СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ключевых компетенций обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций обучающихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа (Раифское СУВУ)







Тема самообразования:



Формирование ключевых компетенций обучающихся





Агафонов А.М., Галиуллин А.Т., Мангушева Е.Г. – мастера производственного обучения















2015/2017





Выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Актуальность опыта

В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности, сферы труда.

Новые подходы к развитию образования обусловлены ещё и тем, что в современном интегрированном сообществе дети уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья.

Задача мастера и учителя в СУВУ состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности - научить воспитанника отбирать сведения, оценивать их качество, проявлять избирательность при их потреблении, формировать умение находить требуемые данные.

Поэтому данная тема является актуальной и перспективной. Слова Роджера Левина служат ярким тому примером.


Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин

Новизна опыта

В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции. Опыт педагогов по данной проблеме ещё небольшой.

Изучение литературы.

Свою работу мы начали с изучения теоретической базы.

Надо изучить, что такое компетентность, компетенция, компететностный подход в образовании, а на заседаниях МО ознакомились с опытом работы коллег по данной теме. В течение трёх лет неделя взаимопосещений, которая проходит в УПМ, посвящена вопросу формирования компетенций. Только в этом учебном году было посещено 72 урока учебной практики и уроков спецдисциплин коллег. Анализируя посещённые занятия, мы называли не только компетенции, формирование которых происходило на уроке, но и наиболее интересные приёмы, используемые мастерами.

С понятием «ключевые компетенции» мы познакомилась, прочитав статьи Иванова Д.А., Хуторского А. В. И др., для себя определились так. Ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов,  как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.

Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:

  1. Ценностно-смысловая компетенция.

  2. Общекультурная компетенция.

  3. Учебно-познавательная компетенция.

  4. Информационная компетенция.

  5. Коммуникативная компетенция.

  6. Социально-трудовая компетенция.

  7. Компетенция личностного самоусовершенствования.

Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности и “закладываются” в образовательный процесс посредством:

  • технологий;

  • содержания образования;

  • стиля жизни ОУ;

  • типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися ;

  • типа взаимодействия между обучающимися.

Учитывая данные факторы, мы выбрали наиболее приемлемые для нашего училища методы формирования ключевых компетенций:

  • обращение к прошлому опыту учащихся;

  • открытое обсуждение новых знаний;

  • решение проблемных задач;

  • дискуссия;

  • проектная деятельность;

  • игры, тренинги, практикумы.

Итак, перед нами стоял вопрос: как, какими приёмами формировать ключевые компетенции.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Формирование учебно-познавательной компетенции

Обобщение опыта нашей работы мы решили начать с опыта работы по формированию учебно-познавательной компетенции, которая включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а так же овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Эффективность ее формирования ставит задачи развития познавательного интереса и устойчивой мотивации учащихся на познавательную деятельность, что особенно важно в нашем училище.

Формирование учебно-познавательной компетенции предполагает

  • Ставить цель и организовывать её достижение.

  • Организовывать планирование, анализ, рефлексию и самооценку своей деятельности.

  • Обозначать своё понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

  • Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формулировать выводы.

  • Выступать устно и письменно с результатами своего исследования.

  • Иметь опыт восприятия картины мира.

Посещая уроки коллег и анализируя их, мы сделали вывод, что наиболее удачными методами являются следующие:

  • Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи.

• Коллективное подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи).

    • Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент.

    • Учебные задачи с недостаточным условием, требующие поиска дополнительной информации, решение одной и той же задачи несколькими способами.

    • Эксперимент и выводы на его основе.

    • Практические работы поискового и исследовательского характера.

    • Наблюдение явлений в природе и жизни человека.

Естественно встаёт вопрос, как определить сформирован данный вид компетенции или нет? признаками сформированности данного вида компетенции являются:

  • Самостоятельная познавательная деятельность

  • Сформированы навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

  • Владеет приёмами действий в нестандартных ситуациях.

  • Умеет отличать факты от домыслов.

  • Владеет измерительными навыками.

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетенция, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни, что особенно важно для наших подростков. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Формирование коммуникативной компетенции предполагают следующие умения:

  • представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

  • представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы;

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе .

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна , поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития учащихся.

Коммуникативная компетенция включает знание родного и иностранных языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Методы устной коммуникации:

  • Все виды пересказа.

  • Все формы учебного диалога.

  • Доклады и сообщения.

  • Ролевые и деловые игры.

  • Обсуждение, дискуссия, диспут.

  • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

Методы письменной коммуникации:

- разного типа учебные проекты.

Признаки того, что учащийся компетентен:

  • Сформированы навыки работы в группе.

  • Владеет различными социальными ролями в коллективе.

  • Умеет представить себя –написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

  • Работает с вопросами на уточнение.

Мастера создают оптимальные условия для продвижения каждого ученика, с учётом его возможностей и особенностей: обучаемость, обученность, учебная работоспособность и т.д..

Формирование информационной компетенции процесс важный, длительный и достаточно сложный.

Пути формирования данной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, учащиеся должны

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, Интернет…

  • Самостоятельно находить и обрабатывать информацию, сохранять и передавать её.

  • Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное.

  • Овладевать навыками использования информационных устройств.

  • Применять ИКТ для решения учебных задач.

При этом методы формирования информационной компетенции, используемые на занятиях УПМ таковы:

поиск и сбор информации (справочная литература, сеть Интернет в ИКТ, первоисточники в библиотеке и т.д.)

обработка информации:

- составление вопросов

- анализ, обобщение

- составление диаграмм, схем, графиков

передача информации:

- доклады, сообщения

- информационные проекты

- сценарии

- выпуск печатных ученических изданий (газеты)

- научно-исследовательская работа.

Мы определяем уровень сформированности данного вида компетенции по следующим признакам:

Учащийся

  • умеет самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

  • организовывать, преобразовать, хранить и предавать полученную информацию.

  • Демонстрирует понимание предложенной информации.

  • Делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности.

Ценностно-смысловые компетенции -это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Формирование ценностно-смысловой компетенции предполагают следующие умения:

  • ценностные ориентиры учащихся;

  • способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения…

Для их формирования на уроках чаще всего используем следующие методы:

  • Формулировка вопросов по предложенной теме , которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем».

  • Самостоятельное изучение параграфа и составление краткого конспекта этого параграфа.

  • Использование тестовых конструкций, содержащих задания с пропущенными и лишними данными.

  • Задания на практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке

Если учащийся

  • Способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем.

  • Умеет

- выбирать целевые и смысловые установки своих действий,

- принимать решение,

- планировать свою деятельность, то он владеет данным видом компетенции.

Формирование общекультурной компетенции

  • представление о научной картине мира,

  • знание основных научных достижений,

  • представление о художественных

ценностях, особенностях национальной и

общечеловеческой культуры, духовно-

нравственных основах жизни человека и

человечества, отдельных народов,

  • компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере… .

Кругозор наших учащихся узок, поэтому на каждом уроке учителя стараются пополнить не только багаж знаний по предмету, но и расширить их кругозор в области национальной и общечеловеческой культуры; раскрыть духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; показать роль науки и религии в жизни человека.

На уроках гуманитарного и естественно –математического цикла приемлемы творческие работы, рефераты, доклады, сообщения, участие в конкурсах, во внеклассной работе по предметам.

Если учащийся

  • Обладает познаниями и опытом деятельности.

  • Осведомлен в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основе жизни человека и человечества, отдельных народов, основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций и т.д., то он компетентен в данном виде компетенции.

На уроках этики и эстетики часто используются такие методы, как заочные экскурсии, путешествия.

Формирование социально - трудовой компетенции

Каждому из наших воспитанников предстоит выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

Социально- трудовые компетенции предполагают

  • сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;

  • способность принимать собственные решения,

  • стремиться к осознанию собственных потребностей

и целей;

  • социальная целостность, умение определить

личностную роль в обществе;

  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

К наиболее используемым методам формирования социально-трудовой компетенции относятся

деловые игры, написание контрольных, практических, лабораторных работ, выполнение проектных работ.

Если учащийся

  • Владеет знанием и опытом

- в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя).

- в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя).- в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

  • Умеет анализировать ситуацию на рынке труда.

  • Умеет действовать в соответствие с личной и общественной выгодой.

  • Владеет этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

то это признак того, что учащийся компетентен.

Широкие возможности для формирования социально - трудовой компетенции содержит курс . экономики и учебная практика в УПМ.

Формирование компетенции личностного самосовершенствования

направлено на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Учащийся овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Компетенции личностного самосовершенствования предполагают

  • способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

  • способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

  • владение способами самопознания, самосовершенствования,

  • способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Методы:

  • беседы, диспуты,

  • тренинги,

  • проекты по ЗОЖ

Если у учащихся

  • Развиты способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка

и

он

  • владеет способами деятельности в собственных интересах и возможностях

  • Непрерывное самопознание, развиты необходимые современному человеку личностные качества. Сформирована психологическая грамотность, культура мышления и поведения, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, забота о собственном здоровье,

то данный вид компетенции у него сформирован на достаточном уровне.

Результативность опыта

Пусть наши выпускники не станут инженерами, математиками, учёными, но главное, что знания, полученные на наших занятиях, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Мы считаем, что если ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.

Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Их формированием занимается не один преподаватель, а весь педагогический коллектив как на уроках, так и внеклассной работой, дополнительным образованием и, не в последнюю очередь, повседневным личным опытом учащегося. При этом происходит значительное усиление практической направленности образования. Особую ценность приобретают те знания и умения, которые будут востребованы в реальной жизни.

Работа по формированию ключевых компетенций закончится к концу обучения в училище. Есть возможности совершенствования в применении различных технологий на уроках и во внеклассной работе. Нам предстоит дальнейшая работа по усовершенствованию инструментария для определения уровней сформированности ключевых компетенций.

Анализируя за работу за 3 года, можно сделать вывод, что

  • учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках и в практической деятельности; мы видим победы наших воспитанников на конкурсах профмастерства разного уровня.

  • у учащихся сформирован навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, учащиеся подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты; об этом свидетельствуют данные срезов, контрольных работ, промежуточной аттестации, ГИА.

  • учащиеся адекватно оценивают деятельность одногруппников;

  • изменяется поведение учащихся в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. Об этом говорят психологи и воспитатели, их исследования по группам.

Закончить хочется фразой: «Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому мы пытаемся научить наших детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.- № 2. – С. 58-64.

2. Г.Селевко. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? // Народное образование 2004. № 4.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. №10.

4. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008.

5. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001.

6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!