Разработка урока
с использованием ИКТ
и выходом в Интернет
(развитие ИКТ- компетентности учащихся – 7 класс)
Автор Панцова Н.И.
Учитель биологии МБОУ «Погорельская СОШ»
Тверской области
Место урока в системе – урок №3 темы «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia).
Тема урока «Многообразие пресмыкающихся» (7 класс)
Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний.
Вид урока - урок по презентации изученного материала с практической работой и использованием ИКТ
Цель: обобщить представления учащихся по классу Пресмыкающиеся и способствовать формированию ИКТ – компетентности учащихся через работу в Интернет – сети и создание Интернет - коллекции.
Задачи:
познавательная: изучить многообразие современных пресмыкающихся
развивающая: развитие умений и навыков групповой и индивидуальной работы; формирование ключевых компетентностей учащихся; развитие ИКТ-компетентности.
воспитательная: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, воспитание бережного отношения к живому.
Место проведения: ИЦШ или компьютерный класс с доступом в Интернет.
Материалы и оборудование:
ПК с мультимедийным комплектом (проектор, экран или интерактивная доска),
принтер;
- карточки для программированного опроса, листы ответов;
- презентация к уроку;
-инструктивные карты по простейшему поиску в системе Интернет.
Ход урока
I.Организационный момент и постановка целей урока.
II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Урок начинается с актуализации знаний об особенностях строения и жизнедеятельности пресмыкающихся в форме программированного опроса. Учащиеся получают карточки для индивидуальной работы и листы ответов.
На работу отводится 7 минут и 3 минуты на разбор вопросов, которые вызвали у учащихся затруднения (после сдачи листов ответов).
Лист ответов _____________________________________________ класс_______________
Задание №1.
А- земноводные | Б - пресмыкающиеся | В – общие признаки |
| | |
Задание №2.
________________________________________________________________________________
Задание №1.
Выберите признаки, характерные для А – земноводных; Б - пресмыкающихся; В - общие для двух классов признаки. Занесите выбранные номера в лист ответов (№1)
кожа покрыта роговой чешуёй; 9 дыхание кожно-лёгочное;
кожа голая; 10. конечности пятипалые;
развиваются на суше; 11. холоднокровные;
яйцо покрыто кожистой оболочкой; 12. два шейных позвонка;
развитие идёт с метаморфозом; 13. один шейный позвонок;
два круга кровообращения; 14. оплодотворение внутреннее;
в сердце находится смешанная кровь; 15. оплодотворение наружное;
дыхание только лёгочное; 16. периодически линяют
Задание №2.
Выберите правильные утверждения, проставьте выбранные № в лист ответов (№2)
оболочка яйца пресмыкающегося предохраняет зародыш от высыхания.
дыхательная поверхность лёгких ящерицы больше, чем у тритона или саламандры.
У всех пресмыкающихся двухкамерное сердце.
Температура тела пресмыкающихся не бывает выше температуры окружающей среды.
Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
У пресмыкающихся северных районов часто встречается живорождение.
В головном мозге пресмыкающихся отсутствует промежуточный мозг.
В желудочке сердца ящерицы смешанная кровь.
У живородящих ящериц и змей не образуется яиц.
все пресмыкающиеся не заботятся о своём потомстве.
III. Изучение нового материала.
Изучение нового материала проходит в виде презентации, проходящей в рамках сообщения учителя и самостоятельной работы учащихся с доступом в Интернет.
3.1. Многообразие пресмыкающихся и их классификация.
В рамках презентации PowerPoint (в приложении к уроку) учитель сообщает о систематике класса Пресмыкающиеся и основных чертах отрядов (запись в тетради учащихся).
3.2 Самостоятельная работа по каталогизации изображений представителей класса Пресмыкающиеся (по поиску в Интернет).
3.2.1 – организация рабочих групп проводится до урока (возможны 2 варианта)
1 вариант - по желанию учащиеся разбиваются на 4 группы
(черепахи, крокодилы, змеи, ящерицы) и записываются на специальные листочки 2 вариант - проводится шуточная жеребьёвка по «лотерейным билетам» с изображением представителей различных отрядов пресмыкающихся.
(Примечание – если класс очень большой и в группе получается более 5 человек, можно добавить дополнительное деление – морские черепахи, сухопутные черепахи и т.п.)
3.2.2. Инструктаж по проведению работы.
Вам предлагается собрать собственную коллекцию пресмыкающихся, использовав для ее наполнения изображения рептилий на разных сайтах Интернет. Искать нужные сайты можно самым простым путем - заходя на известные поисковые страницы . Перед началом поиска подумайте, какие слова удобнее использовать в качестве ключевых, чтобы найти именно тот материал, который нас интересует. К таким понятиям относятся (предложения учащихся)… Записываются на доске – Класс Пресмыкающиеся, отряд крокодилы, отряд черепахи, отряд чешуйчатые – змеи, отряд чешуйчатые – ящерицы и т.д.
Давайте посмотрим как осуществить пошаговый путь организации поиска в Интернете через поисковую систему Яндекс (для затрудняющихся учащихся на столах лежат распечатанные инструктивные карточки организации поиска и Интернете)
(слайды презентации)
Шаг 1. Пишем ключевые слова в строке поиска
Шаг 2.Выбираем «все картинки»
Шаг 3. Через «прокрутку» находим интересное изображение
Шаг 4. Выбираем изображение
Шаг 5. Копируем изображение и адрес сайта или веб-страницы, на которой было найдено изображение, в документ Word
Класс Пресмыкающиеся. Отряд черепахи (Chelonia)
http://www.kalitva.ru/2007/09/21/
красноухая черепаха
Каждый из вас работает индивидуально и в своей группе. Вы должны найти для коллекции не менее трёх экземпляров пресмыкающихся, можно посоветоваться во время выбора с другими членами вашей группы (желательно учащихся одной творческой группы расположить за соседними компьютерами).
Найденные материалы необходимо сохранить в одном файле.
3.2.3. Практическая работа в Интернете.
- учитель оказывает помощь учащимся, не достаточно уверенно владеющим навыками работы с ПК.
IV.Закрепление материала и рефлексия.
Проводится заключительная беседа по материалу урока:
С какими животными мы познакомились?
Что нового узнали на уроке? Было ли вам интересно работать? О каких пресмыкающихся вы могли бы рассказать друзьям и знакомым?
V. Домашнее задание.
§ 42, вопросы №2,3.
- Ваши творческие группы собрали материал для наших коллекций, но ваша работа ещё не завершена. Пожалуйста, в группах создайте общий документ Word по вашему отряду пресмыкающихся. Его можно будет распечатать в ИЦШ и показать всем учащимся (или через проектор в кабинете биологии). Вы обменяетесь на следующем уроке своими коллекциями и познакомитесь поближе с многообразием различных отрядов современных пресмыкающихся.
ДДЗ. Желающие могут подготовить сообщения о некоторых представителях класса Пресмыкающихся.
До скорой встречи!