СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетентностей в процессе работы школьной видеостудии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья  посвящается  проблеме формирования ключевых компетентностей в процессе работы школьной видеостудии, раскрывает формы и методы работы с учащимися по данному направлению, содержит описание личного опыта работы руководителя студии. Статья может быть полезна учителям и педагогам дополнительного образования, работающим в области экранного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетентностей в процессе работы школьной видеостудии.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕБРИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РЕБРИХИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ














Формирование ключевых компетентностей учащихся в процессе работы школьной видеостудии







Номинация: методическая статья

с описанием педагогического опыта





Автор: Пасанова Светлана Викторовна,

учитель физики высшей категории











г. Барнаул, 2016

Формирование ключевых компетентностей в процессе работы школьной видеостудии.

Данная статья посвящается проблеме формирования ключевых компетентностей в процессе работы школьной видеостудии, раскрывает формы и методы работы с учащимися по данному направлению, содержит описание личного опыта работы руководителя студии. Статья может быть полезна учителям и педагогам дополнительного образования, работающим в области экранного творчества.

Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей изменений российской системы образования.

Компетентность – это тот индикатор образования, который дает возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества.
При этом подходе подразумевается иное определение целей общего образования. Цели формулируются на языке ключевых компетенций.
Ключевые компетенции – многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, которые требуются каждому человеку для полноценной личной жизни и работы, активной гражданской позиции и эффективного включения в жизнь общества.

Формулировки ключевых компетенций и, тем более, их систем, представляет наибольший разброс мнений. В российской классификации представлены

ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

В процессе их формирования особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как дополнительное образование. Одной из форм дополнительного образования, в нашей школе является организация работы школьной видеостудии.

Школьная видеостудия, выпускающая видео - и телепродукцию для сверстников – благоприятнейшая среда для серьезной профессиональной подготовки и творчества нового поколения молодежи, которая сочетается с активной социально полезной деятельностью и объединяет учеников вокруг интересных масштабных дел.

В ходе её работы применяются различные формы синтеза гуманитарных и технических наук, способствующие усвоению базовых знаний школьника и формированию его компетенций.

Школьная видеостудия выполняет несколько важных функций в воспитательном процессе школы. Во-первых, это площадка для реализации познавательных интересов учащихся. В студии могут быть заняты и преподаватели различных предметов, и учащиеся с самыми различными интересами и предпочтениями: гуманитарии и “технари”, художники и мастера художественного слова, учащиеся старших и младших классов.

Во-вторых, это своеобразный центр создания и хранения видеотеки школьной хроники, учебных и художественных фильмов.

В - третьих, школьная видеостудия выполняет роль клуба интересных встреч, куда приглашаются руководители разного ранга, методисты и преподаватели для организации открытых уроков и мастер-классов, местные знаменитости и т.п. Видеосъемка таких мероприятий и последующий их показ имеют колоссальное воспитательное значение.

Основной целью студии является создание условий для развития творческого потенциала личности ребенка и выявления его способностей, способствующих дальнейшей профориентации.

Задачи:

  • получение учащимися опыта творческой деятельности;

  • получение технических навыков: освоение работы со сканером, видеокамерой, цифровым фотоаппаратом, освоение работы с программными средствами «Movie Maker», « Adobe Premiere », «Pinnacle studio»;

  • развитие коммуникативных качеств учащихся;

  • развитие пространственного воображения, приобретение учащимися опыта проектной деятельности;

  • воспитание самостоятельности в поиске информации, ее структурирования и представления в виде видеофильма.

В процессе работы видеостудии обеспечиваются:

  • условия для реализации инновационной педагогики:

  • индивидуальный путь к информации и знаниям;

  • высокая мотивационная направленность в процессе реализации самостоятельных действий;

  • воспитание адекватной самооценки участников творческого процесса; высокий процент самостоятельной практической активности детей;

  • многопрофильность и комплексность деятельности учащихся;

  • оптимальные условия для развития коммуникативных качеств и навыков сотрудничества.

Одним из ведущих принципов организации работы видеостудии является тесная связь с общеобразовательными предметами.

Эта связь с одной стороны позволяет опираться во внеурочной работе на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках. С другой стороны, направлена на развитие интереса учащихся к учебным предметам, на постепенное расширение кру­га учащихся, интересующихся информатикой, литературой, физикой.

Отличительной чертой занятий студии является принцип добровольности выбора занятий учащимися, по их интересам.

Чтобы работа студии способствовала развитию ключевых компетентностей учащихся, она должна быть увлекательной и ориентированной на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

К основным принципам организации деятельности студии необходимо также отнести:

- принцип учёта возрастных особенностей;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм работы;

- принцип доступности и наглядности.

Кроме того, должны учитываться научно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

На этапе создания видеостудии были спрогнозированы следующие ожидаемые результаты:

  • разработка и выпуск медиапродуктов;

  • активизация межшкольных и межвозрастных связей;

  • формирование социально зрелых и активных молодых лидеров;

  • расширение контактов и партнерских отношений между специалистами, организациями и ведомствами этого направления;

  • участие в различных конкурсах;

  • профориентация (в перспективе профильная подготовка будущих журналистов, менеджеров, дизайнеров и фотографов, операторов и телеведущих);

  • развитие информационного пространства школы.

Программой работы студии предполагались следующие формы работы:

    • плановые занятия видеостудии;

    • неформальное студийное общение;

    • координационные и редакционные советы;

    • мастер – классы с профессионалами;

    • экскурсии.

Работа нашей видеостудии «25 –ый кадр» началась с приобретения школой любительской видеокамеры и программы для обработки видео «Pinnacle studio» в сентябре 2008 года. С первых дней её существования, среди учащихся образовалась инициативная группа, которая с энтузиазмом принялась воплощать в жизнь грандиозные планы. На протяжении первого года занятий студийцы изучали теорию видеосъемки, на практике учились основным приемам звукозаписи, монтажа и режиссуры. Кроме того, создавали видеоархив, в котором хранятся все отснятые видеоматериалы, имеющие отношение к событиям школьной жизни. Важно отметить, что уже на начальном этапе существования между членами коллектива студии чётко распределялись функции и обязанности. Каждый решал самостоятельно: быть ведущим или оператором, писать тексты или монтировать видео.

Первые полтора года студийцы в основном создавали видеоархив, накапливая опыт съемки и обработки видео. В 2010 году, в канун 65- летия Победы мы начали снимать наши первые фильмы с воспоминаниями ветеранов ВОВ. Сейчас в копилке студии уже более десятка различных фильмов: документальных, учебных и даже юмористических.

С сентября 2011 года особенностью «25 кадра», как говорят, «фишкой», стала работа над выпуском школьных теленовостей. Наши новости ни в чём не уступают новостям ОРТ: и своя заставка, и ведущие, и даже постоянные рубрики. Среди желающих поучаствовать в работе над новостями приходится проводить своеобразный кастинг, так как далеко не каждый может свободно держаться перед камерой, выразительно говорить, импровизировать. Всему этому студийцы учатся у настоящих дикторов и ведущих, ежедневно просматривая выпуски теленовостей.

Для создания новостей необходимо обладать познаниями журналиста.

Учащиеся не только изучают специальную литературу, но и обращаются за помощью к профессионалам. На одном из занятий студии присутствовал главный редактор нашей районной газеты Олег Васильевич Казаков. Олег Васильевич рассказал о правилах интервьюирования, о том, как заинтересовать собеседника, где можно получить специальность журналиста и о многом другом. Этот мастер-класс стал незабываемым событием для всех ребят.

Следующим шагом на пути к мастерству телевизионщика стали организованные руководителем студии экскурсии на настоящее телевидение. Увидеть работу настоящих профессионалов - мечта любого из ребят нашей студии. Впервые она сбылась во время экскурсии на информационный телевизионный круглосуточный канал «Катунь 24» в 2011 году (рис.1).

Ребятам удалось увидеть, как работают настоящие ведущие, редакторы, операторы, звукорежиссёры. Кроме того, учащиеся посетили центральную аппаратную и звуковую кабину. Некоторые из ребят побывали на месте ведущих в студии канала, читали дикторский текст, держали в руках профессиональную камеру. А маленькие хитрости и секреты, открытые нам работниками канала, привели ребят в восторг и изумление!


Рис.1 Минина Юлия во время Экскурсии на канал «Катунь-24».

Общение с настоящими ведущими канала было не только интересным, но и познавательным. Студийцы получили компетентные ответы на многие свои вопросы. Хотелось бы сказать, что за все годы существования канала «Катунь 24» на его территорию не ступала нога ни одного экскурсанта не только сельской, но и городской школы.

Рассказу об этой увлекательной экскурсии был посвящён специальный выпуск новостей, который позволил нашим зрителям окунуться в волшебный мир телевидения и узнать о нём много любопытного. Годом позже с подобной экскурсией студийцы побывали на ВГТРК «Алтай», во время которой они посетили мастер-классы профессионалов, вновь побывали в роли ведущих в студии программы «Вести Алтай». В 2015 году во время поездки в Москву группа учащихся посетила телебашню «Останкино», узнав подробности истории её создания и побывав на смотровой площадке башни.

Одним из главных направлений работы студии является участие в различных конкурсах. Сейчас на счету у ребят не только снятые видео поздравления и фильмы, но и многочисленные победы в районных и краевых конкурсах.

Участие студии в конкурсе видеосюжетов в рамках краевой благотворительной акции «Миллион добрых сердец» в мае 2011 было отмечено Благодарственным письмом комитета ветеранов войны г. Барнаула. Фильмы «И снится мне война…», «От Волоколамска до Берлина» были награждены благодарственными письмами благотворительного фонда «Сердолик», а их главные создатели Чала Александр и Кузьмина Валерия получили также денежные премии.

Совместно с родителями созданы видеоработы («В погоне за аттестатом», «Математика жизни»), которые стали победителями районного и краевого конкурсов творческих работ по журналистике «Точка зрения» в различные годы. Фильмы и выпуски школьных новостей в 2014 году принесли ребятам победу в краевом конкурсе школьных СМИ в номинации «Лучшая школьная студия телевидения»(рис.2).

Рис.2 Команда студийцев с руководителем Пасановой С.В, ВГТРК «Алтай», 2014 год

После того как наша студия стала лучшей в крае, студийцы Тарасов Артём и Юдаков Андрей на основе конкурсного отбора были приглашены на Всероссийскую профильную смену в ВДЦ «Океан» (г.Владивосток), где успешно закончили курс теоретического и практического обучения по программе Океанского пресс-центра. Об успехах, достижениях и важности работы студии не раз рассказывалось со страниц районной газеты «Знамя труда», в 2014 году жители района смогли увидеть ребят из студии по краевому телевидению. Студийцы неоднократно награждались грамотами школьного, районного уровней за поддержание престижа школы, содействие взаимодействию школьного сообщества с местными органами власти.

Ведущие новостей Минина Юлия, Белентьева Анастасия, Попова Марина, Юдаков Андрей, операторы Петерш Максим, Молодых Валентина, Каширских Анна главный редактор Сараева Алёна и монтажёр Нагих Денис, ведущие постоянных рубрик видеоновостей «Интервью с отличником» и «Семь нот» Тарасов Артём и Попова Полина, занимаясь в студии в разные годы, постоянно совершенствовали своё мастерство. Благодаря им, копилка школьного видеоархива пополнилась многочасовыми записями мероприятий и различными фильмами.

Как показывает опыт, школьная видеостудия предоставляет широкие возможности для раскрытия способностей школьников. Работая в студии, ребята учатся оценивать свою и чужую работу, анализировать, иметь собственное мнение, а также понимать нюансы операторского мастерства, видеомонтажа, режиссуры, актерской игры, сценарных задумок, синтеза и взаимосвязи видео- и аудиорядов. Принимая участие во всех делах студии, учащиеся приобретают бесценный опыт и тот самый многофункциональный пакет знаний, способностей и отношений, называемый ключевыми компетенциями, формирование которых так значимо для современного выпускника.


Список литературы:

  1. Будникова Н.А. Проект "Медиа-образование в школе" Copyright

2001-2005. Федерация Интернет Образования. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.koriphey.ru/proekty/evr_media/index.php, свободный.

  1. Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской ФедерацииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // НОВОСТИ 2008-11-05 16:57:39

  2. Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео — Editingtelevision, cinema, video. — M.: Издательство «625», 2001год


10