СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций младших школьников при работе с текстом на уроках ОРКиСЭ.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районный семинар по курсу ОРКиСЭ. Из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций младших школьников при работе с текстом на уроках ОРКиСЭ.»

Формирование ключевых компетенций младших школьников при работе с текстом на уроках ОРКиСЭ.



Одной из первостепенных задач развития современного образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

Образовательное учреждение должно “формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются следующие:

  • Ценностно-смысловые

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Социально-трудовые

  • Компетенции личностного самосовершенствования

Останавливаться на характеристике компетенций я не буду.

Отмечу, что невозможно провести чёткую границу между ними, они взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Я хочу проанализировать возможности учебника и поделиться опытом работы по формированию ключевых компетенций при работе с текстом на уроках курса ОРКиСЭ.

Я дважды прошла курс «Основы светской этики». Сейчас работаю по модулю «Основы Православной культуры».

Начну с учебника по светской этике. Структура учебника такова: информационные тексты, рубрики «Вы узнаете», «Вопросы и задания», «Мудрые мысли», «Это интересно». Эта структура в учебнике прослеживается из урока урок. Поэтому нужно разнообразить виды работы на уроке, формы подачи материала. На мой взгляд, очень важно не превратить уроки по предмету в уроки объяснительного чтения.

В выступлении мне нужно сделать акцент на работе с текстом. Работать только с текстом учебника бывает недостаточно. Задания, предлагаемые ребятам, предполагают выход за пределы учебника.

Рубрика «Вы узнаете». Предложить детям объяснить понятия (устно или записать), с которыми предстоит познакомиться на уроке. Выслушать ответы и предложить проверить по тексту учебника. (Можно дать это задание на дом.) сравнить с формулировками учебника

Рубрика «Вопросы и задания». Этап закрепления материала. «Мостик» в произведения детской литературы. Примеры:

*Тема: «Добродетель и порок» ск. Андерсена «Снежная королева» добродетельные и порочные качества главных героев (назвать или записать в таблицу).

*Тема: «Золотое правило нравственности». Оценка поступков героев ск. А Толстого «Золотой ключик» с точки зрения золотого правила нравственности.

*Тема: «Свобода и моральный выбор человека». Привести примеры ситуаций морального выбора героев из сказки И.Губарева «Королевство кривых зеркал».

*Тема: «Справедливость»: вспомните худ. произв., в которых одни герои несправедливо относятся к другим. Объясните, почему вы так считаете.

Ученик должен обратиться к тексту худ. произведения (прочесть, найти нужный отрывок, проанализировать, сформулировать ответ, сделать вывод, обобщить).

Рубрика «Умные мысли» на этапах изучения нового и закрепления. Предложить найти библиографические сведения об авторе, отыскать мнения других мыслителей по данному вопросу. Выход на другие источники информации (интернет, книги).



Традиционные виды работы с текстом: они имеют место на уроках по предмету

- выборочное чтение

- ознакомительное чтение

- объяснительное чтение

-выделение главной и второстепенной информации

- ответы на вопросы по тексту

- составление вопросов учителю и друг другу

- составление плана текста и деление его на части

- поисковое чтение

- чтение с целью поиска отрывка, который поможет ответить на вопрос



Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать, преобразовывать и представлять ее. ( Важнейшая задача по формированию чит. компет. )

На уроках мы учимся преобразовывать текстовую информацию в виде таблиц, схем. Примеры:

*Тема: «Культура и мораль». Схема и таблица: виды культур. Заполнение по учебнику и из своего жизненного опыта.

*Тема: «Добро и зло». Таблица с определением понятий и подбором пословиц и поговорок, включением примеров из жизни.

*Тема: «Нравственный поступок». Представление материала в виде схемы (признаки нрав. поступка: мотив, цель, средство достижения цели, результат). Далее закрепление материала с использованием схемы.

*Тема: «Добродетель и порок». Составление цепочек качеств личности.

При изучении курса возможно использование приёмов развития критического мышления.

Это необходимо, так как ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы работы с текстом формируют самостоятельность мышления и повышают учебно-познавательный интерес.

Представлю некоторые приёмы.

Прием активного чтения:

  • Прием «Чтение с пометами»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

"+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др. Тема: «Этикет».

Приемы активизации ранее полученных знаний:

  • Прием «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «-- «?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске. Тема: «Золотое правило нравственности».

  • Прием «Ключевые слова».



После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов.

Тема: «Дружба» (Дружба, избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общность интересов).

Прием графической организации учебного материала:

  • Прием «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока: изучения нового, закрепления, повторения материала

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Пример. Запись героев сказки Андерсена «Снежная королева». Установление связей между ними. Тема: «Добродетель и порок».

Темы: «Любовь и уважение к Отечеству», «Семейные праздники».

  • Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, утверждения, ученики должны

прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Пример. этап закрепления Тема: «Добро и зло».

-- Согласны ли вы с утверждением ? Поставьте знак + или –

Ребятам предложены утверждения:

1. Можно ли поговорку «Делать добро спеши» взять девизом всей жизни?

2.Верна ли фраза : Добро должно быть с кулаками?

3.Очень важно не допустить совершения зла. Это и есть добро.

4.Ты помог товарищу: дал списать домашнее задание. Это поступок настоящего друга.

5. Я очень хочу быть хорошим перед людьми и поэтому всегда поступаю правильно.

6. Доброе дело – забывать о своих добрых делах.

Иоан Златоуст (ок.350-407) архиепископ

Константинопольский, богослов, оратор

Приемы, требующие творчества учащихся:

  • Приём «Синквейн»

Пять шагов: 1. Название темы. 2. Описание темы (два прилагательных) 3. Действия в рамках этой темы (три глагола). 4. Фраза, показывающая отношение к этой теме. 5. Слово, которое повторяет суть темы.

Пример. Тема урока «Дружба».

Дружба; верная, долгая; помогает, сплачивает, радует; Дружба – великая сила; единство.

  • Прием « Пятиминутное эссе»

Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь

ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.



Маркировочные таблицы:

  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы «Что я знаю» по теме. Это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, ранее полученные на уроках и во внеурочной деятельности.

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Эта работа формирует компетенции :

  • Общекультурные

  • Учебно-познавательные

  • Информационные

  • Коммуникативные

  • Компетенции личностного самосовершенствования

  • Читательские

  • Ценностно-смысловые

Закономерно, что работая с текстом учебника имеется возможность выйти на такие формы работы как:

- написание эссе

- сообщения - откровения н/р мои добродетельные и порочные поступки ( О себе; никто не прочтёт. Озвучивание по желанию)

- создание презинтаций, сообщений, рисунков понятий

- составление кроссвордов

- тренинг

- сочинения, составление текстовых заданий

- приём КМ «Цветопись»

Можно работать с репродукциями картин, используя значения изучаемых понятий.

Тема: «Стыд, вина, извинение». Репродукция картины Ф.Решетникова «Опять двойка».

Особое место на уроках занимает работа с притчами. Притча—кладезь мудрости, источник знакомства с другими культурами (Восточные, Библейские притчи). Работа с притчей:

- К уроку притчи подбирает учитель или ребята.

-Знакомство с содержанием притчи.

-Объяснение её значения, переосмысление, нахождение ключевых фраз и слов.

-Соотношение содержания притчи со своим жизненным опытом.

Примеры.

Урок по теме «Добро и зло». Притча о волках.

Урок по теме «Альтруизм и эгоизм». Притча о мальчике на берегу моря.

Урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». Притча о маме.

Урок по теме «Дружба». Притча о настоящей дружбе.





Модуль «Основы православной культуры»

Структура учебника та же, что и учебника по светской этике. Только чаще встречается рубрика «Это интересно». Тексты более объёмны, разделены на озаглавленные части. Много иллюстраций. Сквозные темы: о Родине, о любви и уважении к Отечеству, добре и зле, о золотом правиле нравственности, совести, о защите Отечества, о семье.

Мне работать по этому курсу сложнее. На уроках по светской этике шла опора на жизненный опыт детей. Модуль «Основы православной культуры» содержит много новых понятий, большой объём работы на урок. При ответах на вопросы на этапе закрепления постоянно обращаемся к тексту учебника. Пока уроки, в основном, проходят как уроки объяснительного чтения.

Дополнительные пособия: Учебное пособие «Основы православной культуры» с рабочей тетрадью. Для того, чтобы выполнить задания в тетради, необходимо обратиться к тексту книги. ( Назвать несколько тем.)

«Цветослов» книга для семейного чтения по учебному предмету «Основы православной культуры». Назвать несколько тем:

О церковных праздниках, крещение Руси, жизнеописание А, Невского, С.Радонежский и Куликовская битва, Москва.

В заключении хочу сказать: предмет нужный. Важно понять учителю, что для успешной работы необходимо заинтересовать ребёнка, побудить его задавать вопросы, находить информацию, осмысливать и перерабатывать её, почувствовать желание поделиться ею, захотеть задать вопросы по теме. Всё это вместе работает на формировании ключевых компетенций.