СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на Методическом Объединении. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Формирование и развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для проживания в современном обществе»


Девиз:

«Верьте в силы ребенка и помогите обрести веру ему…»


Песня:

«Знает точно каждый ученик,

Что без школы мир тускнеет вмиг,

Наша школа наш родимый дом,

И без школы мы не проживем.

Наша школа – это чудо,

В ней так весело всем людям. В ней так здорово всем детям.

Пусть так будет! Пусть так будет!

Пусть учитель с нами очень строг –

Постараюсь выучить урок,

Я не буду у доски молчать,

Пусть поставит мне оценку «пять».


В современном мире России наблюдается тенденция развития системы образования с гуманистической направленностью. В Федеральном государственном стандарте уделяется внимание формированию коммуникативных умений школьников.

«Формирование коммуникативных умений – это необходимая объективность, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в предстоящей деятельности.»

Коммуникативные умения необходимо формировать в младшем возрасте, потому что этот возраст является самым благоприятным для ведения ребенка в речевую среду, развитие у детей интереса к получению знаний, формированию навыков учебной деятельности, самостоятельности. Проводиться работа по общему речевому развитию, как устной, так и письменной речи. У детей обогащается словарный запас, формируется правильная речь в разных формах коллективной деятельности. Задача начальной школы – помочь детям, которые начали обучение в 1-2 классах, безболезненно адаптироваться к учебной деятельности и определить себя в качестве учащегося, в 3-4 классах задача усложняется – это всемерное развитие интересов, склонностей, умений общаться со сверстниками, со старшими товарищами.

Сформированность коммуникативных умений позволит ученику:

- быть успешным в учебе;

- освоить новый учебный материал в сотрудничестве в педагогом и одноклассниками;

- обмениваться имеющим жизненным опытом.

Формирование коммуникативных умений наиболее эффективно при групповой деятельности, направленной на достижение общей цели. Учащиеся и педагоги выполняют какое – то общее дело. Например, «Газета к празднику Осени»

  1. Намечается план действий – что поместим?

  2. Я подбираю фотографии, текст

  3. Дети вырезают, клеют, рисуют и т.д.

Такое коллективное творческое дело можно следать всем вместе в семье. Например, открытку на день рождение или навести порядок дома. Дети учатся работать в команде, что немало важно для будущей взрослой жизни, они видят преимущества коллективного труда, когда цель достигается благодаря идеям сразу нескольких человек.

Проблема общения младших школьников актуальна. Дети постоянно меняются, как и меняется вся жизнь. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимание стали уделять общению со сверстниками, с природой и с самим собой. А вечно занятые родители чаще всего мало уделяют ребенку. Куда ему идти, с кем разделить свои сомнения, свою радость, как научиться разбираться в других людях, как общаться со сверстниками? Нам, взрослым, это кажется пустяком – вырастит – поймет – научится.

Вырастит? Да! Но поймет и научится сам – навряд ли. Ведь общение бывает негативное (распитие спиртного, хулиганство, драки, нецензурная речь и т.д.), а бывает и позитивное общение:

– умение ориентироваться в партнерах (а с тем ли я дружу?);

- умение согласовать свои действия с действиями товарищей, умение доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

- умение оценивать результаты совместного общения, принимать правильное решение, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение);

- умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с товарищами;

- умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к другим детям.

Как правило, многие дети не уверены в своих силах, очень чувствительны к оценкам взрослого, постоянно нуждаются в помощи взрослого, поэтому педагоги и родители должны проводить коррекционную работу по социально – эмоциональному развитию. В условиях школы важная роль отводиться игре.

«Обучайте в игре. Ведь человеку отведено так мало времени для этого увлекательного способа познания»

Наиболее важными функциями игры являются:

- воспитательная функция;

- развивающая функция;

- игротерапевтическая функция;

- коммуникативная функция.

Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяют корректировать возникающие проблемы и трудности общения. На больших переменах мы проводим спортивные переменки, на уроках – физ. минутки, динамические паузы, дни здоровья, спортивные часы, делается ежедневная утренняя зарядка, а самое главное -ежедневное приучение воспитанников к соблюдению правил личной гигиены. На уроках чтения, русского языка создаю такие ситуации, которые пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Это игры в магазин (при прохождении тем «Меры массы, меры стоимости») где ребенок выступает в роли покупателя, учитель – в роли продавца. На уроках чтения формирую представление о хороших поступках и плохих, формирую бережное отношение к природе.

Ориентируя ребенка на самостоятельную жизнь в современном обществе, мы должны прогнозировать, какие умения и навыки ему пригодятся в будущем, как он будет выглядеть в социальном окружении. На уроках труда наши дети знакомятся с профессиями столяра, швеи. Это пришивание пуговиц, забивания гвоздей, лепка из пластилина, экскурсии в наши мастерские, где дети видят, как работают и что делают на уроках труда наши старшие ребята. Эти навыки родители должны развивать и закреплять дома. На уроках развития речи мы обыгрываем ситуации « На ферме» уход за домашними животными и птицами, уход за комнатными растениями, проводим практические работы по уходу за одеждой, обувью, за посудой. Закрепление навыков – дома.

Очень большое внимание на уроках письма уделяю предложенным по охране здоровья:

- уход за волосами (стрижка, расчёсывание);

- уход за кожей (умывание. Мытье);

- уход за ногтями и т.д. (все эти навыки должны закрепляться дома с помощью родителей, воспитателей).

Обыгрываю ситуацию на тему «Вы пришли в больницу». Куда обратиться, что должно быть с собой, правила поведения в больнице, не приеме у врача и т.д.

На уроках ритмики дети учатся с помощью учителя двигаться, согласовывать свои движения с музыкой. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить свои эмоции, «выплеснуть» энергию. Для достижения результата при построении занятий создается атмосфера радости, хорошего настроения.

Во внеклассной работе и на уроках чтения мы часто разыгрываем в лицах различные произведения (сказки, рассказы). Чтобы изобразить героя, ребенок должен понять каков персонаж, почему он так поступает, представить героя, выразить роль мимикой, эмоцией, телодвижением. Нашим детям нравиться лось и нравиться смотреть постановки кукольного театра, участие детей других классов в качестве зрителей положительно влияет на эмоции детей. Радость, смех, учатся оценивать хорошие и плохие поступки героев, адекватно реагировать на окружающее действие. Коррекционная роль театральных постановок заключается в следующем:

- развитие внимания;

Развитие мышления;

- развитие памяти;

- развитие речи;

- развитие творческих, артистических способностей;

- эмоциональное развитие.

Созданию и укреплению коллектива, развитию различных форм сотрудничества детей и взрослых способствуют праздники. В их подготовку включаются все наши ученики. Праздник дает возможность объединить детей в большой коллектив. Тематика праздников различна. Это «День Знаний», «Золотая осень» - дарит возможность ощутить красоту родной природы, выразить свои эмоции через музыку, стихи, рисунки. «Новый год» - любимый всеми праздник с Дедом Морозом. Это мир волшебства. «День защитника Отечества» - педагогами передается социальный опыт, который необходим детям во взрослой жизни, в беседах, рассказах, экскурссиях в музей. Н 8 марта мы много говорим о мамах, о роли женщины в семье и воспитании детей. Проводим праздник «Проводы Зимы», где дети угощаются блинами и узнают традиции русского народа, его обычаи. Главный праздник в школе «День рождения школы». Он проходит на «ура». Дети дарят школе подарки в виде рисунков, аппликаций, газет, поделок, песен, танцев, т.е. дети проявляют свои творческие способности.

В процессе подготовки к празднику и во время активного участия в праздниках у ребенка

- стимулируется речь;

- расширяется общение;

- развивается слуховое внимание,

- развивается пространственные представления,

- развиваются координация движений, чувство ритма.

Родители, которые приходят на наши праздники имеют возможность наблюдать своих детей в необычной обстановке, видят динамику их развития, имеют возможность увидеть ребенка в общении с детьми и взрослыми. Но какие бы изменения не происходили с вашим ребенком на занятиях, они приобретают значение для развития личности ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного процесса не может привести к хорошему результату, если изменения в поведении, установках, эмоциональных состояниях ребенка не находят понимания и отклика у его родителей, воспитателей.

Мы педагоги советуем родителям.

Побольше разговаривать с детьми, интересуйтесь его успехами, активно участвуйте в жизни класса, школы, осознавайте важность сотрудничества, повышайте родительскую компетентность в воспитании ваших детей. Многое в воспитании детей зависит от настроя и поведения родителей и лиц их заменяющих. Мы хотим видеть вас в школе не пробегающими, а заинтересованными, болеющими за результаты обучения и развития вашего ребенка и самим принимать активное участие в жизни класса, школы, т.е. создавать социальную микросферу, оптимальную для гармоничного развития вашего ребёнка и нашего ученика.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!