первичного усвоения знаний.
ЦОР Интернет-ресурс (онлайн тест) Программа HotPotatoes (кроссворд « Непроизносимые согласные») Задания для самостоятельной работы и самопроверки.
Презентация PowerPointПрограмма HotPotatoes ( викторина по русскому языку «Укажи верный ответ») Презентация PowerPoint Презентация PowerPoint Задания для контроля усвоения полученных знаний.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Сайты для учителей начальных классов:
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.edu.ru/info/text/goscom/dokum/doc98/1235-1 .html - обязательный минимум содержания начального общего образования; http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web Links&file=index&l op=viewlink&cid=277 - список ресурсов по природоведению; http://9151394.ru/?r=lib&p=rusyaz - вся орфография и пунктуация в таблицахhttp://rating.fio.ru/current.php7program type=2&subject id=l 4&Submit^%E2% FB%E 1 %F0%E0%F2%FC - образовательные ресурсы по начальной школе; Внеклассные мероприятия к любому празднику - http://schoollessons.narod.ru/;
Детский портал «Солнышко» - http://www.solnyshko.ee; http://www.solnet.ee/skazki - книга сказок;
http://www.skazochki.narod.ru/index flash.html - сайт «Детский мир».
Детские песни, мультфильмы, загадки и др.
Детские электронные книги и презентации: http.7/viki.rdf.ru/
Архив учебных программ: http://rusedu.ru/
Фед.Гос.Обр. портал Стандарт: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 Для уроков рисования: http://www.kalYamalya.ru/
Интересный сайт для учителей начальных класов: http://www.nachalka.com/