СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетентностей школьников на уроках химии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка педагогического опыта работы учителя химии МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасска Семёнычевой Ларисы Витальевны

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка Формирование конпитентностей (опыт)»

пояснительная записка педагогического опыта работы

учителя химии МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасска

Семёнычевой Ларисы Витальевны


Формирование ключевых компетентностей школьников на уроках химии



Ребенок – не кувшин, который надо наполнить,

а лампада, которую надо зажечь.

/Средневековые гуманисты/

Большинство мыслящих людей, по-настоящему увлеченных своей работой, посвящают свою деятельность поискам «философского камня»: ищут свой универсальный ключ в решении профессиональных задач…

Мной многолетний опыт в качестве учителя, помог мне ответить на главный вопрос моей жизни:

- Для чего я учу детей?

Я учу своих воспитанников становиться личностями - понимать ситуацию, достигать результатов в жизни. Не каждому дано быть химиком, но химия и жизнь тесно связаны друг с другом.

Я поняла, научить можно только тогда, когда знаешь и умеешь сам. Химия, это естественная наука, поэтому ученики должны наблюдать, сравнивать, классифицирать, группировать, делать выводы. Всё это, я увидела в педагогической системе развивающего обучения Занкова Л.В., она дает положительный результат. Всё дело в том, что стержнем системы развивающего обучения Занкова Л.В. является деятельность самих учеников. Это от нас требуют и новые стандарты образования - деятельность ученика.

Ученик, это прежде всего - личность.

Среди современных разработок наиболее значимы, интересны и эффективны: технологии системы личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, система В.М. Монахова. Теоретическая основа моей работы заключалась в изучении инновационных технологий и применение их на своих уроках.

Когда ребенка оценивают по конкретному результату его действий, он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". И вот здесь ему на помощь приходит учитель.

Вербицкий ввел понятие деятельный модуль- это значит разноуровневое , коллективное, модульное обучение. Это упростило систему оценивания.

Химия - это предмет который дается не всем, но все должны усвоить базовый уровень поэтому моя задача заинтересовать, мотивировать учащихся к обучению. В своей работе использую разные технологии. Например, элементы уровневой дифференциации - это тематические зачеты. Например, в 8 классе учащиеся сдают следующий перечень зачетов:

1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Атомы химических элементов.

2. Соединения химических элементов.

3. Изменения, происходящие с веществом.

4. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Учащиеся на первых уроках каждой темы знакомятся с планом и образцами ответов. Такие уроки показали, что если ученик систематически занимается изучением материала, ему легко с этим справится, в дальнейшем он становится ассистентом, помогает учителю принимать зачет у своих одноклассников.

В 10 класс приходят учащиеся, которые уже определились с выбором "кем быть?". Химия, является не востребованным предметом, лишь некоторые будут сдавать ЕГЭ. Остальных же интересует только оценка в аттестате зрелости. Если предъявлять одни и те же требования ко всем, то процесс обучения станет для многих сложным и неинтересным. При изучении нового материала в старшей школе я использую лекции, групповые и индивидуальные самостоятельные работы.

В основе их содержания - подача материала блоками. На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет, но главный итог их работы - тематический зачет. Например, в первом полугодии 10 класс сдает зачеты по следующим темам:

1. Алканы;

2. Алкены;

3. Алкины;

4. Алкадиены;

5. Бензол.

Первичное закрепление материала провожу на самых простых примерах, постепенно наращивая сложность заданий. Для закрепления темы готовлю разноуровневый дидактический материал, продумываю последовательность заданий, это дает возможность всем учащимся включиться в работу и достичь положительных результатов.

За 2-3 урока до тематического зачета провожу тренировочное занятие, в него включаю задания, аналогичные заданиям тематического зачета. В результате учащиеся могут объективно оценить свою подготовку, и имеют время ликвидировать пробелы в знаниях. Открытость, определенность требований вызывает у учащихся интерес к достижению поставленной цели. В случае неудачи, а также при желании улучшить свой результат, я даю возможность пересдать зачет.

Пример заданий зачёта на тему: «Алкены»

1. Общая формула алкенов а) CnH2n б) CnH2n+1 в) CnH2n+2 г) CnH2n-2

2. Гомологами являются вещества: а) ацетилен и этан в) бутен и пентен

б) этен и этан г) этилен и ацетилен

3.Число π - связей в молекуле этилена а) 2 б) 1 в) 3 г) 6

4. Осуществите превращение: C4H10C2H4C2H5OHC2H4 C2H5ClC4H10

5. Сколько видов изомеров может быть у вещества C6H12? Напишите по одному примеру и назовите их.

6. Установите МФ алкена, плотность которого при (н.у) составляет 2,58г/л.

Здесь присутствуют тестовые и традиционные задания.

Изучая инновационные технологии, методы и приемы, я с удивлением обнаружила, что некоторые из них я применяла на своих уроках и раньше, даже не зная, как они называются. Например приём - смысловое чтение ( см. рис.1).

Рисунок 1 - Прием инновационной технологии - смысловое чтение

«Смысловое чтение» - этот приём использую при извлечение информации при изучении нового материала.

1. «Перевод с русского на русский» - (этот приём использую как при работе групп, так и индивидуально)

8кл. Тема:«Важнейшие классы бинарных соединений» класс разбивая на четыре группы, каждой группе даю текст по теме урока и предлагаю выписать непонятные слова, в заключении работы каждая группа обменивается информацией получается мини конспект о классах бинарных соединений.

9кл. Тема:«Углерод - простое вещество». Ученики выписывают такие слова как: алмаз, графит, фуллерены, кокс, перегонка, пиролиз и т.д. Затем обмениваются информацией.

10кл. Тема: «Аминокислоты. Классификация. Номенклатура.»

2. «Ключевое слово» - этот приём использую при составлении химических уравнений, формул веществ, решении задач и т.д.

3. «Ответь на вопросы цитатами из текста» - это задание использую как для индивидуальной так и групповой работы. Предлагаю прочитать текст, потом составить вопрос по тексту. Затем предложить ответить своим одноклассникам цитатой из текста. Текст даётся один.

4. «Моделирование»: Изучая классы неорганических (8-9кл.) и органических веществ (10кл.) предлагаю преобразовать модели. Пример моделирования:

а) Получите Cl2 из HCl по схеме: HCl + Х → Cl2 + …..

б) Осуществите превращение: C4H10 C2H4 C2H5OHC2H4 C2H5ClC4H10

Дайте названия образовавшимся веществам. Формулы запишите в структурнов виде.

Изучив материалы глубже, я поняла, что единоразовое, непродуманное использование этих приёмов для активизации познавательной активности не дает особых результатов.

Теперь я системно использую на своих уроках новые эффективные приемы и методы обучения, что позволяет добиваться положительного результата (см. рис.2)


Рисунок 2 - Качество - обученность

Мы, учителя, должны давать не только знания, но и развить аналитическое мышление у своих учеников.

Развить эти способности нам помогает «Теория развития аналитического мышления» Занкова Л.В., Гальперина П.Я., Давыдова В.В. Это метод проектов.

Хотелось бы отметить, цели проектного обучения:

- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;

- развивать у учащихся командный дух, коммуникабельность и умение сотрудничать;

- обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;

- развивать у учащихся исследовательские умения.

Технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения и укрепление здоровья населения. Для этого я выявляю, какие вопросы, связанные с химией и валеологией, интересуют школьников:

а) экологические проблемы;

б) организация рационального питания;

в) вопросы медицины.

Совместно с учащимися выбираем для исследования тему и начинаем работать над ее реализацией. Учащиеся изучают научно-популярную литературу, публикации периодической печати, посвященные данной проблематике, ставят опыты, обсуждают, делают выводы. С результатом своих исследований знакомим на школьной НПК. Свои работа ученики представляют во Всероссийских конкурсах исследовательских работ:

1. Общероссийский фестиваль исследовательских и творческий работ учащихся «Портфолио ученика»;

2. «Портфолио ученика» конкурс «Учебный проект»;

3. Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество»;

4. Всероссийский конкурс проектных работ «Инновация. Наука. Техника»;

5. Интернет-проект «Путешествие в мир химии»;

6. Ассоциация творческих педагогов России. Всероссийский фестиваль педагогического творчества;

7. Номинация «Проектная (творческая) разработка под руководством преподавателя».

Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.

В своей работе использую приемы игровых технологий (см. рис.3).

Рисунок 3 - Функции игровой технологии

Эту технологию использую, как часть урока и в качестве внеклассной работы. Это позволяет заинтересовать учеников, расширить кругозора, увеличить познавательную деятельность.

Примеры игр представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Виды игр

«Логические цепочки»

Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.

«Продолжи ряд»

Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд: а) Li, Al, As,.... б) F-,..., Na+, S2-, Ar0,....

«Убери лишнее»

В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:

а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3; б) H2S, СaSO4 , HI, (NH4)2 S

«Лото наоборот»

Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:

CaO

HNO3

MgO

HCl

P2O5

SO3

СO2

NaOH

Задача играющих учеников состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.

«Третий лишний»

BaO

CO2

CaO

HNO3

HCl

H2O

Na2SO4

H2SO4

BaCl2

P2O5

SO3

MgO

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.

Таким образом, правильное построение учебного процесса, знание и умения использовать педагогические приемы на уроках химии и во внеурочной работе дает высокие и стабильные результаты обучения.

Развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, повышает навык самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.

Очень часто делают «открытие» дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники».

Моя задача, как учителя, создавать ситуация успеха на уроках для каждого ребенка. Изучать, совершенствовать и применять в своей работе технологии передовых учителей.

Своим опытом работы я постоянно делюсь на своих интернет страничках:

1. http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna

2. http://multiurok.ru/semenycheva/


Просмотр содержимого презентации
«Опыт работы 2017г»

Использование педагогических технологий на уроках химии из опыта работы учителя химии  МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасска Семёнычевой Ларисы Витальевны

Использование педагогических технологий на уроках химии

из опыта работы учителя химии

МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасска

Семёнычевой Ларисы Витальевны

Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.   /Средневековые гуманисты/

Ребенок - не кувшин,

который надо наполнить,

а лампада, которую надо зажечь.

/Средневековые гуманисты/

Якиманская И.С.  Вербицкий А.А. Педагоги новаторы Занков Л.В Монахов В.М.

Якиманская И.С.

Вербицкий А.А.

Педагоги новаторы

Занков Л.В

Монахов В.М.

Темы зачётов 8 класс 10 класс

Темы зачётов

8 класс

10 класс

  • Периодический закон Д.И. Менделеева. Атомы химических элементов.
  • Соединения химических элементов.
  • Изменения, происходящие с веществом.
  • Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
  • Алканы
  • Алкены
  • Алкины
  • Алкадиены
  • Бензол
Алкены 1. Общая формула алкенов а) C n H 2n б) C n H 2n+1 в) C n H 2n+2 г) C n H 2n-2 2. Гомологами являются вещества:  а) ацетилен и этан в) бутен и пентен   б) этен и этан г) этилен и ацетилен 3. Число π-связей в молекуле этилена: а) 2 б) 1 в) 3 г) 6 4. Сколько видов изомеров может быть у вещества C 6 H 12 ?  Напишите по одному примеру и назовите их. 5. Осуществите превращение: C 4 H 10 → C 2 H 4 → C 2 H 5 OH→ C 2 H 4 → C 2 H 5 Cl → C 4 H 10 6. Установите МФ алкена, плотность которого при (н.у) составляет 2,58г/л

Алкены

1. Общая формула алкенов

а) C n H 2n б) C n H 2n+1 в) C n H 2n+2 г) C n H 2n-2

2. Гомологами являются вещества:

а) ацетилен и этан в) бутен и пентен

б) этен и этан г) этилен и ацетилен

3. Число π-связей в молекуле этилена: а) 2 б) 1 в) 3 г) 6

4. Сколько видов изомеров может быть у вещества C 6 H 12 ?

Напишите по одному примеру и назовите их.

5. Осуществите превращение:

C 4 H 10 → C 2 H 4 → C 2 H 5 OH→ C 2 H 4 → C 2 H 5 Cl → C 4 H 10

6. Установите МФ алкена, плотность которого при (н.у) составляет 2,58г/л

Ключевое слово Перевод с русского на русский Смысловое чтение Ответь на вопрос цитатами из текста Моделирование

Ключевое слово

Перевод с русского на русский

Смысловое чтение

Ответь на вопрос цитатами из текста

Моделирование

«Моделирование»   Получите Cl 2 из HCl по схеме: HCl + Х → Cl 2 + ….. Осуществите превращение: C 4 H 10 → C 2 H 4 → C 2 H 5 OH → C 2 H 4 → C 2 H 5 Cl → C 4 H 10 Дайте названия образовавшимся веществам. Формулы запишите в структурном виде.

«Моделирование»

  • Получите Cl 2 из HCl по схеме:

HCl + Х → Cl 2 + …..

  • Осуществите превращение:

C 4 H 10 → C 2 H 4 → C 2 H 5 OH → C 2 H 4 → C 2 H 5 Cl → C 4 H 10

Дайте названия образовавшимся веществам.

Формулы запишите в структурном виде.

качество знаний и уровень обученности учащихся

качество знаний и уровень обученности учащихся

Исследовательские работы

Исследовательские работы

Исследовательские работы 1. Общероссийский фестиваль исследовательских и творческий работ учащихся «Портфолио ученика» 2. «Портфолио ученика» конкурс «Учебный проект» 3. Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество» 4. Всероссийский конкурс проектных работ «Инновация. Наука. Техника» 5. Интернет-проект «Путешествие в мир химии» 6. Ассоциация творческих педагогов России. Всероссийский фестиваль педагогического творчества. 7. Номинация «Проектная (творческая) разработка под руководством преподавателя»

Исследовательские работы

1. Общероссийский фестиваль исследовательских и творческий работ учащихся «Портфолио ученика»

2. «Портфолио ученика» конкурс «Учебный проект»

3. Всероссийский конкурс проектных работ «Созидание и творчество»

4. Всероссийский конкурс проектных работ «Инновация. Наука. Техника»

5. Интернет-проект «Путешествие в мир химии»

6. Ассоциация творческих педагогов России. Всероссийский фестиваль педагогического творчества.

7. Номинация «Проектная (творческая) разработка под руководством преподавателя»

развлекательная терапевтическая коммуникативная самореализация игровая деятельность диагностическая коррекционная

развлекательная

терапевтическая

коммуникативная

самореализация

игровая деятельность

диагностическая

коррекционная

«Продолжи ряд» а) Li, Al, As, .... б) F - , ..., Na + , S 2- , Ar 0 , ...  «Убери лишнее»   а) NaCl AgNO 3 KCl KNO 3    б) H 2 S СaSO 4 HI (NH 4 ) 2 S  «Лото наоборот» CaO HNO 3 P 2 O 5 MgO SO 3 HCl CO 2 NaOH

«Продолжи ряд»

а) Li, Al, As, .... б) F - , ..., Na + , S 2- , Ar 0 , ...

«Убери лишнее»

а) NaCl AgNO 3 KCl KNO 3

б) H 2 S СaSO 4 HI (NH 4 ) 2 S

«Лото наоборот»

CaO

HNO 3

P 2 O 5

MgO

SO 3

HCl

CO 2

NaOH

«Третий лишний» BaO CO 2 HNO 3 CaO HCl Na 2 SO 4 H 2 O H 2 SO 4 P 2 O 5 BaCl 2 SO 3 MgO

«Третий лишний»

BaO

CO 2

HNO 3

CaO

HCl

Na 2 SO 4

H 2 O

H 2 SO 4

P 2 O 5

BaCl 2

SO 3

MgO

Анализ результатов участия в мероприятиях по предмету

Анализ результатов участия в мероприятиях по предмету

Персональные странички: http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna  http://multiurok.ru/semenycheva/

Персональные странички:

http://nsportal.ru/semenycheva-larisa-vitalevna

http://multiurok.ru/semenycheva/

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!