пояснительная записка педагогического опыта работы
учителя химии МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасска
Семёнычевой Ларисы Витальевны
Формирование ключевых компетентностей школьников на уроках химии
Ребенок – не кувшин, который надо наполнить,
а лампада, которую надо зажечь.
/Средневековые гуманисты/
Большинство мыслящих людей, по-настоящему увлеченных своей работой, посвящают свою деятельность поискам «философского камня»: ищут свой универсальный ключ в решении профессиональных задач…
Мной многолетний опыт в качестве учителя, помог мне ответить на главный вопрос моей жизни:
- Для чего я учу детей?
Я учу своих воспитанников становиться личностями - понимать ситуацию, достигать результатов в жизни. Не каждому дано быть химиком, но химия и жизнь тесно связаны друг с другом.
Я поняла, научить можно только тогда, когда знаешь и умеешь сам. Химия, это естественная наука, поэтому ученики должны наблюдать, сравнивать, классифицирать, группировать, делать выводы. Всё это, я увидела в педагогической системе развивающего обучения Занкова Л.В., она дает положительный результат. Всё дело в том, что стержнем системы развивающего обучения Занкова Л.В. является деятельность самих учеников. Это от нас требуют и новые стандарты образования - деятельность ученика.
Ученик, это прежде всего - личность.
Среди современных разработок наиболее значимы, интересны и эффективны: технологии системы личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, система В.М. Монахова. Теоретическая основа моей работы заключалась в изучении инновационных технологий и применение их на своих уроках.
Когда ребенка оценивают по конкретному результату его действий, он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". И вот здесь ему на помощь приходит учитель.
Вербицкий ввел понятие деятельный модуль- это значит разноуровневое , коллективное, модульное обучение. Это упростило систему оценивания.
Химия - это предмет который дается не всем, но все должны усвоить базовый уровень поэтому моя задача заинтересовать, мотивировать учащихся к обучению. В своей работе использую разные технологии. Например, элементы уровневой дифференциации - это тематические зачеты. Например, в 8 классе учащиеся сдают следующий перечень зачетов:
1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Атомы химических элементов.
2. Соединения химических элементов.
3. Изменения, происходящие с веществом.
4. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Учащиеся на первых уроках каждой темы знакомятся с планом и образцами ответов. Такие уроки показали, что если ученик систематически занимается изучением материала, ему легко с этим справится, в дальнейшем он становится ассистентом, помогает учителю принимать зачет у своих одноклассников.
В 10 класс приходят учащиеся, которые уже определились с выбором "кем быть?". Химия, является не востребованным предметом, лишь некоторые будут сдавать ЕГЭ. Остальных же интересует только оценка в аттестате зрелости. Если предъявлять одни и те же требования ко всем, то процесс обучения станет для многих сложным и неинтересным. При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, групповые и индивидуальные самостоятельные работы.
В основе их содержания - подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет, но главный итог их работы - тематический зачет. Например, в первом полугодии 10 класс сдает зачеты по следующим темам:
1. Алканы;
2. Алкены;
3. Алкины;
4. Алкадиены;
5. Бензол.
Первичное закрепление материала провожу на самых простых примерах, постепенно наращивая сложность заданий. Для закрепления темы готовлю разноуровневый дидактический материал, продумываю последовательность заданий, это дает возможность всем учащимся включиться в работу и достичь положительных результатов.
За 2-3 урока до тематического зачета провожу тренировочное занятие, в него включаю задания, аналогичные заданиям тематического зачета. В результате учащиеся могут объективно оценить свою подготовку, и имеют время ликвидировать пробелы в знаниях. Открытость, определенность требований вызывает у учащихся интерес к достижению поставленной цели. В случае неудачи, а также при желании улучшить свой результат, я даю возможность пересдать зачет.
Пример заданий зачёта на тему: «Алкены»
1. Общая формула алкенов а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n-2
2. Гомологами являются вещества: а) ацетилен и этан в) бутен и пентен
б) этен и этан г) этилен и ацетилен
3.Число π - связей в молекуле этилена а) 2 б) 1 в) 3 г) 6
4. Осуществите превращение: C4H10→ C2H4 → C2H5OH→ C2H4 → C2H5Cl → C4H10
5. Сколько видов изомеров может быть у вещества C6H12? Напишите по одному примеру и назовите их.
6. Установите МФ алкена, плотность которого при (н.у) составляет 2,58г/л.
Здесь присутствуют тестовые и традиционные задания.
Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются. Например приём - смысловое чтение ( см. рис.1).
Рисунок 1 - Прием инновационной технологии - смысловое чтение
«Смысловое чтение» - этот приём использую при извлечение информации при изучении нового материала.
1. «Перевод с русского на русский» - (этот приём использую как при работе групп, так и индивидуально)
8кл. Тема:«Важнейшие классы бинарных соединений» класс разбивая на четыре группы, каждой группе даю текст по теме урока и предлагаю выписать непонятные слова, в заключении работы каждая группа обменивается информацией получается мини конспект о классах бинарных соединений.
9кл. Тема:«Углерод - простое вещество». Ученики выписывают такие слова как: алмаз, графит, фуллерены, кокс, перегонка, пиролиз и т.д. Затем обмениваются информацией.
10кл. Тема: «Аминокислоты. Классификация. Номенклатура.»
2. «Ключевое слово» - этот приём использую при составлении химических уравнений, формул веществ, решении задач и т.д.
3. «Ответь на вопросы цитатами из текста» - это задание использую как для индивидуальной так и групповой работы. Предлагаю прочитать текст, потом составить вопрос по тексту. Затем предложить ответить своим одноклассникам цитатой из текста. Текст даётся один.
4. «Моделирование»: Изучая классы неорганических (8-9кл.) и органических веществ (10кл.) предлагаю преобразовать модели. Пример моделирования:
а) Получите Cl2 из HCl по схеме: HCl + Х → Cl2 + …..
б) Осуществите превращение: C4H10 → C2H4 → C2H5OH → C2H4 → C2H5Cl → C4H10
Дайте названия образовавшимся веществам. Формулы запишите в структурнов виде.
Изучив материалы глубже, я поняла, что единоразовое, непродуманное использование этих приёмов для активизации познавательной активности не дает особых результатов.
Теперь я системно использую на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет добиваться положительного результата (см. рис.2)
Рисунок 2 - Качество - обученность
Мы, учителя, должны давать не только знания, но и развить аналитическое мышление у своих учеников.
Развить эти способности нам помогает «Теория развития аналитического мышления» Занкова Л.В., Гальперина П.Я., Давыдова В.В. Это метод проектов.
Хотелось бы отметить, цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
- развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
- развивать у учащихся исследовательские умения.
Технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения и укрепление здоровья населения. Для этого я выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников:
а) экологические проблемы;
б) организация рационального питания;
в) вопросы медицины.
Совместно с учащимися выбираем для исследования тему и начинаем работать над ее реализацией. Учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, ставят опыты, обсуждают, делают выводы. С результатом своих исследований знакомим на школьной НПК. Свои работа ученики представляют во Всероссийских конкурсах исследовательских работ:
1. Общероссийский фестиваль исследовательских и творческий работ учащихся «Портфолио ученика»;
2. «Портфолио ученика» конкурс «Учебный проект»;
3. Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество»;
4. Всероссийский конкурс проектных работ «Инновация. Наука. Техника»;
5. Интернет-проект «Путешествие в мир химии»;
6. Ассоциация творческих педагогов России. Всероссийский фестиваль педагогического творчества;
7. Номинация «Проектная (творческая) разработка под руководством преподавателя».
Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.
В своей работе использую приемы игровых технологий (см. рис.3).
Рисунок 3 - Функции игровой технологии
Эту технологию использую, как часть урока и в качестве внеклассной работы. Это позволяет заинтересовать учеников, расширить кругозора, увеличить познавательную деятельность.
Примеры игр представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Виды игр
«Логические цепочки»
Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
«Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As,.... б) F-,..., Na+, S2-, Ar0,....
«Убери лишнее»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3; б) H2S, СaSO4 , HI, (NH4)2 S
«Лото наоборот»
Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:
CaO | HNO3 | MgO | HCl |
P2O5 | SO3 | СO2 | NaOH |
Задача играющих учеников состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.
«Третий лишний»
BaO | CO2 | CaO |
HNO3 | HCl | H2O |
Na2SO4 | H2SO4 | BaCl2 |
P2O5 | SO3 | MgO |
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.
Таким образом, правильное построение учебного процесса, знание и умения использовать педагогические приемы на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты обучения.
Развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, повышает навык самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
Очень часто делают «открытие» дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники».
Моя задача, как учителя, создавать ситуация успеха на уроках для каждого ребенка. Изучать, совершенствовать и применять в своей работе технологии передовых учителей.
Своим опытом работы я постоянно делюсь на своих интернет страничках:
1. http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna
2. http://multiurok.ru/semenycheva/