СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных и интеллектуальных навыков и умений учащихся на уроках химии и биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В последнее время наблюдается возросший интерес к общеучебным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одним из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных и интеллектуальных навыков и умений учащихся на уроках химии и биологии»

Формирование коммуникативных и интеллектуальных навыков и умений учащихся на уроках химии и биологии

  Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.                      

Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Психологами установлено, что свойства психики  человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном  возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

   Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.

В последнее время наблюдается возросший интерес к общеучебным умениям и навыкам как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Факторов неуспеваемости и низкого качества знаний несколько, но одним из главных является неумение учиться. Есть достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения. В методической литературе приводится несколько классификаций общеучебных умений и навыков. Я остановилась на классификации педагога-психолога Лошкаревой Н.А. (слайд 2) Рассматривая общеучебные умения как объект управления образовательным процессом, она предлагает систематизировать их по четырем группам: 1) учебно-организационные, 2) учебно-интеллектуальные, 3) учебно-информационные, 4)учебно-коммуникативные.

Учебно-организационные умения и навыки (слайд 3)

Это одна из центральных групп ОУУН, в которую входят:

-организация рабочего места;

-выполнение правил гигиены учебного труда;

-принятие учебной цели;

-выбор способов деятельности;

-работа консультантом;

-планирование организации контроля труда.

Эта группа умений и навыков важна не только на этапе обучения в школе, но и в дальнейшей жизни учащихся. При формировании данной группы учитель должен ставить цель урока не только для себя, но и для учащихся. В процессе урока учить планировать выполнение заданий, отыскивать рациональные способы работы, учить детей самостоятельно себя контролировать.

Учебно-информационные умения и навыки (слайд 4)

Эта группа умений и навыков включает в себя способы получения знаний:

-чтение текста (осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жан­ров), -проведение информационно-смыслового анализа текста( ис­пользование различных видов чтения: ознакомительное, просмотро­вое, поисковое и др.).

-работа с учебником;

-практическая работа;

-работа с дополнительной литературой;

-работа со справочной литературой;

-выбор и использование выразительных средств языка и знако­вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в со­ответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

-усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи.

Более подробно рассмотрим формирование у учащихся коммуникативных и интеллектуальных умений и навыков.

Учебно-коммуникативные умения и навыки (слайд 5-6)

Эта группа умений и навыков предполагает развитие письменной и устной речи учащихся, формирование умения слушать.

Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.

Умения – это главная характеристика учебной деятельности школьника (включающая наряду с ними знания и навыки) – освоенный субъектом способ выполнения действия.

Социализация – процесс интеграции индивида в общество, в разнообразные типы социальных сообществ путём усвоения элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.

Классификация коммуникативных умений у различных авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: психологические особенности, информационные процессы, виды информации, источники информации .Будем использовать классификацию, выполненную по критерию “информационные процессы”, таким образом, данная группа умений состоит из следующих компонентов: умения хранить, обрабатывать и передавать информацию. (слайд 7)

Приём и передача информации предполагают умения  (слайд 8-9) - -слушать, читать, получать числовую и графическую информацию, читать жесты и позы, мимику лица и моторику тела, различать интонацию, говорить, писать, передавать числовую и графическую информацию, передавать информацию посредством жестов, мимикой и пантомимикой, интонацией.

Обработка информации предполагает умения  (слайд 10-11)

- искать в традиционных источниках: в алфавитном и предметном каталогах, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях;

- в компьютерных источниках: в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных;

- в других источниках: в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках.

В том числе перерабатывать: (слайд 12) на основе анализа, синтеза, сравнения, семантического и лексического свертывания, классификации, систематизации.

Хранение информации:  (слайд 13)

- на традиционных носителях: бумаге, в памяти, на видео-, аудиокассетах, фотографии;

- на компьютерных носителях: дискеты, винчестеры, CD-ROM и др., использование ПО (ОС, СУБД и др.).

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины:

-недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,

-отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих учащимся более осознанно и свободно пользоваться языком в учебных и других целях.

Для обеспечения развития общеучебных навыков необходимо определить уровень коммуникативности учащихся. Планировать деятельность ученика с учетом развития сферы общения, индивидуальных особенностей.

В своей работе, для формирования учебных навыков и применения различных приемов учебной деятельности, использую уровни коммуникативности (недостаточный, критический, достаточный). (слайд 14)

Проанализировав возрастную характеристику качеств личности учащихся в 7 и 8 классе, когда в учебный план вводится предмет химия, я пришла к неутешительному выводу, что учащиеся к введению нового предмета, содержащего большой объем новых понятий физиологически не готовы. Подростки на основании проведенных исследований обладают следующими качествами,способствующими обучению :
- общие показатели В Н Д в среднем составляют 52 %

- скорость запоминания -50%
-развитие умственной работоспособности - 60 %

-качество ( точность работы) – 84 %
-внимание на уровне учащихся 1 класса и составляет – 26%
У 3 учащихся из 10 показатель качества знаний и сформированности общеучебных умений ниже 25 % ;есть учащиеся с плохо сформированным фонетическим слухом – дислалией,с дисграфией,поэтому для них очень проблематично воспринимать большой объем новых незнакомых понятий на слух, а также трудно формируется овладение предметными понятиями и определениями и употребление предметных терминов в своей речи.
Я стараюсь включать таких учащихся в диалог, развивать их монологическую речь, совершенствовать технику письма, развивать умение слушать собеседника, делать записи по ходу объяснения, чтения текста учебника.

Для развития умений устной речи, пересказывать в 7 классе при знакомстве с химическими элементами дается домашнее задание: подготовить рассказ о химическом элемента (для каждого ученика свой). При этом излагаются требования: рассказ не более 1мин., должен содержать самую интересную информацию доступную и понятную всем (при использовании незнакомых слов попросить их объяснить).

Рекомендации для публичного информационного выступления вывешиваются на стенде в кабинете. (слайд 15) При изложении рассказа все учащиеся составляют вопросы к докладчику, которые можно спросить сразу после выступления или собрать выборочно и проверить в конце урока.

Еще два метода, которые использую на уроках биологии и химии.

Метод учебной дискуссии:  (слайд 16)

Дискуссия рассматривается как универсальное явление, которое, по существу, механически можно переносить без изменения из одной области в другую, например, из науки в профессиональную педагогику .

  Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

  Учебные групповые дискуссии дают хороший результат при изучении и проработке сложного материала и формировании нужных установок. Этот активный метод обучения обеспечивает хорошие возможности для обратной связи, подкрепления, практики, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую. (слайд 17)

  Наилучший эффект, наиболее полноценное вовлечение аудитории в работу наблюдается при соблюдении некоторых правил, заранее оговариваемых( например, корректные высказывания, отсутствие иронии, осуждения, агрессии и т.д.) и одного условия, а именно: очевидная актуальность обсуждаемой темы или вопроса . В плане формирования коммуникативных навыков от учащихся требуется следующее ( или вырабатывается в ходе урока):

 - навык «активного» слушания

 - навыки речевой и невербальной коммуникации

 - умения анализа и обобщения

 - рефлексия

Темы, предлагаемые для обсуждения: « Химическая индустрия и глобальное потепление», «Пестициды и продукты питания» 

Деловые и ролевые игры(слайд 18)

Метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными, зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Деловые игры характеризуются направленностью на снятие определенных проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся способностей участников учебной деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм. Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры. По своей сути этот метод обучения является особой формой коммуникации. Завершается деловая игра подведением итогов, где основное внимание направлено на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Однако завершающая фаза может быть расширена до рефлексии всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д. (слайд 19)

Я применяю игры на уроках химии - биологии уже несколько лет, это и деловые, и дидактические, и ролевые игры. Наблюдая за учащимися, я пришла к выводу, что деловые и ролевые игры им нравятся. Но большим "спросом" пользуются дидактические игры (кроссворды, лото, домино, игры-задания и д.р.). (слайд 20)

Например, в седьмом классе я провожу скоростные эстафеты . Ученики по очереди подбегают к доске и пишут в столбик по одному химическому элементу,оксиду,кислоте и т. д,либо решают задачи(чей ряд быстрее). Как только один садится на свой стул, к доске устремляется следующий. Условие: повторяться нельзя. Победителей устанавливаю дважды. Первый раз – кто быстрее, второй – кто выполнит химически грамотнее.

Уроки подобного рода проходят интересно, активно, позволяют разнообразить и разгрузить образовательный процесс, с одной стороны. С другой-решают сложную психолого-педагогическую задачу, т.к.: «Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике.»

Учебно-интеллектуальные умения и навыки(слайд 21)

Эта группа подразумевает овладение учащимися приемами умственной деятельности:

-сравнение;

-анализ и синтез;

-систематизация;

-обобщение;

-абстрагирование;

-моделирование;

-классификация;

-причинно-следственные связи;

-мысленный эксперимент.

Понимая неоценимую роль данных умений и навыков для нашего предмета, учителя должны не забывать, что сами по себе они не формируются и на каждом уроке необходимо систематически работать над формированием и развитием интеллектуальных умений, опираясь при этом на уже известное детям. При правильной организации труда учащиеся должны не только осмысливать и усваивать отдельные научные термины, но и понимать весь объем научных знаний в совокупности. Рассмотрим сущность важнейших интеллектуальных умений .

 Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.
Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств , выделенных в результате анализа. (слайд 22)
Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать , что в начале идет чистый анализ , а затем начинается чистый синтез. В начале анализа уже имеется какая-то общая идея, представление об изучаемом объекте, так что анализ начинается в сочетании с синтезом. Изучив несколько частей целого, начинается делаться обобщение, приступая к синтезу первых данных анализа. Таких ступеней может быть несколько, перед тем как будут изучены все части целого.
Анализ и синтез направлены на выделение существенных признаков . 
Под признаком понимают компоненты , отношения между ними, свойства объекта и его отношения к другим объектам , по которым его можно узнать , определить, описать.
 Существенные признаки – это признаки , без которых данный объект существовать не может , если существенный признак исключить , то объект перестанет существовать, например если вода утрачивает жидкое состояние, то она перестает быть водой , становясь при этом либо льдом 
( твердое состояние) , либо паром ( газообразное состояние) – при рассмотрении агрегатного состояния вещества. (слайд 23)

Таким образом , анализ и синтез –это способы познания, позволяющие определить сущность объекта , т.е. выделить его существенные признаки.
Другим способом познания является сравнение. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и / или различия объектов.
Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это, то чем один сравниваемый объект отличается от другого. (слайд 24)

Сравнение – сложный способ изучения объектов. В качестве иллюст -
рации можно привести строки из одного известного стихотворения:
 Чем отличается рыбка от речки?
Чем отличается хлев от овечки?
Чем отличается повар от супа?
Сравнивать так интересно, но иногда это глупо.
Обобщение – еще один способ познания . 
Обобщение –это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует , что обобщение базируется на анализе и синтезе , направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определение понятий. (слайд 25)

Определение понятий – это способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Объем понятия – это определяемые объекты. Содержание понятий – это совокупность существенных признаков определяемых объектов. Таким образом, понятие –это слово или словосочетание , обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные свойства. Например, объемом понятия 
« основание» являются все основания ; объем понятия « однокислотные основания» ограничивается основаниями , которые образованы с металлами первой группы ; объем понятия « основание КОН » исчерпывается одним соединением – с металлом калием.Содержание понятия тесно связано с его объемом. Так , для понятия « основание» характерны 2 существенных признака, составляющие его содержание – «сложные вещества» и «состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидрооксогрупп».
Очевидно, что важнейшими качествами правильного мышления являются его убедительность и обоснованность. Поэтому доказательство и опровержение являются еще одним важнейшим способом познания. 

Доказательство – это рассуждение , устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказательных ранее утверждений.
Опровержение – это рассуждение , направленное на установление ложности выдвинутого утверждения. 
Что же такое истина? Истина – это достоверное отражение существенных признаков предметов и явлений. Истина - это то , что понятно, открыто для человека, в данном случае ученика. Понять – это значит определить существенное, а существенные признаки познаются посредством анализа и синтеза , сравнения, обобщения, формулируются в процессе определения понятий. Истинность может доказываться посредством приведения хорошо известных фактов, четко определенных понятий, а также более общих положений, законов, теорий, полученных в результате обобщения.
Методические приемы работы : (слайд 26)
Перевод терминов на русский язык, что делает запоминание более осмысленным. Например, термин адсорбция (от лат. ad — на, и sorbeo — поглощаю, всасываю), поглощение какого-либо вещества из газа или раствора поверхностным слоем другого вещества. Альдегид(искаж. лат. al(cohol) dehyd – алкоголь, лишённый водорода).

Задания, в которых школьник выбирает один правильный ответ из предложенных вариантов.

Задания, в которых ученикам необходимо вставить пропущенное слово. Например:

Свойство химического элемента образовывать несколько простых веществ называют …

Выберите утверждение, где вместо пропусков необходимо вставить слова «химический элемент» (слайд 27)



1)

…кислород активно реагирует с натрием

2)

…кислород необходим живым организмам для дыхания

3)

источник поступления …кислорода в атмосферу – фотосинтез

4)

самый распространенный на Земле … кислород

Задания на соответствие: Установите соответствие между уравнением и типом химической реакции. (слайд 28)



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ТЕРМИН

А)

Процесс, в результате которого из двух и более веществ получается одно сложное вещество

1)

Реакция разложения

Б)

Процесс, в результате которого из одного вещества получается два и более новых вещества

2)

Реакция обмена

В)

Реакция, в ходе которой сложные вещества обмениваются своими составными частями

3)

Реакция замещения

Г)

Реакция, в которую вступают простое вещество и сложное вещество, а в качестве продуктов получаются новое простое вещество и новое сложное вещество

4)

Реакция соединения

Терминологические диктанты. В конце тетради (5 листов) записываются термины. На первом уроке необходимо учащихся предупредить о том, что диктанты по терминам могут быть на любом уроке, поэтому желательно термины заучивать сразу после записи. Из этого списка учитель берет термины для диктанта. В ходе диктанта школьникам необходимо сформулировать определение предложенных понятий и записать их в тетрадь.

Графические диктанты. Учитель предлагает определение понятия, ученик должен выбрать верно или неверно это определение и в тетради записать условный знак. Для этого в тетради чертится простым карандашом отрезок 10 см, разбивается на 10 частей по 1 см. Затем внизу части отрезка нумеруются: 1, 2, 3… Учитель зачитывает определения по порядку, повторяя 2 раза. Графические диктанты по мнению Г.Л. Маршановой позволяют формировать умения учащихся работать в строго отведенное время и отвечать на вопросы разного типа; развивать умения и навыки применять условно-графические изображения учебной информации на бланках, умения быстро воспринимать информацию со слов учителя и в сжатые сроки представить отчет в условно-графической форме (перекодирование информации). Учитель составляют «ключи» для проверки или взаимопроверки.

Применение приема схематический педагогический рисунок

(слайд 29)

Среди средств наглядности, обеспечивающих связь между конкретным и абстрактным, в преподавании биологии большое место занимает педагогический , меловой рисунок. Это позволяет выделить существенные черты в объектах и явлениях, помогающих формированию понятий, развитию воображений и абстракции.

Рисунок который изображает учитель на доске «живой, мгновенный, конструктивно простой»

Обязательные требования к педагогическому рисунку:

- Графическая грамотность

- Простота

- Ясность выражения

- Связь со словом

Меловой рисунок учителя на доске имеет преимущество перед печатным, восприятие которых не всегда дает возможность ученику усвоить последовательность анализа объекта и его существенные детали.

Применение педагогического рисунка: (слайд 30)

Поясняющий строение (цветок, сердце)

Поясняющий физиологические процессы (фагоцитоз, рефлекторная дуга)

Рисунок при проверке знаний (воспроизвести рисунок, дорисовать, обозначить)

Не надо забывать о развитии общеучебных умений и при диагностике знаний. Чаще всего на уроках используется опрос. Например, для проверки умения критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации (находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний).

При изучении темы: «Белки» в 10 классе предлагается задание: (слайд 31)

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, ука­жите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Белки - это биологические полимеры.

2. Мономерами белков яв­ляются аминокислоты.

3. В состав белков входит 30 разных аминокис­лот.

4. Все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных.

5. Аминокислоты соединяются в молекуле белка нековалентными пептидными связями.

При изучении темы: «Кислород. Водород» в 8 классе задания следующего типа: (слайд 32)

1. В строке перечислены четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите лишнее слово и подчеркните.

Кислород, азот, углекислый газ, водород.

Кавендиш, Лавуазье, Пристли, Грин.

Перманганат калия, оксид фосфора (V), вода, перекись водорода.

2. В каждой строке перечислены три слова. Найдите общее для этих понятий название (признак или свойство) и запишите его. (слайд 33)

Окисление, горение, дыхание — ______________________

Кислород, водород, озон — __________________________________

железо, медь, золото — ______________________________

3. Вам предложен перечень из четырех взаимосвязанных понятий.

(слайд 34)Расположите их таким образом, чтобы прослеживалась цепочка от частного понятия к наиболее общему.

Например: орнитология → зоология → биология.



Перечень понятий: вещество, молекула, атом, физическое тело.

____________ ___________ _____________ →_____________

В 7 классе при проектировании учебной темы « Состав, строение и свойства веществ использую следующие методы :
- объяснительно –иллюстративный , а именно рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, изложение материала с демонстрацией средств наглядности ( записей на доске и кодопленке);
- эвристический – дискуссия , самостоятельная работа с текстом учебника по технологии критического мышления ( с пометками в тексте :
знаю, хочу узнать, интересный факт); самостоятельная работа учащихся с наглядностью ( сопоставление, выявление общего и частного, обобщение, выводы).

Использую для формирования и развития интеллектуальных умений учащихся при работе над данной учебной темой следующие упражнения: 
1. На основе сопоставления и сравнения записей соединений веществ и выявлении общих существенных признаков сформулируйте определение; выведите общую формулу для класса соединений;

2. Нахождение заданных веществ в « сплошном тексте»;

3. Составление формул веществ по образцу записей, по тексту, с переходом из класса в класс;

4.Классификация соединений классов веществ по заданному признаку;

5. Соотнесение веществ различных классов со свойствами, областью применения, нахождением в природе;

6.Определение класса и названия данных веществ по алгоритму и без;

7. Сопоставление веществ различных классов , выявление признаков сходства и различия;

8. Составление схемы классификации веществ по составу;

9. Доказательство принадлежности вещества к определенному классу .

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
         На уроках химии и биологии и во внеурочное время учитель имеет возможность наряду с развитием перечисленных компетенций активно использовать и другие современные образовательные технологии: проблемное и адаптивное обучение,  перспективно-опережающее обучение, развитие критического мышления, использование уровневой дифференциации, применение групповых и интерактивных форм обучения. Данные виды технологий являются базовыми, поддерживающими компетентностно-деятельностное обучение в проекте модернизации образования.

Внеурочная деятельность позволяет проявить знания и способности:

- творческие;

- организаторские;

- исследовательские;

- ораторские и другие. (слайд 35)

Ясно, что при изучении предметов естественнонаучного цикла надо опираться на компетентностный подход, цель которого – развить способности и самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе социального опыта, в том числе и личного.
Компетентностный подход предполагает построение процесса обучения для формирования у школьников широкого спектра компетенций и их совокупности (системы) – компетентности. Такой подход связан в первую очередь с исследовательской и проектной деятельностью учащихся. 
   Учителями школы накоплен большой опыт работы по данному направлению.

Основные направления работы в системе внеурочной деятельности:

-  Подготовка и участие в предметных олимпиадах.

-  Проведение предметных недель.

 - Проектная деятельность.

 - Занятия кружков, элективных курсов и модулей в старших классах.

 - Работа летнего экологического лагеря. (слайд 35)

Работать над проектом ребёнок может как самостоятельно, под руководством учителя, так и в группе или команде своих единомышленников. Что даёт подобная практика?
Деятельность в разновозрастных командах даёт возможность всем участникам максимально проявить свои возможности и способности, при этом старшие  помогают младшим. 
По опыту можно сказать, что такая форма работы предполагает возможность высказывать своё мнение,  не бояться быть непонятым или поднятым на смех, при этом каждый участник может выбрать  роль в выполнении общего дела по своим силам, действуя самостоятельно или в коллективе. А также развитию умений слушать, поощрять, выполнять роли координатора и участника группы сотрудничества, освоить способы конкуренции.
Практическая деятельность  проявляется в проведении акций, составлении анкет, интервьюировании  школьников и местных жителей, проведении аналитических исследований, формулировки выводов, оформлении и распространении полученных данных исследований, организации и проведении праздников, презентаций своих результатов.  Хотелось бы отметить, что для профессионального и личностного развития учителя общение имеет огромное значение. Оно выступает как фундаментальное условие связывания индивидов в профессиональное сообщество и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому писателю и мыслителю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Какие же коммуникативные компоненты деятельности учителя можно выделить:

- мотивация школьников,

- владение содержанием учебного предмета,

- обратная связь с классом,

- умение выстраивать межпредметные и внутрипредметные связи.

С позиций ориентации на развитие личности необходимо не забывать об  индивидуализации педагогических воздействий. Если мы говорим о развитии коммуникативных способностей, то следует  помнить, что каждая личность развивается по-своему: успех зависит не только от предметного знания или навыков научного исследования, но и от специфики мышления и других личностных особенностей.   

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!