Формирование каллиграфических навыков
у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»
К сожалению, количество детей с трудностями обучения письму увеличивается с каждым годом.
Большие трудности при овладении навыками письма отмечаются у детей с отклонениями в развитии на начальном этапе обучения в школе. Связано это, прежде всего, со становлением произвольных движений в развитии двигательной сферы ребенка. У таких детей с самого раннего возраста отмечается недоразвитие как общей, так и мелкой ручной моторики; несовершенство нервной регуляции движений; несформированность пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации, недоразвитие речевой деятельности. Интеллектуальные особенности умственно отсталого ребенка проявляются в недоразвитии как всей познавательной деятельности, так и общей ручной, мелкой ручной моторики, что затрудняет становление механизма процесса письма.
Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук возникают трудности в подготовке руки к письму. Наблюдаемое мышечное напряжение может привести к излишне сильному нажиму на карандаш, вызвать утомление, изменить характер почерка. Это выражается в написании букв разного размера, в непостоянном наклоне. Для облегчения письма ребенок будет менять положение руки и ручки, напрягая или расслабляя мышцы кисти и предплечья.
Из-за нарушения переключения движений возникнут затруднения при написании букв с элементами закруглений. Неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти, предплечья и плечевой части) может привести к вынужденным остановкам, выходу штриха за строку, нечеткости движений или дрожанию руки в момент письма.
Все эти характеристики относятся к каллиграфическому качеству письма. Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию обучающихся, воспитанию аккуратности, сосредоточенности, старательного отношения к любой работе.
Систематическая работа по формированию каллиграфического почерка обучающихся – одно из главных задач начальной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При подготовке к письму детей с отклонениями в развитии важно определить основные задачи, методы и приемы коррекционной работы. В работе с детьми важно учитывать общие задачи:
- формирование навыка правильно сидеть за столом при выполнении заданий (соблюдение гигиенических требований);
- формирование умений выполнять задания по подражанию действиям взрослого, по образцу и словесной инструкции;
- развитие ручной и мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;
- формирование специфических действий руки (захват щепотью мелких предметов и манипулирование ими);
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитее слухового внимания и слухомоторной координации;
- формирование навыка использования принадлежностей для письма (мел, карандаш, фломастер, ручка, лист бумаги, доска);
- формирование базовых графических навыков;
- обучение детей работать в коллективе сверстников, адекватно оценивать результаты своих работ.
При обучении детей выделяются основные направления коррекционно-педагогической работы:
Развитие и коррекция общих движений.
Развитие ручной и мелкой моторики рук.
Развитие зрительного внимания и зрительно-двигательной координации.
Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
Развитие пространственной ориентировки
Формирование базовых графических навыков.
Активизация познавательной деятельности.
Существует последовательность формирования каллиграфических навыков для обучающихся.
Первый этап – подготовительный.
На данном этапе необходимо решить следующие задачи:
Сформировать у обучающихся привычку правильной посадки за партой и пользования письменными принадлежностями. Правильно объяснить и закрепить положение ручки в руке. Отработать правильное положение тетради на парте. Познакомить с рабочей и нерабочей строкой в тетради.
Познакомить с основными направлениями руки во время письма (сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, круговые движения), одновременно формируя понятие о прямой (горизонтальная, вертикальная, с наклоном), полуовальной и овальной линиях. Предлагаются упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительного анализатора и осмысление собственных графических действий: прописывание фигур в воздухе; усвоение различных способов работы рукой – от крупных движений всей рукой до мелких движений пальцами; штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых линий; рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров; поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т.п.; рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций и т.д. с целью развития оптического восприятия.
Познакомить с основными элементами графической системы и отработать их начертание, сопровождая словесным описанием внешнего вида элементов букв, способов письма.
На данном этапе важно позаботиться о мотивационной стороне. Поэтому все задания лучше предлагать в игровой форме.
Второй этап – основной (буквенный).
На основном этапе решаются следующие задачи:
Сформировать у обучающихся, четко дифференцированные зрительно-двигательные образцы всех письменных букв; научить детей стабильному, одновариантному начертанию букв и установленным способам их соединения; добиться достаточной автоматизированности действия письма.
Отработать устойчивость угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых букв при письме; сформировать у учеников прием аналитического восприятия, как отдельных букв, так и их комплексов.
Важной частью коррекционной работы является словесное описание объекта, подлежащего записи и связанных с ним действий. Для формирования четкого представления о том, что и как надо делать, для правильного выполнения задания, необходимо научить детей описывать, и, следовательно, осознавать и сам объект работы, и особенности своего восприятия осуществляемых действий, и их планирование, т.е. поэтапно проговаривать их для себя и для других.
Третий этап – заключительный.
На заключительном этапе необходимо провести серию уроков по предупреждению графических и каллиграфических ошибок в письме обучающихся, закреплению полученных умений на предыдущих этапах и начать работу по автоматизации графических и каллиграфических навыков.
Программа 1 класса состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Основные задачи добукварного периода:
*Подготовить обучающихся к овладению первоначальными навыками
письма.
*Прививать навыки правильной посадки во время рисования и
письма.
*Учить правильному расположению тетради на парте.
*Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.
*Различать рабочую и вспомогательную строчки.
*Прививать интерес к обучению.
В добукварный период в уроки письма включаю такие задания, как
*Лепка
*Складывание и резание бумаги ножницами по прямым линиям
*Составление фигурок из счётных палочек по образцу
*Игры с мозаикой
*Рисование мелом на доске
*Рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.)
*Обведение карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафаретам, их штриховка
*Рисование несложных предметов (Овощей, фруктов, фигур животных, птиц, рыб и т.д.)
*Обведение рисунков по точкам
*Рисование по данному рисунку
*Штриховка рисунков и др. задания.
Все эти задания помогают ребёнку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.
В букварный период знакомлю с рукописным начертанием строчных и прописных букв.
Для создания двигательного образа буквы использую такие приемы:
Обведение букв, написанных
*на доске;
*в тетрадях;
*карандашом;
*пунктирными линиями или точками;
2. Письмо в «воздухе»;
3. Использование кальки или целлофана;
4. Письмо мокрой тряпкой;
5. Письмо мокрыми пальцами на доске;
6. Письмо под счет в определённом ритме.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся в букварный период:
*формирование навыков правильного, безотрывного написания букв;
*соединение букв в словах;
*списывание слов, предложений с доски и букваря.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и каллиграфических навыков:
Развитие и коррекция общих движений (по А.В. Семенович): разминка («Потягушки», «Качели», «Часы», «Плечи прыгают» и т.п.); растяжки рук; упражнение « Море»;
Развитие ручной и мелкой моторики рук.
2.1. Статические упражнения для кистей и пальцев. («Стол», «Стул», «Лодочка», «Цветок», «Зайчик», «Кошка», «Очки» и т.д.)
2.2. Развитие у детей предметных действий.
2.3. Динамические упражнения для кистей рук и пальцев. («Пальчики здороваются», «Человечек», «Встретились ладошки» и т.п.)
2.4. «Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением. (Апельсин», «Замок», «В гости к пальчику…», «Засолка капусты» и т.п.)
2.5. Пальчиковый театр.
2.6. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различ-ных предметов – предметная мелкая моторика.
Для этих упражнений используются:
- вставить пластину в любое отверстие мозаики;
- выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета;
- выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, затем разноцветный);
- составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте
конструкторы, кубики, шурупы, гайки;
цветные клубочки ниток для перематывания;
различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;
нанизывание бус, бисера, пуговиц;
пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;
дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких), круп;
наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);
наборы игр для шнуровки;
волчки разных размеров;
сбор разрезных картинок по контуру «Картинка – вкладка», пазлов;
Развитие зрительного восприятия и внимания и зрительно-двигательной координации:
- формирование внимания на предмете; - обучение детей собирать целостное изображение предмета по частям; - обучение соотносить геометрические формы с предметами; - сравнение сюжетных изображений; - формировать умение выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции).
4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации:
- выполнение определенных движений на определенные звуки «Прятки», «Пианино», Барабан», «Хлопки», «Наматывание клубка» и т.д. - развитие и коррекция ритмической составляющей движения (обучение детей отстукивать ритмы по слуховому образцу: «Школа радистов», «Передай телеграмму», «Сколько деток»; - обучение детей выполнять задания в тетрадях по речевой инструкции.
5. Развитие пространственной ориентировки:
- формирование ориентировки в пространстве: вверх-вниз, вправо-влево (выполнение ритмичных движений руками в заданных направлениях); - выкладывание предметов из палочек по образцу и по речевой инструкции «Выложи елочку», «Построй елочку», «Сделай домик» и т.п. – формирование ориентировки на листе бумаги и умения передавать пространственные отношения предметов, уметь действовать по образцу и речевой инструкции («Разложи игрушки по местам», «Собака со щенятами», «Правый-левый», « Где находится», «Пространственный диктант» и т.п.
6. Формирование базовых графических навыков:
- обучение детей проводить простые линии-дорожки в заданном направлении, линии-дорожки (прямые, волнистые, ломаные) в ограниченном пространстве и в разных направлениях (сверху-вниз, слева-направо). Игровые упражнения и задания: «Дорожки к домикам», «Дождик», «Веселый мяч», « Воздушные шары», « Вниз по горке», « Волны на море», «Забор», «Елочки», «Пройди по лабиринту» и т.д.
- обучение детей проводить линии по заданному контуру (обозначенному точками, штрихпунктирной линией, тонкой сплошной линией). Игровые задания: «Дорога к гаражу», « Дорожка для колобка», «Шпалы», «Мячи», «Соедини по точкам» и др.
- обучение детей обводить линии по контуру и штриховать простые геометрические формы, ориентируясь на указательную стрелку; обводить предметы по контуру, используя трафареты, линейки. Игровые задания – «Снеговик», «Домик», «Облака» и т.д.
- обучение детей выкладывать узоры из плоских геометрических форм на столе с последующей зарисовкой этих узоров. Обучение воспроизведению из заданных форм целостных предметов. Задания – «Сложи и зарисуй узор», «Выложи и зарисуй грибок», «Сложи и зарисуй елочку, неваляшку», «Сложи данные части так, чтобы получилась машинка» и др.
- обучение детей изображать предметы, дорисовывая недостающие части к предложенному образцу. Обучать рисовать картинку по образцу. Задания – «Дорисуй неваляшку (дом, лист, машину, снеговика)», « Угадай, что нарисовано», «Нарисуй такую же картинку» и т.д.
- обучение детей раскрашивать по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами.
- выполнение заданий на тетрадном листе в клетку и линейку (увеличенного размера) по образцу и речевой инструкции:
а) обучать копировать точки (простого рисунка), изображение узора по клеточкам, изображение узоров из геометрических фигур, соблюдая строку и количественную последовательность, изображение геометрических фигур по речевой инструкции педагога «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру»;
б) обучать проведению различных линий и штриховке по указателю-стрелке. Графические задания: «Дорисуй забор, пропуская одну клетку», «Продолжи узор», «Обведи по пунктиру», «Обведи, дорисуй, закрась».
- выполнение всех аналогичных заданий в занимательных тетрадях для дошкольников (серия «Папка дошкольника», «Тетрадь с заданиями для развития детей», рассчитанных на разные возрастные группы).
7. Развитие мелкой моторики на других уроках:
Рисование – рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечой, зубной щёткой, карандашами, раскрашивание и т.д.
Труд – лепка из пластилина с использованием природного материала (семян, круп, шишек, ракушек и т.д.), лепка из соленого теста; аппликация (обрывная, полуобъемная, из листьев, из пластилина; конструирование из бумаги – оригами; плетение; нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.; шитье, вышивание (на картоне по проколам, на ткани); выполнение работ в технике «Изонить»; работа с ножницами.
Коррекционная работа, направленная на подготовку умственно отсталых детей к овладению навыками письма, осуществляется планомерно, обеспечивает последовательность, системность усвоения программного материала. Она осуществляется как на специальных занятиях, на уроках обучения грамоте, математике, так и на уроках физического воспитания, изобразительного искусства и ручного труда. Целенаправленное коррекционное воздействие по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом обучения умственно отсталых школьников.
Источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/09/24/sovremennye-podhody-formirovaniya-kalligraficheskih-navykov
Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 1995. - №12. – С.12 – 22
Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы / М.М. Безруких. – М.: Новая школа, 1993. – 61с.
Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. - №10. – С. 37 – 52
Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А. Илюхина // Начальная школа. – 1999. - №8. – С. 16 – 24
Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 703 с.
Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. - № 2. – С. 4 – 14
Потапова Е.Н. Радость познания: Кн. для учителя / Е.Н. Потапова. – М.: Просвещение, 1990. – 96с.
Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию: Пособие для учителей / Под ред. Н.А. Менчинской. – М.: Просвещение, 1969. – 109с.
Шинтарь З.Л. Методические рекомендации по курсу Каллиграфия / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГрГУ, 2001. – 27 с.