СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций студентов через проектную деятельность на занятиях математического клуба

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность, наиболее удовлетворяет современным требованиям компетентностного обучения и позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт обучающихся. Осуществлять ее можно во внеурочное время, например на занятиях математического клуба.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций студентов через проектную деятельность на занятиях математического клуба»

Формирование ключевых компетенций студентов через проектную деятельность на занятиях математического клуба

Преподаватель ГБПОУ «ВПТ»

Курлович Е.П.


«Подлинное знание нельзя подарить человеку, оно должно быть приобретено им только ценой самостоятельных усилий»

Франц Хоффман


Современные социально-экономические процессы, происходящие в государстве, быстрое развитие науки, техники и информационных технологий оказывают непосредственное влияние на систему образования в целом и среднее профессиональное образование как один из ее компонентов. Кроме того, развитие общества характеризуется качественным изменением деятельности работника среднего звена, которое связано с широким внедрением в его деятельность современной техники. Таким образом, в процессе обучения должны быть созданы все условия для формирования личности, обладающей высокой общей культурой, фундаментальной профессиональной подготовкой, готовностью самостоятельно осваивать новые знания, ориентироваться в потоке информации и овладевать новой техникой и технологиями. Следовательно, образование должно обеспечивать формирование у обучающихся ключевых компетенций, способствующих адекватному внедрению во взрослую жизнь.

Выделяются следующие группы ключевых компетенций:

- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

- Коммуникативные компетенции. Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию а, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Одним из факторов, способствующих развитию ключевых компетенций, можно считать организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Проектная деятельность, наиболее удовлетворяет современным требованиям компетентностного обучения и позволяет преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт обучающихся. Осуществлять ее можно во внеурочное время, например на занятиях математического клуба.

Занятия в математическом клубе, сочетают в себе работу над учебными проектами, организацию интеллектуальных игр, подготовку к участию в конференциях и олимпиадах, экскурсии и встречи.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

На занятиях математического клуба, мы выполняем различные проекты. Некоторые можно отнести к межпредметным.

В этом году большое внимание уделялось проектам с экологической направленностью, т.к. 2017 год, назван годом экологии в России.

Членами клуба была создана проектно-исследовательская мастерская, в которой все участники разделились на группы по интересам и желанию. Каждая группа имела название: информационная (изучали информацию); социологическая (проводили опрос среди студентов на знание основ экологической безопасности); сценаристы ( создали видеоролик и разместили его в сети Internet (youtu.be, ВК)); творческая группа (разрабатывали модели из бросового материала (поделки), где выделены геометрические формы или комбинации различных геометрических тел, объекта; разработали буклет и наградные материалы для конкурса поделок).

Таким образом, проектная деятельность обучающихся на уроке математики и во внеурочной предметной деятельности, позволяет не только выполнять основные программные цели, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.








Использованные ресурсы:

https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-mezhdistsiplinarnyh-svyazey-matematiki-i-informatiki-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

https://docviewer.yandex.ru/view/1130000020487961/?*=YcCfqs7g2IJoXNEjcyP2rViO5717InVybCI6Imh0dHA6Ly93d3cuZWR1MjEuY2FwLnJ1L2hvbWUvNDUwOS9kb2MvcHVicy9mb3JtLmRvYyIsInRpdGxlIjoiZm9ybS5kb2MiLCJ1aWQiOiIxMTMwMDAwMDIwNDg3OTYxIiwieXUiOiIyNDk5NDAyODAxNDk2Njc3MDgzIiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNTEzNjIzNDQxNjgwfQ%3D%3D&lang=ru

https://infourok.ru/formirovanie-klyuchevih-kompetenciy-obuchayuschihsya-cherez-proektnuyu-deyatelnost-1327043.html


https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00726005_0.html