Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных компетенций школьников через организацию учебно-исследовательской деятельности по химии»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуациям общения. [2] При изучении химии в школе развивать все составляющие коммуникативной компетенции (языковую, лингвистическую, предметную и прагматическую) помогает организация учебно-исследовательской деятельности. [1] Коммуникативная компетентность подразумевает присутствие ряда качеств у субъектов коммуникации. Формирование этих качеств может осуществляться как в урочное время, так и на внеклассных мероприятиях.
Систематическое выполнение домашних и обязательных программных экспериментов (демонстрационных и лабораторных опытов, практических работ) способствует повышению культуры устной и письменной речи - со временем учащиеся учатся быстро, кратко, четко, грамотно (без ошибок и противоречий) формулировать цели и выводы, описывать наблюдения. Школьники пробуют налаживать коммуникацию в группах (распределять роли, ответственность, планировать совместную деятельность, договариваться о взаимопомощи и др.); давать развернутые, а неодносложные ответы, аргументировано дискутировать, слушать оппонентов. Выполнение классных проектов (доклады, рефераты, презентации и др.) на стадии сбора, анализа, обработки материалов обогащает предметную и общую лексику учеников. Школьники оперируют новыми для себя понятиями, активнее используют синонимы и идиомы, научные выражения и др. (работа с текстами, общение между собой и представителями разных социальных групп, проведение анкетирований и др.). У учащихся развивается умение активного слушания (обмен или получение информации при личном контакте), совершенствуется этикет общения, повышается грамотность письменной речи (за счет большого объема прочитанной информации). Стадия защиты проектов важна для развития ассертивности (уверенности) ребят и совершенствования их ораторского искусства (учащиеся оптимизируют темп, громкость, интонацию, акцентность речи, продумывают паузы и риторические вопросы, учитывают возможности невербальных средств общения – мимики, жестов и др.).
Внеклассная учебно-исследовательская деятельность позволяет работать над крупными исследовательскими проектами, которые по времени (а часто и по месту) невозможно реализовать в рамках обычного урока. Ученикам часто приходится налаживать общение в непривычной для себя обстановке с незнакомыми людьми (с преподавателями ВУЗов, лаборантами, попутчиками на выездные конференции и т.д.), что развивает коммуникабельность, знакомит с проблемами людей, развивает эмпатию, учит избегать конфликтов, налаживать переговоры. Выступления на конференциях перед аудиторией заставляют продумывать коммуникативные стратегии и тактики (подготовка к вопросам жюри, ведение дискуссий и др.). Перевод аннотаций на английский при печатании статей обогащает предметную лексику в рамках данного языка. Инсценировка (как итог исследования) химических открытий, эпизодов из жизни ученых на уроках и внеклассных мероприятиях развивает артистизм учеников.[3] Развитие всех составляющих коммуникативной компетенции способствует успешной самореализации учеников, позволяет лучше адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов - нефилологов // Русский язык за рубежом. — 1990. — № 4.
2. Коммуникативная компетенция. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rlspace.com/kommunikativnaya-kompetenciya/. - Дата доступа: 06.01.2017.
3. Коммуникативная компетенция. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/abc/k/kommunikativnaya_kompetenciya.html. - Дата доступа: 20.12.2016.