СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исследовательских навыков и умений на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие у школьников общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских навыков и умений на уроках химии»

Смирнова Людмила Александровна, учитель химии

филиала МБОУ «Цнинская СОШ №1» в селе Кузьмино -Гать

Формирование исследовательских навыков и умений на уроках химии.

«Действительно ценные знания составляются не из того, о чём человек слышал, а из того, что он приобрёл сам и чем он умеет пользоваться»

Ляпунов А. А., математик, академик РАН

Изменения, которые происходят в современном обществе, диктуют повышенные требования к выпускнику общеобразовательной школы, который должен быть мотивирован на познавательную деятельность. Это позволит школьникам легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире и применять свои знания в нестандартных ситуациях. Поэтому развитие у школьников общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

К общим исследовательским умениям и навыкам следует отнести: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, работать с текстом, проводить классификацию, обладать умениями и навыками наблюдения и проведения эксперимента, определять методику эксперимента, планировать и проводить исследовательскую деятельность, прогнозировать ее результаты, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребенка основ культуры исследовательского мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные приёмы, методики и технологии. Но когда речь идет об исследовательской деятельности учащихся, то в первую очередь такой вид деятельности подразумевается вне урока. Остается недостаточно рассмотренной проблема включения исследовательской деятельности в урок, её организация в сочетании с различными методами и средствами обучения.

По своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой в особом аналитико-прогностическом режиме сочетания «проб и ошибок», с личностными открытиями. И «втиснуть» такой вид деятельности в рамки обычного урока парой очень сложно.

Возрастные особенности подростков таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические знания, а самостоятельная практическая деятельность. Учитывая это, всё же необходимо обеспечить поэтапное овладение исследовательскими умениями:

1. Подготовительный (5-6 класс). На этом этапе изучаются азы научного познания мира. Задача данного этапа – создать условия для формирования у учащихся практических навыков организации труда, грамотной работы с текстом, сформировать начальные экспериментальные умения. На этом этапе учитель выполняет роль наставника.

2. Развивающий (7-8 класс). На этом этапе происходит развитие творческих способностей, усвоение основных принципов исследовательской деятельности. Задача - научить школьников осуществлять выполнение несложных исследовательских заданий по алгоритму с привлечением межпредметных знаний. На этом этапе учитель уже становится консулатом.

3. Завершающий (9-11 класс). Здесь заложенные ранее навыки исследовательской деятельности способствуют самоопределению ученика к самостоятельному поиску и решению проблемных вопросов. Обучающиеся 9-11 классов должны уже полностью владеть практическими навыками исследования, темы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося, активно используются различные образовательные ресурсы. Роль учителя на данном этапе кардинально меняется. Учитель становится рецензентом или даже оппонентом.

Так как изучение химии начинается с 8 класса, то подготовительный и развивающий этап часто объединяются для нас в один.

На каждом этапе необходимо применять различные методы и приёмы работы по формированию исследовательских навыков и умений. Например, после самостоятельной работы с текстом учебника предлагаю ответить на вопросы, заполнив следующую таблицу:

Что из прочитанного ты уже знал?

Что узнал нового?

О чём думал иначе?

О чём хотел бы узнать больше?

1. Природе есть красный и белый фосфор.

2.Белый фосфор светится.

3.Красный фосфор используют в производстве спичек.


1. Фосфор открыл Х. Бранд.

2. Белый фосфор ядовит и воспламеняется на воздухе.

3. Что первые спички появились в Швеции.

4. Красный фосфор может превращаться в белый фосфор.


1. Фосфор не ядовитое вещество.

2. Собака Баскервилий могла быть в реальности.

3. Спички загораются из-за обычного трения.


1. История открытия фосфора.

2. Свойства красного и белого фосфора.

3. Почему светиться белый фосфор?

4. Технологию производства спичек.

5. Где ещё применяется фосфора?

6. Есть ли ещё модификации фосфора?



Такой анализ текста вполне может дальше стать основой учебного исследования.

2. Метод наблюдений в обучении основан на восприятии изучаемого явления или объекта на особом уровне, что помогает направлять мыслительную деятельность учащихся, особенно на первом этапе формирования исследовательских умений. Это метод наиболее эффективен в практике обучения химии, потому что здесь мы опираемся на лабораторные и практические работы.

Например, при изучении в 8 классе темы «Типы химических реакций на примере свойств воды», провожу лабораторный опыт: в чашку Петри наливаем воды и добавляем в неё несколько капель фенолфталеина, а затем помещаем небольшой кусочек щелочного металла, например, натрия. Предлагаю учащимся внимательно пронаблюдать за происходящим. Далее прошу отметить особенности данной реакции: кусочек металла превращается в серебристый «шарик», который не только остаётся на поверхности воды, но и «бегает» по ней, оставляя за собой малиновый шлейф. Записав на доске уравнение химической реакции по типу замещения, предлагаю объяснить происходящее. (Плотность металла меньше плотности воды, реакция экзотермическая, а натрий имеет низкую температуру плавления, реакция идёт на поверхности соприкосновения металла и воды и образующийся в этом месте водород постоянно подталкивает металл, заставляя его двигаться, и наконец, образующаяся в растворе щёлочь изменяет цвет индикатора)

3. Эксперимент как метод обучения включает в себя умение ставить цель, продумывать методику проведения эксперимента, анализировать и систематизировать полученные данные, делать выводы. На начальном этапе цель эксперимента перед учеником ставится учителем, совместно с ним определяется и последовательность его проведения. На втором этапе учитель может поставить только цель, остальные этапы исследования, учащиеся выполняют самостоятельно. На последнем этапе формирования исследовательских умений – учащиеся намечают цель эксперимента и планируют его проведение, обобщают данные, делают выводы. Всё это требует от учащихся не только хороших знаний, но и нестандартного мышления. Учитель может выполнять здесь роль консультанта.

Эффективное развитие исследовательских умений и интереса к научно-исследовательской деятельности возможно в ходе выполнения практических работ, которые предусматривают непосредственное использование знаний на практике. Поэтому для дальнейшего формирования и развития исследовательских умений стараюсь уйти от заданий, которые уже включают в себя алгоритм действий. Например, при выполнении практической работы в 9 классе «Получение гидроксида алюминия и изучение его свойств» предлагаю формулировку задания по своей форме близкой к заданию № 22 ОГЭ:

1 вариант задания

2 вариант задания

1. Налейте в пробирку 2 мл раствора хлорида алюминия, добавьте по каплям раствор разбавленной щелочи до образования студенистого осадка. Напишите ионные уравнения проведенной реакции.

Даны вещества оксид меди(II), цинк и растворы нитрата магния, гидроксида натрия, хлорида алюминия, серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия. Используя воду и вещества только из этого списка получите гидроксид алюминия и исследуете его химические свойства. Опишите признаки проведённых реакций. Для реакций ионного обмена запишите сокращённое ионное уравнение.

Сделайте выводы.

2. Разделите содержимое пробирки пополам и добавьте к одной части раствор серной кислоты, к другой — раствор гидроксида натрия до «исчезновения» осадка. Напишите ионные уравнения осуществленных реакций.

3. Сделайте вывод о характере химических свойств гидроксида алюминия.

Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской деятельности.

Следует отметить, что развитие у детей общих умений и навыков исследовательской деятельности в рамках только одной предметной области невозможно.

Литература:

  1. Е.В. Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методолгия, методика, практика. – М., Глобус, 2008г.

  2. А. И. Савенков. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М., Генезис, 2005г.

  3. А. В. Леонтович. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов