В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом.
Система профессионального образования должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
В связи с этим традиционные подходы к обучению оказываются недостаточно эффективными для формирования различных компетенций обучающихся. Требуется искать новые или адаптировать существующие методы, формы и средства обучения.
Идея моего проекта состоит в том чтобы, уточнив сущностные черты ключевых компетенций, выявить психолого - педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования ключевых компетенций у обучающихся, разработать технологию формирования ключевых компетенций в образовательном процессе на уровне уроков математики, разработать подходы к определению критериев сформированности ключевых компетенций, в создании комплекса диагностических методик для определения уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся.
Компетенция – способность человека быть успешным в любой жизненной ситуации (самому отвечать, действовать, искать, принимать решения).
Ключевые компетенции – надпредметные, универсальные умения для успешной жизни.
- компетенция личностного самосовершенствования.
компетенция | приемы формирования компетенции | примеры заданий |
ценностно-смысловая: способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. | - Перед изучением новой темы преподаватель рассказывает обучающимся о ней, - обучающиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», - совместно с обучающимися оценивается самый интересный вопрос, при этом стремится к тому, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа. - Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, обучающимся предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время преподаватель обязательно возвращается к ним. - Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются. - Использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными. - Вовлечение обучающихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, - Предлагает обучающимся для решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде | - Диаметр рабочего тормозного цилиндра автомобиля равен 38 мм. Ход поршня 200 см. Определить, сколько тормозной жидкости попадает в цилиндр при нажатии на педаль тормоза. |
общекультурная компетенция -умение применить знания, полученные на одном предмете, на другой дисциплине. -умение пользоваться математическим аппаратом - знать историю науки математики, применять исторический материал - применять законы и правила науки математики в жизни, в профессии. - показывать применение известных способов решений в новой ситуации. | - демонстрация некоторых способов работы с символическим текстом на предметных и непредметных материалах, раскрытие смысла, логики, особенностей преобразований; - организация групповой или самостоятельной индивидуальной работы с символическим текстом, в которой необходимо переводить текст с обычного языка на математический, с геометрического – на язык векторов, а также переводить модель, заданную одним способом, в иную модель; - использование устных математических диктантов, включающих задания на грамотное произношение и употребление имен числительных, математических терминов и др. для формирования грамотной, логически верной речи - осуществление контроля за грамотностью речи учеников во время устной работы; - предложение обучающимся для решения задачи, в условии которых могут быть умышленно пропущены единицы измерения, предлагая выбрать из записанных на доске те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса, м2, литры и др.); - использование задач со скрытой информативной частью; -использование заданий с информационно – познавательной направленностью - использование исторического материала при подготовке к урокам. -использование для домашней работы составление текстовых задач по уравнению, схеме. | Бак в форме правильной усеченной четырехугольной пирамиды вмещает 190 л бензина. Найти глубину этого бака, если стороны оснований 60 и 40. Указать наиболее подходящую единицу измерения. |
учебно-познавательная компетенция планировать, анализировать, -показывать применение рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности - проявлять креативные навыки продуктивной деятельности - добывать знания непосредственно из реальности, - владеть приёмами действий в нестандартных ситуациях, - уметь отличать факты от домыслов, - владеть измерительными навыками, - уметь принимать решения в различных ситуациях; - строить математическую модель процесса. | - решение нестандартных, занимательных, исторических задач, - проблемное изложение новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала. - Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей обучающихся, к обучению их системе активных умственных действий. - использование тестовых конструкций с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные обучающимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными. | - Одно из самых грандиозных сооружений древности – пирамида Хеопса – имеет форму правильной четырехугольной пирамиды с высотой 150 м и боковым ребром 220 м. Найдите площадь боковой поверхности и объем пирамиды. - Надо изготовить цилиндрическую цистерну для масла, закрытую сверху. Диаметр ее основания 450 см, высота 220 см. Сколько листов листовой стали размером 100 см х 600 см пойдет на ее изготовление? На швы и обрезки добавить 12% площади. |
информационная компетенция - работать с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. - самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, -организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию. | - использование толкового словаря при изучении новых терминов, различных определений математического понятия - подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet - использование задач из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д. - использование тестовых конструкций: с информационно – познавательной направленностью, задач с пропущенными единицами измерения величин, заданий с лишними данными; - предоставление обучающимся возможности составлять самим всевозможные тестовые конструкции; - использование задач прикладного характера. Вследствие чего у обучающихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться профессиональный опыт. | Масса шагающего экскаватора 120 т. Во время работы он опирается на стальную цилиндрическую плиту (плотность 7,8 г/см3 ) высотой 1,2 м, причем давление на грунт составляет 75000 Па. Определить процент пустот в плите, если ее масса равна 120 т. |
коммуникативная компетенция - знать необходимые языки, способы взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, - обладать навыками работы в группе, - владеть различными социальными ролями в коллективе. - уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др. | - решение задач, примеров с комментированием, -устное решение заданий, с подробным объяснением. - устное рецензирование ответов домашнего задания учениками; - использование на уроках математических софизмов, - использование тестовых конструкций свободного изложения ответа и устных тестовых конструкций; - использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе; - сдача различных устных зачетов. | Возьмем верное равенство 40+10-50 = 48+12-60. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки: 5(8+2-10)=6(8+2-10) . Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5 = 6. Объясните, где была допущена ошибка?;
|
социально-трудовая компетенция -уметь анализировать ситуацию на рынке труда, - действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, - владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. - владеть минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. | - использование контрольных работ различного рода, например с использованием электронных тестовых конструкций. - работа за ЭВМ с электронным учебником - оказание помощи преподавателя и компьютера при возникновении затруднений у обучающихся - применение тестов по усовершенствованию устного счета (устные тестовые конструкции). - использование заданий социально-трудового характера. - проведение различных исследований - составление тестов самими учащимися.
| Из имеющихся досок можно сделать забор длиной 10 метров. Как этим забором огородить прямоугольный участок наибольшей площади, используя в качестве одной стороны стену прилежащего здания? |
компетенции личного самосовершенствования применять знания и умения на практике; умение извлекать пользу из полученного опыта; навыки самоконтроля и саморазвития; желание учиться и самосовершенствоваться дальше; | - решение задач с «лишними данными» - использование задач на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. - применение решения задачи различными способами. - предложение обучающимся самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.
| Определить, на сколько миллиметров уменьшится диаметр вала при обработке его на токарном станке, если площадь поперечного сечения вала уменьшилась вдвое , поперечный диаметр вала был 128 мм, а плотность материала заготовки равна 7,8 г/см. |
1. Определены состав и структура ключевых компетенций субъекта учебной деятельности на основе типов ведущей деятельности
2. Выявлены условия эффективности формирования ключевых компетенций в процессе становления обучающегося как субъекта учебной деятельности с помощью решения системы учебных задач.
3. Разработана система учебных задач на уроках математики,
4. Определено содержание диагностических методик и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся.
5. Разработана технология формирования ключевых компетенций на уроках математики
6. Разработана технология диагностико-коррекционного урока как элемент технологии формирования ключевых компетенций обучающихся
Вывод: Положительным результатом проведенной работы стало повышение мотивации к предмету математика, осознание значимости данного предмета при решении «профессиональных задач», повышение уровня сформированности ключевых компетенций.