Формирование ключевых компетенций учащихся
средствами УМК СФЕРЫ
через систему компетентностно-ориентированных заданий
Королькова Светлана Викторовна – учитель географии
МКОУ СОШ п. Маяк
Искитимского района
Новосибирской области
Стратегия
- Описание критических условий и формулировка проблемы
- Описание стратегии преодоления критических условий:
- Объяснить, почему на данный момент УМК СФЕРЫ кажется мне наиболее отвечающим современным требованиям системы образования
- Попытаться доказать, что достаточно обширный состав этого УМК - явный плюс.
- Поделиться опытом, как я вижу процесс формирования ключевых компетенций учащихся средствами УМК СФЕРЫ
через систему компетентностно-ориентированных заданий
“ Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин
Понятие «компетентности» в контексте школьного образования
- мобильность, конструктивность, умение учиться
ЗНАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
Три варианта сценария возможного развития событий
- подмена одних ориентиров другими и отказ от знаниево-ориентированного образования;
- перенос акцента со знаний на умения и называние последних компетентностями ;
- выделение в традиционном подходе надпредметного (инвариантного) содержания, описываемого в виде УУД , и называние его компетентностями .
Важно в школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.
Качества, необходимые в 21 веке
- мобильность
- конструктивность,
- умение самостоятельно принимать решения...,
- способность к сотрудничеству,
- обладание чувством ответственности за судьбу страны
- готовность к решению проблем, - готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- коммуникативная компетентность
Описание критических условий и формулировка проблемы
Мотивы изучения географии
% учащихся
1. Можно получить практические навыки
100
2. Высокий балл по ЕГЭ позволит поступить в выбранное учебное заведение
50
3. Хочу много знать о родной стране и мире
67
4. Русский человек обязан знать свою страну
39
5. Мне интересен этот предмет
22
Поиск путей решения проблемы
- Личностно-ориентированное обучение
- проблемное обучение
- проектная деятельность
- исследовательское обучение
- информационно-коммуникативное обучение
- кейс-технологии
- использование ситуационных задач
- технология критического мышления
УМК СФЕРЫ по географии для ученика
УМК СФЕРЫ по географии для ученика
Формирование ключевых компетенций учащихся средствами УМК СФЕРЫ
«Гофокус», «Блокнот»
Метод «Квант»
Текст параграфа
«Чтение с пометкой инсерт», составление кластера
«Мои географические исследования»
Исследовательская компетенция
«Вы узнаете»
Этап целеполагания, формулировки темы
«Вспомните»
Создание проблемной ситуации
Актуальность использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка
Внедрение компетентностно-ориентированных заданий в предметное обучение – одно из направлений, связанных с реализацией школьных стандартов второго поколения. Компетентность при выполнении таких заданий «не противопоставляется знаниям или умениям, она включает их в себя, но не путем простого суммирования, а при свободном использовании наиболее эффективного для конкретной ситуации набора из имеющихся в арсенале ученика знаний и умений»
Структура КОЗ
Стимул должен быть кратким, НЕ отвлекать учащегося от содержания задания
Тема: «Географические координаты».
Стимул: Скоро весенние каникулы, очень часто мы с вами отправляемся в путешествие по городам России. Но пора расширять наши горизонты. Представим на миг, что мы получим возможность отправиться не только в города России, но и посетить зарубежные города и даже вершины гор и вулканов. Но для этого требуется выполнить одно условие, правильно определить географические координаты этих объектов, а затем поделиться информацией с другими ребятами.
ЗАДАЧНАЯ ФОРМУЛИРОВКА
- задает деятельность и формулирует требования к ответу:
- точно указывает ученику на ту деятельность, которую он должен совершить
- Должна быть истолкована единственным образом;
- должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;
- должна быть учащемуся интересна;
- должна соответствовать возрасту учащегося;
Формулировка задания.
Формулировка задания.
Формулировка задания.
Объект
Координаты
Нижний Новгород
Количество баллов
Норильск
4 балла ставится за каждое задание, если оно выполнено абсолютно верно. Отнимается по 0,5 балла за каждую ошибку в определении цифры или широты, долготы.
Итого: 15-16 баллов – «5»
12-14 баллов – «4»
8-11 баллов – «3»
Москва
Хабаровск
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Источник информации:
- Тетрадь-тренажёр стр. 8,
- атлас с. 6-7, 10-11
- Для тех, кто что-то забыл, учебник с. 50-51
БЛАНК ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.
ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ
- Задаёт способы и критерии оценивания результата, определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.
- Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа
- Модельный ответ - для открытых вопросов
- Аналитическая шкала -
Типы компетентностно-ориентированных заданий:
- Типы компетентностно-ориентированных заданий:
проблемная лингвистическая задача;
моделирование (лингвистическое и речевое);
исследовательская работа;
проект;
творческая работа.
Вопрос: «Мы с вами на уроках географии работаем по УМК СФЕРЫ. В результате такой работы изменилось ли что-нибудь в вашем отношении учёбе? Напишите о своих впечатлениях».
- - Я стал понимать, для чего выполняю то или иное задание
- - Мне стало спокойнее работать, потому что я точно знаю, как будет оцениваться моя работа
- - Мне интересно выполнять задания, потому что каждый раз решаю какую-то проблему
- - Мне легче выполнять задания по практикуму, так как в них дан план решения
- - Задания в тренажёрах интересные и познавательные
- - Учебник заставляет меня думать
- - Мои родители обратили внимание на тетради и учебник
- - С их помощью я научился сам себя проверять и контролировать
- - Они дают возможность мне работать в своём темпе
- - УМК даёт мне больше самостоятельности
«Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел.»
Марк Твен